На начальном этапе войны на Тихом океане командование авиации военно-морского
флота Японии не придавало особого значения патрулированию водных просторов. Оно
выполнялось частями второй линии, оснащенными устаревшей техникой, в основном
выведенными из боевых подразделений бомбардировщиками Мицубиси G3M и различного
типа разведывательными гидросамолетами. На первых порах такой подход был
оправдан, но со временем, потери японского транспортного флота стали расти, к
концу войны приобретя катастрофические масштабы. Над Японией нависла угроза быть
отрезанной от источников стратегического сырья. Осознавая серьезность положения,
в сентябре 1942 года технический отдел штаба флота - Кайгун Коку Хомбу
разработал техническое задание 17-Си на специализированный патрульный самолет,
реализация которых была поручена Фукуокской металлургической компании Ватанабе
Текко-джо , имевшей в своем составе небольшое авиастроительное подразделение.
В соответствии со спецификацией, новая машина должна была иметь
продолжительность полета не менее 10 часов при крейсерской скорости около 70
узлов. Боевая нагрузка предполагала наружную подвеску двух 250-кг бомб. Особо
оговаривалась возможность бомбометания с пологого пикирования.
Разработка новой машины на Ватанабе была поручена инженеру Ноджири Кодзо,
который выбрал для проекта концепцию небольшой двухмоторной машины, оснащенной
парой 9-цилиндровых двигателей Хитачи "Амакадзе" ("Темпу"), самой мощной
модификации этого семейства - модель 31, выдававшей 610 л.с. на взлетном режиме.
Экипаж из трех человек – пилота, оператора РЛС и штурмана, также обслуживавшего
оборонительный пулемет, располагался в общей просторной кабине с большой
площадью остекления в носовой части, напоминавшей уменьшенную версию немецкого
бомбардировщика Ju-88. Вся хвостовая часть была предназначена для расположения
поисковой аппаратуры. Запас топлива общим объемом 1200 литров располагался в
непротектированных крыльевых баках.
Первый прототип машины был готов в декабре 1943 года. К тому времени
авиастроительный отдел фирмы Ватанабе был выделен в самостоятельную компанию
Кюсю хикоки КК, в городе Касуга.
В ходе испытаний была выявлена некоторая путевая неустойчивость машины, в
результате чего Кодзо был вынужден перепроектировать хвостовую часть самолета.
За первым прототипом последовала постройка еще восьми предсерийных машин, после
чего, не дожидаясь окончания цикла испытаний, новый самолет был принят флотом на
вооружение под обозначением "Рикуджо Шокай-ки" (Патрульный самолет берегового
базирования) с собственным именем "Токай" ("Восточное море") и короткое
обозначение Q1W1.
Первоначальными планами предполагалось вооружить самолет курсовой 20-мм пушкой
Тип 99-1, предназначенной для атак надводных целей. Но в итоге от этих планов
отказались, и вооружение было ограничено единственным шкворневым пулеметом Тип
92 в задней кабине. Бомбовое вооружение было представлено наружной подкрыльевой
подвеской пары 250-кг бомб.
Особо следует остановиться на поисковой аппаратуре, установленной на самолете,
ибо от этого в гораздо большей степени зависит успех применения самолетов
подобного класса.
Основные противолодочные самолеты западных стран при поиске подводных лодок
противника, главным образом, полагались на радары, в разработке которых в годы
войны они значительно преуспели. В Японии в этом отношении было заметное
отставание. По сути, единственным авиационным радаром, использовавшемся флотской
авиацией, был достаточно громоздкий и тяжелый радар Тип 3 (также известно
обозначение Н-6), в различных модификациях устанавливаемый на патрульные
самолеты от 4-моторных летающих лодок до палубных торпедоносцев.
Радар Н-6 работал на волне длиной 2 м (150 МГц) и при мощности 3 КВт имел
дальность обнаружения крупных групповых целей до 130 км, а одиночных кораблей
50-70 км.
Достаточно тяжелый (110 кг), громоздкий и энергоёмкий радар Н-6, не был
оптимален для размещения на Q1W. Целенаправленно для оснащения "Токай"
Департамент военно-морских исследований в Оппама разработал более компактный
радар FM-3, работавшим в том же диапазоне волн, но вдвое легче и будучи на 30%
менее энергоёмким.
Но, по мнению руководства флота, радар не являлся самодостаточным оснащением
специализированного противолодочного самолета, поскольку был абсолютно
бесполезен при обнаружении подводной лодки в погруженном положении. Поэтому в
дополнение к радару на "Токай" изначально планировалась установка детектора
магнитных аномалий, по сути, большая катушка электромагнита, выявлявшая
генерируемое подводной лодкой магнитное поле, отличное от естественного поля
земли. В отличие от радара, для магнитного детектора водная поверхность
погруженной субмарины не являлась препятствием.
Подобное устройство было разработано на военном-морском арсенале в Йокосуке в
конце 1943 года и с весны 1944 года принято на вооружение под обозначением KMX
Тип 3 модель 1. Диапазон работы магнитодетектора КМХ был не велик. Так лодка
водоизмещением в 3000 тонн обнаруживалась на расстоянии 160 метров строго под
катушкой и плюс/минус 120 метров в стороны. Если же водоизмещение лодки было
1000 тонн, то дистанция сокращалась до 120 метров и +/- 90 метров в стороны.
В идеале всё выглядело достаточно продуманным. Самолет на дистанции в 50 км
обнаруживает радаром подводную лодку в надводном положении, со снижением
приближается к ней. В случае экстренного погружения последней, экипаж самолета
обнаруживает ее под водой с помощью магнитодетектора и атакует ее бомбами. Но,
как водится, на практике все оказалось не так радужно.
Новый радар FM-3 к моменту создания самолета оказался не готов. Попытки
установки на "Токай" старого радара Н-6 привели к тому, что мощности штатного
генератора самолета оказалось недостаточно для одновременного обеспечения
электроэнергией и радара и магнитодетектора самолета.
В этой связи большая часть из серийных "Токаев", производство которых было
развернуто с апреля 1944 года, оснащалась одними только магнитодетекторами КМХ в
дополнение к биноклям экипажа, что существенно снижало боевую ценность этого
самолета.
В этой связи для наиболее эффективного использования "Токаев" была разработана
специальная тактика. Поиск должен был производиться группами по 6 машин. После
визуального обнаружения лодки или наведения с кораблей флота формация "Токаев"
выстраивалась в цепь с дистанцией между соседними самолетами по 200 метров. Для
оптимальной работы бортовых магнитодетекторов это расстояние должно было
выдерживаться очень точно, для чего на бортах машин была нанесена визуальная
метка в виде разорванного кольца буквы "С". Пилоты соседних машин должны были
ориентироваться на визуальное восприятие этой метки. Если пилот мог различить
разрыв в метке, значит, дистанция была выбрана правильно и не превышала 200
метров. При увеличении дистанции разрыв в кольце метки сливался в окружность.
Когда формация "Токаев" проходила над погруженной субмариной, магнитодетектор
КМХ обнаруживал возмущение магнитного поля, подавая звуковой и световой сигнал
экипажу, одновременно автоматически выстреливая вниз маркер с краской, помечая
воду цветным пятном место обнаружения субмарины. После этого формация самолетов
разворачивалась и, повторно пролетая над местом обнаружения лодки, уточняла
направление ее движения, после чего уже следовала атака бомбами.
Поступления в войска самолетов Q1W1 началось с октября 1944 года. Первым новую
технику получил "Саеки" кокутай, где проходила отработка тактики и обучение. С
января 1945 года "Токаи" поступили на вооружение "Татеяма" кокутай, в феврале в
901 и 903 кокутай. Также некоторое количество машин состояло на вооружении
"Йокосука" кокутай. В единые большие формации "Токаи" не сводились, дислоцируясь
небольшими группами по нескольку машин в разных местах.
Основным районом противолодочных патрулей было Восточно-китайское море по пути
следования конвоев с материка в Японию и между Японией и Формозой, с
базированием на острове Чеджу у побережья Кореи и на Тайване, а также архипелаг Бонин на полпути между Японией и Филиппинами.
Правда ко времени массового поступления самолетов Q1W контроль над морем и
воздухом вокруг метрополии полностью перешел в руки союзников. Тихоходная и
практически безоружная машина была легкой целью для истребителей союзников,
которые присвоили ей кодовое обозначение "Лорна".
Чтобы хоть как-то поднять обороноспособность "Токая" задний 7.7-мм пулемет на
части самолетов был заменен на 20-мм пушку Тип 99-1. Эта модификация
обозначалась Q1W1a. Впрочем, это не сильно спасало экипажи японских противолодочников. По мере приближения линии фронта к берегам Японии,
американская авиация все чаще устраивала форменное избиение "Лорнам". В
результате применение групп "Токаев" было ограничено только прибрежными водами и
относительно безопасным до поры Восточно-Китайским морем.
Действовавшие там "Токаи" весной-летом 1945 года отчитались об уничтожении семи
подводных лодок противника, из которых американская сторона после войны
подтвердила гибель лишь одной - SS-237 "Триггер".
27 марта 1945 года "Триггер", входившая в состав завесы из четырех субмарин,
потопила в Восточно-Китайском море японскую плавмастерскую "Одате". После чего
была обнаружена группой противолодочников "Токай" из состава "Саеки" кокутай.
Атака бомбами американской субмарины, впрочем, не увенчалась успехом, зато
самолеты длительное время мониторили место обнаружения "Триггера", пока
подоспевшие японские охотники – эскортный миноносец "Микура" и тральщики CD-33 и
CD-59 не добили ее глубинными бомбами.
С июня 1945 года Q1W1 начали, наконец, оснащаться новыми радарами FN-3, под
которые были рассчитаны. Но к тому времени новое оборудование уже ничего не
решало.
Судя по всему, последним случаем боевого применения "Токая" была попытка атаки
подводной лодки "Эспро" (SS-309), занимавшейся вылавливанием из воды
американских летчиков у Токийского залива. 1 августа 1945 года американская
лодка была обнаружена группой из трех Q1W1 из состава "Татеяма" кокутай, которые
сопровождали три истребителя "Зеро". Впрочем, "охота" не заладилась сразу же.
Американскую лодку прикрывал патрульный "Либерейтор" и четверка "Мустангов".
Американские истребители немедленно ввязались в бой с "Зеро", сбив два из них, а
экипаж "Либерейтора" поочередно расстрелял из бортовых пулеметов две "Лорны".
К моменту капитуляции из 153 выпущенных противолодочников "Токай" уцелело только
68 машин. К тому времени была разработана модификация Q1W2 c деревянной
хвостовой частью, которая сменила на конвейере первую модель в июне 1945 года.
Кроме того, был испытан единственный прототип учебно-тренировочной версии Q1W1-K
"Токай-Рен", оснащенной двойным управлением и цельнодеревянной конструкцией.
Трофейные "Лорны" некоторое время испытывались американцами. Две из них были
отправлены в США для изучения, но в 1946 году все они были отправлены в утиль.
(c) Евгений
Аранов