Уголок неба ¦ Supermarine Sea Otter

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой морские
   Sea Otter
       
Разработчик: Supermarine
Страна: Великобритания
Первый полет: 1938
Тип: Многоцелевая летающая лодка
  ЛТХ     Доп. информация
   


Supermarine Sea Otter - одномоторная амфибия-биплан (фирменное обозначение - "тип 309"), разрабатывавшаяся с 1936 г. под руководством Р. Митчелла для замены "Уолрэса". Летно-технические требования к машине определялись спецификацией S.5/36 и её уточненным вариантом S.7/38. Главные отличия от "Уолрэса" состояли в переходе к цельнометаллической конструкции планера и применении более мощного двигателя. Если на "Уолресе" двигатель с толкающим винтом установили между крыльями (ближе к верхнему крылу), то на новой машине мотор расположили на передней кромке верхнего крыла, а винт стал тянущим.

Поначалу работы по созданию "Си Оттера" шли достаточно высоким темпом - первый прототип с двигателем "Бристоль" "Пегасус" XI впервые поднялся в воздух 23 сентября 1938 г., а с февраля 1939 г. проходил войсковые испытания. По сравнению с "Уолрэсом" самолет показал существенный прирост скорости. Значительно увеличилась дальность (особенно с учетом возможности установки дополнительных топливных баков), лучшей стала управляемость. Но к тому времени уже было ясно, что в ближайшее время внедрить "Си Оттер" в серию не удастся - промышленность была загружена заказами на более приоритетные истребители и бомбардировщики, а текущие потребности в амфибиях полностью удовлетворялись производством "Уолрэсов". Ситуацию усугубило уничтожение второго прототипа на заводе 26 сентября 1940 г. во время немецкого авианалета. Лишь в январе 1942 г. Министерство авиации выдало заказ на производство 592 серийных "Си Оттеров". Поставки серийных машин начались в январе 1943 г. Общий объем серийного выпуска, осуществлявшегося предприятиями фирмы "Саро" в Ист-Коувсе и Уэбридже и завершившегося в мае 1945 г. (по другим данным - в июле 1946 г.), составил 290 единиц.

Существовали две основные модификации : "Си Оттер" ABR Mk.I - 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения "Бристоль" "Меркюри" XXX (965 л.с.). Стрелковое вооружение - 3х 7,7-мм пулемета "Виккерс" К 91 на носовой турели и 2 на верхней). Под крылом возможна подвеска до 454 кг бомб. Экипаж - 3-4 чел. Изготовлено 250 самолетов. И "Си Оттер" ASR Mk.II - невооруженный спасательный вариант. Усилен набор лодки. Силовая установка - как на Mk.I. Экипаж - 3 чел. Выпущено 40 единиц.

Поставки "Си Оттеров" в части Королевских ВВС начались осенью 1943 г. Они поставлялись в те же спасательные эскадрильи, что и "Уолрэсы", и в большинстве случаев эти два типа эксплуатировались совместно. Первой их получила 277-я эскадрилья, а до конца Второй мировой войны "Си Оттерами" удалось укомплектовать девять частей - 277, 278, 279, 281, 282, 292-ю эскадрильи, а также 1350, 1351 и 1352-е отдельные звенья. Помимо метрополии, они действовали в Индии, Бирме и на Цейлоне. В ноябре 1944 г. "Си Оттеры" ASR Mk.II получила работавшая в этом регионе 292-я эскадрилья. Одно звено из состава 279-й эскадрильи дислоцировалось в Исландии - здесь первые "Си Оттеры" появились в июле 1945 г. Эксплуатация в столь различных по природно-климатическим условиям регионах подтвердила неприхотливость "Си Оттера", его хорошие мореходные и пилотажные качества. При проведении поисково-спасательных операций амфибии, как правило, работали "в связке" с двухмоторными самолетами берегового базирования "Виккерс" "Уорвик". Последние, обладавшие большей продолжительностью полета, вели поиск пострадавших, сбрасывая им спасательные шлюпки и наводя "Си Отгеры". Такая схема, отлично работавшая в метрополии, оказалась непригодной для Индии: "Уорвики" не могли эффективно эксплуатироваться в жарком и влажном климате - в отличие от "Си Оттеров".

В авиации Королевского флота первый "Си Оттер" появился в августе 1943 г., но до конца года она получила лишь четыре машины. В 1944-1945 гг. морская авиация получила ещё 90 таких амфибий. В составе авиации Королевского флота "Си Оттеры" применялись во вспомогательных эскадрильях берегового базирования, занимавшихся патрулированием прибережных вод, поисково-спасательными операциями и подготовкой экипажей. Помимо метрополии они базировались и на Цейлоне.

С 1944 г. "Си Оттеры" включают в состав авиагрупп эскортных авианосцев, участвовавших в проводке арктических конвоев - по 1-2 машины для поисково-спасательного обеспечения. В качестве спасательных самолетов авианосцев "Си Оперы" прослужили до 1949 г., а как вспомогательные машины в береговых частях эксплуатировались до 1952 г.

В послевоенные годы восемь "Си Оттеров" получили Нидерланды (в 1949 г.) и три - Австралия. В этих странах амфибии применялись так же, как в Королевском флоте, - в качестве спасательных машин на авианосцах ("Карел Доорман" и "Сидней" соответственно). Восемь "Си Оттеров" получила в 1946 г. Дания - они эксплуатировались как береговые поисково-спасательные и патрульные. Наконец, шесть таких самолетов с 1947 по 1952 гг. служили во французской морской авиации в Индокитае.

"Си Оттер" оказался последним бипланом, принятым на вооружение Королевских ВВС. Несмотря на свой архаичный внешний вид, он вполне соответствовал возлагаемым на него функциям, приоритетной среди которых было обеспечение поисково-спасательных операций.







 ЛТХ:
Модификация   Sea Otter  Mk I
Размах крыла, м   14.02
Длина, м   12.16
Высота, м   4.61
Площадь крыла, м2   56.70
Масса, кг  
  пустого   3093
  взлетная масса, кг   4545
Тип двигателя   1 ПД Bristol Mercury XXX
Мощность, л.с.   1 х 965
Максимальная скорость , км/ч   262
Крейсерская скорость , км/ч   216
Практическая дальность, км   1100
Максимальная скороподъемность, м/мин   264
Практический потолок, м   5180
Экипаж, чел   3-4
Вооружение:   три 7.7-мм пулемета Vickers K
  бомбовая нагрузка весом до 454 кг


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Прототип Sea Otter
 Прототип Sea Otter
 Sea Otter Mk.I
 Sea Otter Mk.I
 Sea Otter Mk.I
 Sea Otter Mk.I
 Sea Otter Mk.I
 Sea Otter Mk.I
 Sea Otter Mk.II
 Sea Otter Mk.II
 Sea Otter Mk.II ВМС Дании
 Sea Otter Mk.III

  Схемы:

 Sea Otter  Mk I

 Варианты окраски:

 Sea Otter Mk.II
 Sea Otter Mk.II ВМС Франции

 



 

Список источников:

Андрей Харук. Все гидросамолеты Второй Мировой
Putnam. C.F.Andrews, E.B.Morgan. Supermarine Aircraft Since 1914
Jaap Teeuwen. British Aircraft of World War II
Peter London. British Flying Boats
L+K 1982-25. Vaclav Nemecek. Supermarine Sea Otter


Уголок неба. 2017 



 

  Реклама: