Компания Short Brothers возлагала особые надежды на опытный самолет Short S.5
Singapore I (первый полет - 5 января 1925 года), который неплохо проявил себя в
полете вокруг Африки протяженностью 37015
км, но серийного заказа не последовало.
Самолет S.12 Singapore II (1930 года.) был немного
удачнее, а S.19 Singapore III привлек к себе
внимание, и компания получила заказ на
четыре опытных самолета,
предназначенных для окончательной
доводки проекта. Первый из них поднялся
в воздух в июле 1934 года. Испытания прошли
успешно, и были построены еще 33 серийных
машины.
Singapore III состоял на вооружении в Великобритании с апреля 1935 г., в Новой Зеландии - с декабря 1941 г. С конца весны 1935 г. лодки
Singapore III поступили в части ВВС в метрополии, с сентября - в Басре (Ирак). С октября 1936 г постоянно базировались также в Сингапуре. В сентябре 1935 г. они патрулировали Красное море и
часть Индийского океана из Адена (в период итальянской агрессии в Абиссинии). В сентябре-декабре 1937 г. с Мальты летающие лодки конвоировали британские суда у берегов Испании.
Singapore III сняли с производства в июне 1937 г.
По своему внешнему виду, летающие лодки "Singapore III" сконструированные
фирмой Шорт, мало чем отличались от других британских гидросамолётов Королевских
ВВС периода 30-х годов. Прототип, под серийным номером K3592 совершил свой
первый полёт 25 июня 1934 года, после чего Королевские ВВС передали фирме заказ
на ограниченную серию в 37 машин. Несмотря на это в апреле 1935 года самолёт был
официально принят на вооружение. За время их недолгой службы "Сингапуры"
можно было увидеть в небе над Великобританией и в портах самых отдалённых
английских колоний. Но к началу Второй Мировой войны "Singapore" уже устарел и
повсеместно заменялся более современной техникой. Последним соединением
Королевских ВВС, в котором до апреля 1941-го года всё ещё применялись эти
машины, была 205-я эскадрилья, по иронии судьбы базировавшаяся в
Сингапуре.
Когда намерения японцев в отношении Азиатского региона и бассейна Тихого Океана
более или менее определились, командование Королевских Новозеландских ВВС
выразило свои опасения по поводу сложившейся ситуации, и потребовало от
британцев поставок морских патрульных самолётов, чтобы иметь возможность
контролировать ситуацию в южной части Тихого океана. Так как Королевские ВВС
сами сидели на голодном пайке, они могли предложить Новозеландцам только
несколько старых "Сингапуров", которые только что были выведены из действующего
состава 205-й эскадрильи. Хотя к началу 1941 года самолет уже был полностью снят
с вооружения, предложение было принято и четыре самолета, серийные номера K6912
, K6916 , K6917, K6918 поступили на вооружение RNZAF. Первоначально, все
новозеландские "Singaporeы" предназначались для службы на островах Фиджи. Но для
этого их ещё предстояло туда доставить. Четверо пилотов отправились в местечко
Сентар в Singaporeе, чтобы осуществить перегон самолётов к месту их будущего
базирования. Это были сквадрон-лидеры E.M. Льюис(Lewis) и Д.У. Бэйрд(D.W.Вaird),
флайт-лейтенант Р.Х.М. Хиксон (R.H.M. Hickson) и флаинг-офицер Джей. У. Уинфилд.
(J.W. Winefield). Вместе с ними в Сетар были командированы ещё четверо
военнослужащих Королевских Новозеландских ВВС, и в середине сентября 1941 года,
они официально образовали воздушную перегоночную эскадрилью. Сразу же после
прибытия в Сетар, новозеландские пилоты приступили к изучению своей новой
техники и спустя короткое время уже подняли в воздух два первых "Singapore"
переданных им англичанами. Вторая часть подразделения присоединилась к первой в
конце сентября, и 1-го октября 1941 года, сквадрон-лидер Бэйрд принял соединение
под своё командование.Процесс обучения новозеландцев проходил под руководством
персонала 205-й эскадрильи, как бывшего пользователя машин. Наконец 14-го
октября состоялась официальная передача новозеландским пилотам четырёх "Сингапуров".
Двумя днями позже, флаинг-офицер Уинфилд уже сидел за штурвалом K6916, первым
уходя в полёт к далёкому месту будущей службы. За ним последовал Сквадрон-лидер
Льюис на K6917. Перелёт был длительным и требовал посадки на промежуточных
аэродромах. Маршрут проходил через Батавию и Сурубаю на острове Ява в
Голландской Вест Индии, через Бима (Bima) на Сумбаве, Копанг, (Koepang) на
острове Тимор, оттуда в австралийский Порт-Дарвин и далее в Самараи на Новую
Гвинею. Дальнейший маршрут пролегал чарез Гизо и Тулаги на Соломоновых островах,
Ваникоа (Vanikoa) на островах Санта-Крус, Вила (Vila) архипелаг Нью-Гебриды,
через Лутока (Lautoka) западный Фиджи, и в конечном счете в Сува (Suva),Столица
архипелага. Тем не менее перелёт прошёл без происшествий. Первым до нового места
базирования 14-го ноября добрался Уинфилд, а четырьмя днями позже появился Льюис
на своём K6917. Формирование 5-й эскадрильи.
Официальной датой создания 5-й эскадрильи Королевских Новозеландских ВВС стал
день 18 ноября 1941 года. Командовать подразделением было поручено
Сквадрон-лидеру Льюису. Ещё трое пилотов, флайт-лейтенант Хиксон, флаинг-офицер
Уинфилд и флайт-лейтенант У. Джей. Крэйг (W.J. Craig), офицер связи от
Британских Королевских ВВС, возглавили остальные экипажи. Кроме них в штат
эскадрильи вошли ещё 24 человека, возглавляемые техническим специалистом RAF,
пайлот-офицером T.E.M.Халлом (Hull). На самолёты было установлено вооружение и
современное навигационное оборудование. Эскадрилья получила стандартный для
Военно-Воздушных сил союзников идентификационный буквенный код "ОТ". Например
самолёт номер K6916 получил обозначение "OT-B" а K6917 "OT-C"
К концу 1941 года международная обстановка в Юго-восточной Азии стремительно
продолжала ухудшаться. В условиях нарастающей напряжённости, Дальневосточное
Верховное командование приняло решение присоединить к 205-й патрульной
эскадрильи вторую часть новозеландского соединения под командованием
Сквадрон-лидера Бэйрда, который со своими пилотами так и не успел отправиться на
Фиджи. Японцы вторглись в Малайзию 7-го декабря, и в течение всего этого дня,
новозеландские экипажи несколько раз вылетали на патрулирование. 10-го декабря,
они успели выполнить несколько разведывательных полетов в интересах печально
известной эскадры "Z" в которую входили линейный крейсер HMS "Рипалз" и линкор
HMS "Принц Уэльский", прежде чем её атаковали и уничтожили японские самолёты.
После этого "Singapore" больше не выполняли никаких заданий, вплоть до своей
отправки на острова Фиджи 13-го декабря.
Тем временем, самолеты, базирующиеся на Фиджи уже 15-го декабря приступили к
боевой деятельности. Сквадрон-лидер Льюис на борту K6916 "OT-B" совершил
патрульный полет для определения мест возможного размещения радиолокационных
станций дальнего обнаружения. Двумя днями позже, произошла первая авария. Во
время взлета с авиабазы Сува, компенсатор горизонтального руля на K6916,
заклинило, и Льюис был вынужден прервать разбег. К сожалению, остановить
взлетающий тяжелый гидросамолёт практически никогда и никому не удавалось,
тормозов на воде не существует… Машина в конечном итоге врезалась в песчаную
отмель в конце бухты Сува. Повреждения при ударе были настолько сильными, что
самолёт восстановить в местных мастерских не удалось, и 19-го июля 1942 года
K6916 был исключён из регистров подразделения как не подлежащий восстановлению.
По счастливой случайности при аварии никто из членов экипажа не пострадал.
Несмотря на этот инцидент, 5-я эскадрилья продолжала усиливаться, по крайней
мере, за счёт пополнения личного состава. К 19-му декабря штатный состав
эскадрильи достиг 90 человек, а на рождество прибыли два последних "Singapore"
из числа переданных англичанами. Самолёт номер K6912 получил идентификационный
бортовой код "OT-С" а K6918 "OT-D". 26 декабря 1941 года с поступлением 14-ти
дополнительных человек 5-я эскадрилья уже почти достигла численности и
материального оснащения необходимого для проведения оперативных циклов по штатам
военного времени.
Задачи, которые возлагались на 5-ю эскадрилью, были вполне стандартными и
главным образом сводились к воздушному прикрытию конвоев союзников,
противолодочному патрулированию и поиску японских рейдеров. Периодически
эскадрилья осуществляла курьерские полёты между атоллами и островами региона.
Первый боевой вылет с Фиджи состоялся 6 января 1942 года, когда экипаж
флайт-лейтенанта МакГрегора отправился на противолодочное патрулирование на
K6912 "OT-A". После этого такие патрули стали ежедневными. 12-го января
сквадрон-лидер Крэйг стал новым командиром эскадрильи. С 30-го января, начались
патрульные полёты для прикрытия слабо защищённых подступов к архипелагу Фиджи.
На первых порах во время патрулирования пилоты ничего не могли обнаружить и
высшее командование явно уверенное, что орды японцев в любой момент могут
вторгнуться на Фиджи, одного за другим меняло командиров эскадрильи. Эти
действия руководства носили отчётливый оттенок истерии, поскольку в том что
японцы всё ещё не добрались до Фиджи ни рядовые пилоты, ни их командиры явно не
были виноваты. Тем не менее, 14-го февраля Крэйга заменил флайт-лейтенант Хиксон,
которого 5-го апреля в свою очередь сменил МакГилл. (R. J. R.H. MacGill).
24-го июня 1942 года, была расформирована 4-я эскадрилья RNZAF, а все самолёты
Виккерс "Винсент" ранее входившие в её состав были переданы 5-й эскадрилье.
Четыре самолёта базировались в Нанди, а пять других в Наусори (Nausori). На "Винсенты",
помимо их непосредственного взаимодействия с армией, возлагались задачи
воздушного прикрытия авиабаз. Штаб-квартира эскадрильи также перебралась в
Наусори, поближе к месту возможных событий.
10 июля, экипаж флайт-лейтенанта МакГрегора на своём K6912 "OT-A" вылетел для
эскортирования американского транспорта SS "Томас Джефферсон" следовавшего с
грузом в Сува. Спустя короткое время после вылета МакГрегор обнаружил японскую
подводную лодку шедшую в надводном положении в акватории гавани Сува. Экипаж
немедленно бросился в атаку на обнаглевших самураев, которые в свою очередь
пошли на срочное погружение. МакГрегор успел сбросить бомбу весом 225 кг
взорвавшуюся в непосредственной близости от погружавшейся подводной лодки. Когда
опал столб воды, поднятый взрывом, новозеландцы с удовольствием отметили что
лодка уходит под воду в вертикальном положении, и сочли её как минимум тяжело
повреждённой. На помощь экипажу МакГрегора с базы был поднят "Винсент" но он
успел к шапочному разбору.
Вновь установившаяся после этих событий рутина патрульных полётов закончилась
25-го июня, когда Локхид "Хадсон" серийный номер N22208 из состава 4-й
эскадрильи ШЧ2АР вылетел с Фиджи на Тонга и бесследно исчез во время перелета.
На поиски экипажа и пассажиров, в числе которых был генерал О. X. Мид,
главнокомандующий объединёнными силами Фиджи и королевства Тонга, были брошены
все наличные экипажи и корабли, но никаких следов самолёта так и не было
обнаружено. После прекращения поисков, экипаж и пассажиры злосчастного "Хадсона"
были официально объявлены пропавшими без вести. Примерно в это же время,
продолжающееся японское наступление в Южной части Тихого океана стало
представлять прямую угрозу островам Фиджи. В силу этого, патрулирование велось
практически беспрерывно. Для усиления малочисленной авиагруппы союзников, на
острова была направлены "Каталины" 11-й патрульной эскадрильи ВМС США. База VF
11 была развёрнута в Сувени-Бэй на западном побережье острова Вити Леву(Viti
Levu), между Нанди (Nandi) и Лаyтокаоном (Lautokaon). Боевых столкновений с
противником больше не происходило, и лётчиков опять захлестнула обычная
монотонная действительность патрульных полётов. В августе вновь сменился
командир 5-й эскадрильи. Вступление в должность флайт-лейтенанта Ай. Р. Сэлмонда
внесло хоть какую-то новизну в отупляюще-беспросветную рутину повседневной жизни
пилотов. По мере выполнения заданий у эскадрильи возникало всё больше проблем
связанных с износом самолётов и оборудования и отсутствием запасных частей.
13-го сентября, вся эскадрилья была переброшена на новую авиабазу в Лутхала-Бэй
(Lauthala Вау), что территориально было весьма удобно, но так и не решило
проблемы материального обеспечения. Вопрос встал настолько остро, что
"Singapore" К6917-"ОТ-С" пришлось вывести из действующего состава эскадрильи и
безжалостно разобрать на запчасти. Такие экстренные меры позволили двум
оставшимся "Сингапурам" продолжать боевые вылеты. На последнее патрулирование
27-го ноября 1942 года на К6918 "ОТ-D" как всегда вылетел МакГрегор со своим
экипажем. Одновременно все "Винсенты" были собраны в Наусори, а командование 5-й
эскадрильей принял флайт-лейтенант Дж.К.Д. МакКензи(О.К.В. МасКеnzie). Судя по
всему, истерия у командования никак не проходила. Экипажам этих пяти допотопных
самолётов, номера N2307 , N2338 , N2348, N2355 и N2358 так же пришлось в полной
мере почувствовать на себе все прелести отсутствия запасных частей и
оборудования. Поднимать "Винсенты" в воздух стало попросту опасно, и эскадрилья
в течение декабря смогла выполнить только семь вылетов. Всё остальное время
персонал был занят бесплодными попытками привести в рабочее состояние хотя бы
один самолёт. Логически рассуждая, такое полностью небоеспособное соединение
подлежало немедленному расформированию, что и было сделано 22-го января 1943
года.
Тем временем, союзники никак не могли договориться о передаче Королевским
Новозеландским ВВС летающих лодок "Каталина" по программе Лэнд-Лиза, и
установить конкретные сроки поставок новой техники. Пока на высшем уровне шли
пламенные дебаты и решались организационные вопросы, авиационное командование на
островах Фиджи внезапно осознало, что осталось без воздушной разведки.
Требовалось срочно что-то предпринимать, и последовали лихорадочные попытки
решить проблему собственными силами. К всеобщему безмерному удивлению, два
последних "Singapore", с ноября прошлого года оставшиеся не у дел, внезапно
возобновили полёты. В конце февраля 1943 года, из этих двух самолётов
сформировали соединение с гордым названием "Авиагруппа летающих лодок
Singapore" в качестве паллиативной меры до
прибытия новой техники. Никто и не сомневался, что возглавлять новую воздушную
армаду придётся МакГрегору, без которого, похоже, не обходилось ни одно
начинание Королевских Новозеландских ВВС на островах Фиджи. Патрулирование
началось практически сразу. Со 2-го марта по 16-е апреля 1943 года пилоты
ухитрились выполнить двадцать два патрульных полёта, причём в течение этих шести
недель не произошло ни единой аварии из-за отказа оборудования. Между тем, износ
материальной части и возникающие вследствие этого технические проблемы
постепенно вновь и вновь давали о себе знать, и, в конце концов, полёты на "Сингапурах"
превратились во что-то весьма похожее на русскую рулетку. Так как все усилия
лётчиков и технического персонала по поддержанию своих машин в боеспособном
состоянии оставались тщетными, в конечном итоге "последние из могикан"
патрульной авиации на Фиджи прекратили своё существование за счёт полного
износа. Теперь пилотам стало абсолютно нечего делать: японцы так и не высадились
на Фиджи, летать было не на чем, а обещанные командованием "Каталины" должны
были прибыть не раньше конца мая. По иронии судьбы, спустя всего неделю, после
того как последние "Сингапуры" были отправлены на слом, из метрополии вышел
корабль, полностью загруженный запасными частями для них.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
S.19 |
Размах крыла, м |
27.43 |
Длина, м |
23.16 |
Высота, м |
7.19 |
Площадь крыла, м2 |
170.38 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
8355 |
нормальная взлетная |
12475 |
Тип двигателя |
4 ПД Rolls-Royce Kestrel VIII/IX |
Мощность, л.с. |
4 х 560 |
Максимальная скорость , км/ч |
233 |
Крейсерская скорость , км/ч |
188 |
Практическая дальность, км |
1610 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
4570 |
Экипаж, чел |
6 |
Вооружение: |
два (шесть)
7.7-мм пулеметов иногда до 907 кг бомб или глубинных бомб |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2017
|