Consolidated PB4Y-1 Liberator - дальний морской разведчик и патрульно-противолодочный самолет, четырехмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с двухкилевым оперением, убирающимся шасси. Морской вариант тяжелого бомбардировщика В-24. Последний был создан в КБ "Консолидэйтед эйркрафт корпорейшн" под руководством А. Лэддена. Опытный образец
бомбардировщика, ХВ-24, совершил первый полет 29 декабря 1939 г. Серийное производство было развернуто в декабре 1940 г. Самолет строился на заводах "Консолидэйтед" (Сан-Диего, Форт-Уорт), "Дуглас" (Талса),
"Норт Америкэн" (Даллас), "Форд мотор" (Уиллоу-Ран). В общей сложности изготовлено 17 104 экз.
Как противолодочный самолет и морской разведчик, "Либерэйтор" состоял на вооружении Королевских ВВС Великобритании с мая 1941 г., ВВС армии США - с февраля 1942 г., ВМФ США - с августа 1942 г., ВВС
Канады - с конца 1942 г. Впервые переделка "Либерэйтора" в патрульно-противолодочный самолет была предпринята в Великобритании в мае 1941 г. С июля 1941 г. противолодочные "либерэйторы"
разместили на базах в Северной Ирландии для патрулирования Атлантики. Береговое командование первоначально применяло для охоты за субмаринами не переделанные бомбардировщики модификаций II, III и IIIA.
Затем появились следующие модификации:
-
"Либерэйтор" I с
моторами R-1830-S3C4-G, РЛС, вооружение 4x20+6x12,7;
-
"Либерэйтор" GR.III на базе
бомбардировщика B-24D с моторами R-1830-S4C4-G, установкой РЛС, часть
машин оснащалась импульсными прожекторами, вооружение 2x12,7+9x7,69,
8хНУР;
-
"Либерэйтор" GR.V на базе
B-24G, антенна РЛС в обтекателе под носовой частью фюзеляжа, некоторые
самолеты имели импульсный прожектор, вооружение 9x12,7;
-
"Либерэйтор" GR.VI на базе
B-24H, аналогичный GR.V;
-
"Либерэйтор" GR.VIII на
базе B-24G, аналогичен GR.VI с мелкими изменениями по оборудованию.
В США завод "Консолидэйтед" в Сан-Диего с августа 1942 г. строил специально для морской авиации самолет PB4Y-1, отличавшийся от В-24 оборудованием. PB4Y-1 изготовлялись на базе модификаций D, J, L и М
и имели все внешние черты данных вариантов, выделяясь только вооружением. Поздние модификации комплектовались носовой турелью "Эрко", на самолетах ВВС не встречавшейся.
Моторы R-1830-43, с варианта на базе B-24J - R-1830-65. Вооружение всех PB4Y-1 10-11x12,7, бомбы до 5800-5900 кг (у английских модификаций бомбовая нагрузка та же). Экипаж- 7-9 чел.
Всего выпущено 977 экз. PB4Y-1 без транспортных вариантов RY-1 и RY-2.
С сентября 1942 г. эти самолеты появились в Исландии, откуда начали контролировать судоходный маршрут из портов США в Англию. Позднее были размещены также на Ньюфаундленде и в Великобритании. Это
позволило полностью "перекрыть" Северную Атлантику.
Активно участвовали в боевых операциях на Тихоокеанском театре, в том числе как дальние разведчики и тяжелые бомбардировщики, в частности, при работе по целям на о. Новая Британия.
В-24 с РЛС использовали для патрулирования моря и побережья США до августа 1943 г. и ВВС армии. Позднее их передали флоту под той же маркой PB4Y-1.
Производство "либерэйторов" прекратили в июне 1945 г. В США PB4Y-1 сняли с вооружения в 1951 г., в Великобритании GR.VIII - в 1947 г.
Модификации
: |
|
|
PB4Y-1 |
основная серийная модификация. |
Liberator I |
с моторами R-1830-S3C4-G, РЛС, вооружение 4x20+6x12,7. |
Liberator GR.III |
на базе бомбардировщика B-24D с моторами R-1830-S4C4-G, установкой РЛС, часть машин оснащалась импульсными прожекторами, вооружение
2x12,7+9x7,69, 8хНУР. |
Liberator GR.V |
на базе В-24G, антенна РЛС в обтекателе под носовой частью фюзеляжа, некоторые самолеты имели импульсный прожектор, вооружение 9x12,7. |
Liberator GR.VI |
на базе В-24Н, аналогичный GR.V. |
Liberator GR.VIII |
на базе B-24G, аналогичен GR.VI с мелкими изменениями по оборудованию. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
PB4Y-1 |
Размах крыла, м |
31.53 |
Длина, м |
20.18 |
Высота, м |
4.83 |
Площадь крыла, м2 |
46.73 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
17236 |
нормальная взлетная |
25401 |
максимальная взлетная |
32295 |
Тип двигателя |
4 ПД Pratt Whitney R-1830-65 |
Мощность, л.с. |
4 х 1200 |
Максимальная скорость , км/ч |
485 |
Крейсерская скорость , км/ч |
295 |
Практическая дальность, км |
4560 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
9800 |
Экипаж |
7-10 |
Вооружение: |
десять-одинадцать 12.7-мм пулеметов М2 Бомбовая нагрузка - до 5900 кг |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2012
|