Уголок неба ¦ Curtiss SB2C-4(5) Helldiver

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой морские
   SB2C-4(5) Helldiver
       
Разработчик: Curtiss
Страна: США
Первый полет: 1944
Тип: Палубный разведчик-бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Утром 24 октября 1944 года 12 "Хеллдайверов" и 13 "Эвенджеров" с авианосцев "Кэбот" и "Интрепид" атаковали в филиппинском проливе Сан-Бернардино эскадру японского адмирала Куриты, в которую входили сверхлинкоры "Ямато" и "Мусаси" - самые мощные боевые корабли в доядерной истории человечества. В 10.20 летчики обнаружили эскадру, шедшую без воздушного прикрытия. Прорвавшись сквозь зенитный огонь и потеряв при этом три экипажа, они сосредоточили удары на линкоре "Мусаси", который выделялся на фоне других кораблей не только своими размерами, но и необычной для японского флота светлосерой окраской.

Бомбы "Хеллдайверов" не могли пробить 20-сантиметровую бронепалубу гиганта, но они буквально сметали с нее многочисленные зенитные установки, облегчая задачу другим экипажам. "Эвенджерам", в свою очередь, удалось поразить "Мусаси" тремя торпедами.

В 12.30 последовал второй удар с участием 32 торпедоносцев и 20 пикировщиков, а ровно через час -третий. В "Мусаси" угодили еще три торпеды. Он заметно сбавил ход и накренился на левый борт. Кроме того, летчики доложили о попаданиях бомб и торпед в линкор типа "На-гато", пять крейсеров и несколько эсминцев. Во второй половине дня отставший от эскадры "Мусаси" подвергся еще двум массированным налетам. Американцы уже почти не встречали противодействия, так как большинство зенитных орудий было выведено из строя авиабомбами и ракетно-пулеметным огнем. В 19.35 сверхлинкор лег на борт и затонул, унося с собой свыше 1200 человек команды. По американским данным, в него попало не менее 20 1000-фунтовых бомб и 14 торпед.

7 апреля 1945 года "Эвенджеры" и "Хеллдайверы" отправили на дно второй "суперлинкор" - "Ямато". В операции участвовали в общем счете 386 самолетов, из них более 200 пикировщиков и торпедоносцев. Атаки продолжались около часа, причем самолетов на одну цель оказалось так много, что некоторым экипажам пришлось долго ждать своей очереди. За это время "Ямато" получил восемь торпед в левый борт, одну - в правый и четыре 1000-фунтовые бомбы. Японским зенитчикам удалось сбить четыре "Хеллдайвера", три "Эвенджера" и три истребителя "Хеллкэт". В 14.23 на линкоре взорвались боеприпасы, после чего он быстро перевернулся и затонул. Из 2500 человек команды спаслось только 270. Судьбу "короля" разделила его "свита": одновременно с "Ямато" американцы потопили три из шести сопровождавших его эсминцев и легкий крейсер "Яхаги". Напрасная гибель сверхлинкоров стала для Японии символом проигранной войны.

В потоплении "Ямато" участвовали пикировщики, относившиеся к наиболее массовой версии "Хеллдайвера" - SB2C-4, запущенной в серию осенью 1944 года. От предыдущей модификации она отличалась, прежде всего, способностью нести ракетное вооружение. Под каждой консолью крепились пусковые установки для четырех НАР калибра 127 мм. Ещё одним внешним отличием стал крупный яйцевидный кок, закрывавший втулку винта. На заводе в Сент-Луисе построено 2045 SB2C-4, часть из них - в субмодификации SB2C-4E, оснащенной противосамолетным радаром AN/APS-4. Еще 370 штук выпустили канадцы.

SB2C-4 - последняя модификация "поганки", успевшая принять участие в войне. Появившийся вслед за ним SB2C-5 на фронт уже не попал. Из заказанных американским флотом 3000 экземпляров до капитуляции Японии успели сделать только 470 (еще 85 - в Канаде), после чего выпуск прекратили. С-5 был почти полностью идентичен С-4, отличаясь лишь незначительным увеличением запаса топлива и беспереплетной сдвижной частью фонаря кабины пилота.

SB2C-5 оставался стандартным палубным бомбардировщиком ВМФ США до июля 1949 года, когда американцы приняли на вооружение концептуально новый самолет "Дуглас" "Скайрейдер". На смену SB2C-5 еще в 1946 году должен был прийти SB2C-6, оснащенный 2100-сильным двигателем, но с окончанием войны его программу свернули, а сам С-6 остался лишь в двух прототипах.

Две опытные машины последней модификации Curtiss XSB2C-6 были построены в 1944 году. Это переделанные самолеты SB2C-1C, на которые были установлены новые двигатели Right R-2600-28 мощностью 2100 л.с. В связи с их увеличенными габаритами пришлось переделать капоты. Новая машина обладала значительно лучшими характеристиками, чем SB2C-5, но это не заинтересовало командование флота. Оба самолета в дальнейшем использовались для испытаний различных самолетных систем.

Кроме того существовал проект XSB3C-1 - это совершенно новый самолет, который должен был заменить "Хеллдайвер". На нем предполагалось установить двигатель Right R-3350-8 мощностью 2300 л.с, и новое шасси. Однако работы свернули по причине незаинтересованности в них командования. Из-за отсутствия заказа машина так и осталась в стадии макетного проектирования.

В послевоенные годы несколько десятков "Хеллдайверов" передали в рамках программ военной помощи Италии, Франции, Греции, Португалии и Таиланду. В частности, греческие ВВС получили 20 машин и использовали их в 1948-1949 годах против коммунистических повстанцев, развернувших партизанскую войну на севере страны. Французские "поганки", сведенные в эскадрилью 3.F и базировавшиеся на палубе авианосца "Арроманш", в начале 50-х активно воевали в Индокитае. Дольше всех "Хеллдайверы" сохранились в Италии. Там они были сняты с вооружения и отправлены на слом только в 1959 году.

"Хеллдайвер" был последним представителем уходящего в прошлое класса двухместных одномоторных пикировщиков, сыгравших столь большую роль в морских и наземных сражениях Второй Мировой. Исчезновение в конце 40-х - начале 50-х годов этого класса боевых машин вполне закономерно. Бурное развитие ракетной техники, совершенствование средств радиосвязи и радионавигации, а главное - появление управляемого вооружения резко уменьшили необходимость в подобных самолетах и сузили возможный диапазон решаемых ими задач. Кроме того, еще в годы войны выяснилось, что одноместные истребители-бомбардировщики в большинстве случаев оказывались выгоднее и эффективнее двухместных пикировщиков.

 



 ЛТХ:
Модификация   SB2C-4
Размах крыла, м   15.16
Длина, м   11.18
Высота, м   4.01
Площадь крыла, м2   39.20
Масса, кг  
  пустого самолета   4784
  нормальная взлетная   6436
Тип двигателя   1 ПД Wright R-2600-20 Cyclone 14
Мощность, л.с.   1 х 1900
Максимальная скорость , км/ч   474
Крейсерская скорость , км/ч   284
Практическая дальность, км   1880
Максимальная скороподъемность, м/мин   549
Практический потолок, м   8870
Экипаж   2
Вооружение:   две установленные на крыле 20-мм пушки калибра и
  два 7,62-мм пулемета в задней кабине;
 до 907 кг бомбовой нагрузки в фюзеляже и на подкрыльных креплениях., одна торпеда
 до 8 127-мм НУРС


 Доп. информация :


  Чертеж "Curtiss SB2С Helldiver (3)" 
  Чертеж "Curtiss SB2C Helldiver (4)" 
  Фотографии:

 SB2C-4
 SB2C-4
 SB2C-4
 SB2C-4
 SB2C-5
 SB2C-5
 SB2C-5
 XSB2C-6

  Схемы:

 SB2C-4
 Компоновочная схема SB2C-4

  Варианты окраски:

 SB2C-4       (c) I. Luranc
 SB2C-4   VB-84    (c) I. Luranc
 SB2C-5    3F.3/403     (c) I. Luranc

 



 

Список источников:

Авиамастер. Вячеслав Кондратьев. Пестроклювая поганка
Моделист-Конструктор. Н. Околелов, А. Чечин. От биплана к моноплану
Daves Warbirds. American Aircraft of World War II
Aerofiles.com. Curtiss
Crowood.  Peter C. Smith. Curtiss SB2C Helldiver
Bert Kinzey. SB2C Helldiver in Detail & Scale
Squadron/Signal. Robert Stern. SB2C Helldiver in Action
Avia Press. Skrzydla w miniaturze 12. Pawel C. Ociepka. Curtiss SB2C Helldiver


Уголок неба. 2010 



 

  Реклама: