В 1926 году фирмой Savoia Marchetti была выпущена одна из самых знаменитых летающих лодок SM-62
(S-62). От своей предшественницы S-16 она отличалась большими размерами, дополнительной огневой точкой,
расположенной в фюзеляже за двигателем, и более мощным двигателем. Морской разведчик сразу заинтересовал военных многих стран. Так, SM-62 закупили Португалия, Румыния, Аргентина,
Греция и Турция. Советский Союз же и Испания приобрели лицензию на его производство.
В СССР первые SM-62 стали поступать в 1930 году. А с 1932 года началось их серийное лицензионное производство. Всего было выпущено 22 SM-62 и 29 улучшенных лодок, получивших
обозначение МБР-4.
SM-62 старались направлять в те подразделения, где до этого эксплуатировались сходные по конструкции и технике пилотирования S-16. В 1931 году "савойи" - не только на Черном море,
но и на Балтике. Первым подразделением здесь, оснащенным новыми самолетами, стал отдельный разведывательный авиаотряд 105-й авиабригады, до этого летавший на МР-1. Летчики были
довольны новой машиной. Они отмечали, что по сравнению с МР-1 SM-62 раза в два быстрее набирала высоту 100 - 150 м, на которой обычно делался первый разворот. Потом лодка
"забиралась" уже на высоту 300 - 350 м. На МР-1 этот показатель достигался только после второго разворота.
Вместе с тем выявились и недостатки. При неполной заправке топливом (только в задние баки) самолет раскачивало в продольной плоскости. По этой причине произошло несколько катастроф
на Черном море. В 105-й бригаде разбился командир звена Денидов. После чего топливо стали заливать только в передние баки, и случаи раскачки прекратились.
В СССР SM-62 и МБР-4 эксплуатировались до 1936 года, но и позже некоторое количество этих машин еще использовалось в Севастопольской летной школе, а в разведывательных эскадрильях
их применяли в качестве учебных и буксировщиков конусов для тренировок экипажей в воздушной стрельбе.
В Испании производство самолетов проходило на авиационном заводе в Кадисе. Испанским "савоям" пришлось и повоевать. Когда в 1936 году в стране вспыхнул фашистский мятеж, в строю
находилось еще более 25 самолетов данного типа. К этому времени SM-62 уже считались устаревшими и не могли использоваться на фронтах, где противник воевал на новых современных
истребителях, но для морской разведки они вполне подходили. В составе республиканской авиации находилось около 20 машин, и они применялись для патрулирования побережья. Франкисты
же свои 5 - 6 самолетов поднимали для поиска транспортных судов, доставлявших в республиканские порты вооружение и стратегические материалы. К 1939 году практически все они были
потеряны или списаны по техническому состоянию. Правда, одна из испанских "савой" в 1932 году была доставлена в Японию и проходила испытания в Институте авиационного транспорта.
В Италии в серийном производстве находились две лодки - SM-62 и SM-62bis. Они отличались двигателями: на первой ставили Isotta-Fraschini Asso мощностью 500 л.с, а на второй тоже
Asso, но 750-сильный. S-62bis получила более широкую известность, чем его предшественники. Данная трехместная летающая лодка оказалась передовой для своего времени, она
состояла на вооружении морской авиации Италии и Румынии.
Лодки SM-62 состояли на вооружении до середины 30-х годов, правда, в авиационном соединении 88 Gruppa Autonoma Caccia Marittima, некоторые из них летали до
1938 года.
В 1928 году было выпущено небольшое количество гражданских летающих лодок S.62P, некоторые из них с закрытой кабиной для экипажа и четырех пассажиров, другие с открытыми кабинами.
Ряд самолетов использовался итальянской авиакомпанией SAM, отдельные экземпляры
были экспортированы в США и Испанию.
Описание конструкции.
SM-62/SM-62bis - трехместная однореданная летающая лодка-разведчик - представляла собой одностоечный биплан цельнодеревянной конструкции. Верхнее крыло состояло из трех разъемных
частей: центроплана, на трубчатые стойки которого крепилась мотоустановка, и консолей крыла с элеронами. Консоли верхнего крыла соединялись с нижними стойками, а нижние шарнирно
крепились к силовым шпангоутам корпуса лодки. Прочность крыльевой коробки обеспечивалась расчалочными лентами. Под нижним крылом находились боковые поплавки квадратного сечения.
Стоит заметить, что такие поплавки имелись только на лодках, которые строились в СССР, а в Италии они были округлого сечения - по типу корпуса лодки. Конструкция крыльев состояла
из двух лонжеронов и нервюр, изготовленных из тополя. Наиболее нагруженные части корпуса усиливались трубчатыми стальными стойками.
Лодка делалась из деревянных шпангоутов, соединенных деревянными стрингерами. Днище и корпус ниже ватерлинии, помимо 4-мм фанерной обшивки, обивались кедровыми 4-мм досками шириной
90 мм. Между слоями фанеры и досок имелась трехслойная полотняная прокладка, пропитанная специальной мастикой. Выше ватерлинии корпус также оклеивался полотном на мастике и
покрывался водостойким лаком. Все днище было проклепано медными заклепками.
Шасси самолета - двухколесное, установлено на оси, проходящей через корпус лодки вблизи редана. Гидросамолеты, которые эксплуатировались в Советском Союзе, снабжались лыжами и
могли садиться и взлетать с заснеженных площадок. Они устанавливались на ось шасси вместо колес.
Хвостовое оперение смешанной конструкции. Стабилизатор деревянный, регулируемый в полете. Конструкция киля и рулей - сварная, из стальных труб, обшивалась полотном. Буксировочные и
причальные приспособления находились в носовом и хвостовом отсеках.
В качестве силовой установки использовались двигатели Isotta-Fraschini Asso мощностью 500 и 750 л.с. или Hispano-Suiza 12-L в 600 л.с. Двигатель устанавливался между крыльями на
N-образных стойках. Винт - четырехлопастный, деревянный, неизменяемого шага. Топливо находилось в пяти фюзеляжных баках, один из которых - расходный.
Вооружение самолета - два пулемета Breda, установленные на турелях. Один размещался в кабине штурмана, второй - в задней стрелковой точке за крыльевой коробкой. Огонь из пулеметов
вели штурман и бортмеханик (стрелок). Пулеметное вооружение менялось в зависимости от страны, в которой эксплуатировалась лодка. Так, в Румынии устанавливали пулеметы Vickers, в
СССР - пулемет ДА или спарку ДА-2, в Испании - то, что находилось под рукой, включая и полученные из СССР в ходе гражданской войны пулеметы ШКАС. Под нижними крыльями имелись
бомбодержатели для восьми бомб калибром до 50 кг.