Supermarine Sea Otter -
одномоторная амфибия-биплан (фирменное обозначение - "тип 309"),
разрабатывавшаяся с 1936 г. под руководством Р. Митчелла для замены "Уолрэса".
Летно-технические требования к машине определялись спецификацией S.5/36 и её
уточненным вариантом S.7/38. Главные отличия от "Уолрэса" состояли в переходе к
цельнометаллической конструкции планера и применении более мощного двигателя.
Если на "Уолресе" двигатель с толкающим винтом установили между крыльями (ближе
к верхнему крылу), то на новой машине мотор расположили на передней кромке
верхнего крыла, а винт стал тянущим.
Поначалу работы по созданию "Си Оттера" шли достаточно высоким темпом - первый
прототип с двигателем "Бристоль" "Пегасус" XI впервые поднялся в воздух 23
сентября 1938 г., а с февраля 1939 г. проходил войсковые испытания. По сравнению
с "Уолрэсом" самолет показал существенный прирост скорости. Значительно
увеличилась дальность (особенно с учетом возможности установки дополнительных
топливных баков), лучшей стала управляемость. Но к тому времени уже было ясно,
что в ближайшее время внедрить "Си Оттер" в серию не удастся - промышленность
была загружена заказами на более приоритетные истребители и бомбардировщики, а
текущие потребности в амфибиях полностью удовлетворялись производством "Уолрэсов".
Ситуацию усугубило уничтожение второго прототипа на заводе 26 сентября 1940 г.
во время немецкого авианалета. Лишь в январе 1942 г. Министерство авиации выдало
заказ на производство 592 серийных "Си Оттеров". Поставки серийных машин начались
в январе 1943 г. Общий объем серийного выпуска, осуществлявшегося предприятиями
фирмы "Саро" в Ист-Коувсе и Уэбридже и завершившегося в мае 1945 г. (по другим
данным - в июле 1946 г.), составил 290 единиц.
Существовали две основные модификации :
"Си Оттер" ABR Mk.I - 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения "Бристоль"
"Меркюри" XXX (965 л.с.). Стрелковое вооружение - 3х 7,7-мм пулемета "Виккерс" К
91 на носовой турели и 2 на верхней). Под крылом возможна подвеска до 454 кг
бомб. Экипаж - 3-4 чел. Изготовлено 250 самолетов. И "Си Оттер" ASR Mk.II - невооруженный спасательный вариант. Усилен набор лодки.
Силовая установка - как на Mk.I. Экипаж - 3 чел. Выпущено 40 единиц.
Поставки "Си Оттеров" в части Королевских ВВС начались осенью 1943 г. Они
поставлялись в те же спасательные эскадрильи, что и "Уолрэсы", и в большинстве
случаев эти два типа эксплуатировались совместно. Первой их получила 277-я
эскадрилья, а до конца Второй мировой войны "Си Оттерами" удалось укомплектовать
девять частей - 277, 278, 279, 281, 282, 292-ю эскадрильи, а также 1350, 1351 и
1352-е отдельные звенья. Помимо метрополии, они действовали в Индии, Бирме и на
Цейлоне. В ноябре 1944 г. "Си Оттеры" ASR Mk.II получила работавшая в этом
регионе 292-я эскадрилья. Одно звено из состава 279-й эскадрильи дислоцировалось
в Исландии - здесь первые "Си Оттеры" появились в июле 1945 г. Эксплуатация в
столь различных по природно-климатическим условиям регионах подтвердила
неприхотливость "Си Оттера", его хорошие мореходные и пилотажные качества. При
проведении поисково-спасательных операций амфибии, как правило, работали "в
связке" с двухмоторными самолетами берегового базирования "Виккерс" "Уорвик".
Последние, обладавшие большей продолжительностью полета, вели поиск
пострадавших, сбрасывая им спасательные шлюпки и наводя "Си Отгеры". Такая
схема, отлично работавшая в метрополии, оказалась непригодной для Индии: "Уорвики"
не могли эффективно эксплуатироваться в жарком и влажном климате - в отличие от
"Си Оттеров".
В авиации Королевского флота первый "Си Оттер" появился в августе 1943 г., но до
конца года она получила лишь четыре машины. В 1944-1945 гг. морская авиация
получила ещё 90 таких амфибий. В составе авиации Королевского флота "Си Оттеры"
применялись во вспомогательных эскадрильях берегового базирования, занимавшихся
патрулированием прибережных вод, поисково-спасательными операциями и подготовкой
экипажей. Помимо метрополии они базировались и на Цейлоне.
С 1944 г. "Си Оттеры" включают в состав авиагрупп эскортных авианосцев,
участвовавших в проводке арктических конвоев - по 1-2 машины для
поисково-спасательного обеспечения. В качестве спасательных самолетов авианосцев
"Си Оперы" прослужили до 1949 г., а как вспомогательные машины в береговых
частях эксплуатировались до 1952 г.
В послевоенные годы восемь "Си Оттеров" получили Нидерланды (в 1949 г.) и три -
Австралия. В этих странах амфибии применялись так же, как в Королевском флоте, -
в качестве спасательных машин на авианосцах ("Карел Доорман" и "Сидней"
соответственно). Восемь "Си Оттеров" получила в 1946 г. Дания - они
эксплуатировались как береговые поисково-спасательные и патрульные. Наконец,
шесть таких самолетов с 1947 по 1952 гг. служили во французской морской авиации в
Индокитае.
"Си Оттер" оказался последним бипланом, принятым на вооружение Королевских ВВС.
Несмотря на свой архаичный внешний вид, он вполне соответствовал возлагаемым на
него функциям, приоритетной среди которых было обеспечение поисково-спасательных
операций.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Sea Otter Mk I |
Размах крыла, м |
14.02 |
Длина, м |
12.16 |
Высота, м |
4.61 |
Площадь крыла, м2 |
56.70 |
Масса, кг |
|
пустого |
3093 |
взлетная масса, кг |
4545 |
Тип двигателя |
1 ПД Bristol Mercury
XXX |
Мощность, л.с. |
1 х 965 |
Максимальная скорость , км/ч |
262 |
Крейсерская скорость , км/ч |
216 |
Практическая дальность, км |
1100 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
264 |
Практический потолок, м |
5180 |
Экипаж, чел |
3-4 |
Вооружение: |
три 7.7-мм пулемета Vickers K
бомбовая нагрузка весом до 454 кг |
Доп. информация : |
|
|
|