В 1943 году ВМС США совместно с компанией "Convair" приступили к оптимизации
самолета Liberator для решения противолодочных задач и патрулирования удаленных
районов океана. Прототип XPB4Y-2 поднялся в воздух 20 сентября 1943 года.
На "Two-by-Four" ("Два на четыре"), как прозвали самолет летчики, установили
один очень высокий киль, полностью перепроектировали фюзеляж, удлинив его до
22,73 м, и поставили 1350-сильные двигатели R-1830-94 без турбонагнетателей,
излишних при выполнении полетов на малых и средних высотах. Мотогондолы
приобрели вид вертикального эллипса в сечении, в то время как исходные
мотогондолы из-за наличия турбонагнетателей имели сечение, близкое к
горизонтальному эллипсу. Оборонительное вооружение составили шесть спаренных
12,7-мм пулеметов. Запас топлива увеличили, а количество членов экипажа возросло
до 11. На самолете установили самое совершенное по тем временам радиолокационное
и поисковое противолодочное оборудование. Масса боевой нагрузки (бомбы, торпеды,
морские мины или глубинные бомбы) составляла 3628 кг.
Privateer начал поступать в эскадрильи авиации ВМС США в январе 1945 года,
первыми самолет получили дислоцированные на островах Тиниан и Мидуэй эскадрильи
VPB-118 и VPB-119. Последнюю в марте перебросили на базу Кларк-Филд (Филиппины),
откуда экипажи наносили бомбовые удары по оккупированной японцами части Китая
вплоть до самого окончания войны. В апреле VPB-118 перебазировалась на Окинаву.
Самолетами Privateer перевооружили эскадрилью VPB-106, некогда первой получившей
самолеты PB4Y-1, и она второй раз за войну была направлена на Тихий океан. До
конца войны было сформировано восемь новых эскадрилий с Privateer.
Privateer имел возможность нести две 726-кг планирующие бомбы Bat на
подкрыльевых пилонах. Например, пара таких бомб была сброшена Privateer из
VPB-109 на японские корабли в гавани Балик-папана (о. Борнео). До окончания
войны дооборудование в носители Bat прошли также самолеты 123-й и 124-й
эскадрилий.
Последний из 740 построенных Privateer поставили уже после октября 1945 года. В
отличие от бомбардировщиков В-24 морские Privateer остались на вооружении и
после войны (с 1952 года самолет стал обозначаться P4Y-2). Существовало
несколько послевоенных модификаций, включая P4Y-2S с модернизированной поисковой
РЛС, фоторазведчик P4Y-2P, разведчик погоды P4Y-2M (с носовой частью фюзеляжа по
типу B-24D, обтекателем под носовой частью фюзеляжа и без оборонительного
вооружения), P4Y-2G для Береговой охраны (без вооружения, значительно
доработанный). Специализированные самолеты радиотехнической разведки на базе
Privateer в послевоенные годы использовались ВМС США наряду с самолетами
аналогичного назначения Martin Р4М Mercator.
Один PB4Y-2 из эскадрильи VP-26 был сбит над Балтикой 8 апреля 1950 года в
районе советской базы ВМФ Либава истребителем Ла-11 (по другим данным МиГ-15);
все 10 членов экипажа погибли. Неустановленное количество схожим образом
оборудованных самолетов использовали с мая 1951 года войска Гоминьдана, один из
них был сбит истребителем Sea Fury ВВС Бирмы.
Самолеты Privateer ВМС США принимали участие в корейской войне. Так, эскадрилья
VP-772 привлекалась к сбросу осветительных бомб для подсветки целей ударным
самолетам КМП США в ночь на 12 июня 1951 года. P4Y-2S других эскадрилий
патрулировали прибрежные акватории.
Самым активным после США эксплуатантом Privateer стали ВМС Франции, получившие
первые такие самолеты в ноябре 1950 года. Десять машин поступили на вооружение
флотилии 8F (с 1953 года - флотилия 28F), дислоцированной на авиабазе Тан-соннат,
откуда они выполняли полеты на бомбометание и разведку вплоть до конца 1955 года.
Последние французские Privateer покинули Дальний Восток в 1956 году - их
направили в Северную Африку, где разгорелся очередной колониальный конфликт.
Самолеты выполняли патрульные полеты вдоль побережья Алжира и алжиро-тунисской
границы, иногда совершали ночные бомбардировочные рейды. В 1960 году на смену
Privateer в ВМС Франции пришли самолеты Lockheed P2V Neptune.
Еще одним эксплуатантом Privateer стал Гондурас - в 1950-е годы три P4Y
использовались там для транспортных перевозок, причем они были одними из
последних Privateer, состоявших на военной службе. Береговая охрана США списала
все PB4Y-2G в 1959 году, а ВМС США окончательно сняли Р-4 с вооружения в 1964
году - их переоборудовали в беспилотные мишени QP-4B, использовавшиеся для
отработки новых ракет на полигоне Пойнт-Мугу.
Компания "Hawkins & Powers Aviation Inc." из Грейбулл, штат Вайоминг,
эксплуатировала последние PB4Y-2 - пять самолетов "Super Privateer", оснащенных
моторами R-2600, снятыми с В-25 Mitchell. Двигатели имели турбонагнетатели,
существенно улучшившие летные данные "противопожарных бомбардировщиков". Масса
полезной нагрузки Super Privateer составляла 8981 кг или 8328 л ингибитора.
После того, как из-за усталостных разрушений конструкции в 2002 году разбился
самолет N7620C, полеты остальных машин прекратили, и вскоре они были проданы.