В так называемых малых странах, участвовавших во Второй Мировой войне
(Венгрия, Словакия, Болгария и др.), долгое время отдавалось предпочтение
самолётам иностранного производства. Это избавляло от затрат на разработку
машины и экономило массу времени. К тому же большинство подобных государств не
обладало развитой авиационной промышленностью. Не стала исключением и Югославия.
Абсолютно большую часть её авиационного парка составляли самолёты выпущенные в
Италии, Германии и Великобритании. Югославов вполне можно было понять – в 1930-е
гг. мир начал разделяться на две неравные части, вот и было принято решение
перестраховаться, закупив у каждой из противостоящих сторон по одному-два типа
самолётов, чтобы никого не обидеть и самим не остаться без техники. Таким же
образом решалась проблема обновления авиации.
Как раз к этому времени назрела необходимость в морском многоцелевом самолёте,
способном выполнять функции разведчика и патрульного бомбардировщика. Авиацию
ВМС очень заинтересовали два типа машин. Наиболее подходящим казался скоростной
бомбардировщик Bristol "Blenheim", с 1937 года выпускаемый по лицензии. Силами
своих мастерских югославы установили самолёт на поплавки фирмы Edo, полностью
демонтировав колесное шасси и оснастив его всем необходимым морским
оборудованием. Основным конкурентом "Blenheim" был SIM-XIVH, выпущенный
самолётостроительным КБ фирмы Prva Srpska Fabrika Aviona Zivojin Rogožarski под
руководством С. Милутиновича. Самолёт SIM-XIVH создавался, что называется, "с
нуля". По схеме он представлял собой двухмоторный моноплан тоже на двух
поплавках типа Edo.
Опытный образец SIM-XIVH совершил свой первый полет 8 февраля 1938 г.
Одновременно он стал первым югославским двухмоторным военным самолетом
югославской конструкции. Сравнительные испытания, проведенные в 1939 году,
показали примерно одинаковые ТТД обоих самолётов, при большей скорости
английской машины. На раздумье много времени не оставалось. "Blenheim"
выпускались с большой задержкой и их количества не хватало даже для покрытия
нужд ВВС, к тому же SIM-XIV обладал данными на уровне мировых аналогов и был
готов к серийному выпуску. В итоге югославы решили остановить свой выбор на
"родной" конструкции. Серийное производство развернуто в начале 1940 года на
заводе Rogozarski в Белграде с окончательной сборкой в мастерских морской
авиации в Дивулое (под Сплитом). Самолёты строились двумя сериями. Серия 0 имела
минимальные отличия от прототипа и оснащалась двигателем Argus As 10C. Серия 1
получила свободнонесущее крыло, измененные хвостовое оперение и остекление
кабины, а также двигатель As 10E.
Всего было построено 13 гидросамолётов SIM-XIVH, которые состояли на вооружении
в Югославии с 1940 г. Производство SIM-XIVH было прервано при захвате Белграда
немцами; при отступлении югославских войск 6 незаконченных гидропланов
уничтожили. В апреле 1941 году они действовали против немцев и итальянцев на
побережье Адриатического моря. Они вели разведку вдоль побережья, прикрывали
действия минных заградителей в районе порта Будва. Часть машин была уничтожена
итальянской авиацией под Трогером.
После поражения Югославии девять уцелевших машин перелетели к союзникам – в
Грецию и Египет. К англичанам попали только два гидросамолёта. SIM-XIVH srs.1 (No.
157) достиг Гилиополиса в июне 1941 года и был включен в состав 2-й
(югославской) эскадрильи. Самолёт очень недолго использовался для
противолодочного патрулирования, и, попав в песчаную бурю, совершил вынужденную
посадку на воду. Три из четырех членов экипажа погибли, выжил только
наблюдатель, сумевший в одиночку доплыть до берега. Второй SIM-XIVH (вероятное
обозначение АХ716) использовался как источник запчастей. Судьба остальных машин
остается неизвестной.
Трофейные самолеты после частичной замены оборудования использовались
итальянцами как учебные и связные. С июня 1941 года поплавковые разведчики
SIM-XIVH находились на вооружении морской авиации Италии. Последние из них
летали до июня 1943 г.
Модификации
: |
|
|
Серия 0
|
с моторами As 10C и крылом с
раскосами. |
Серия 1 |
с моторами As 10E, свободнонесущим крылом, измененными
хвостовым оперением и остеклением кабины. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
SIM-XIVH |
Размах крыла, м |
15.12 |
Длина, м |
11.20 |
Высота, м |
4.48 |
Площадь крыла, м2 |
35.55 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2250 |
нормальная взлетная |
3500 |
Тип двигателя |
2 ПД Argus 10C |
Мощность, л.с. |
2 х 270 |
Максимальная скорость , км/ч |
243 |
Крейсерская скорость , км/ч |
208 |
Практическая дальность, км |
830 |
Практический потолок, м |
4300 |
Экипаж, чел |
3 |
Вооружение: |
два 7,9-мм пулемета, бомбы до 100 кг. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2020
|