С осени 1940 года Whitley использовались Береговым Командованием RAF, как патрульный и противолодочный самолет. Уже в первом боевом вылете экипаж 502-го эскадрона
обнаружил северо-западнее Ирландии горящий лайнер
"Имлресс оф Бритн", попавший под бомбы германского
рейдера FW200 Кондор. Вечером того же дня пароход был потоплен
наведенной Кондором подводной лодкой. Именно подводные лодки стали главной целью самолетов Берегового Командования. В охоте за ними нередко случались встречи с
Кондорами. Так, 17 июля 1941 года Whitley подбил четырехмоторный Фокке-Вульф, вынудив его к посадке на воду. Гораздо
более опасным противником стали тяжелые истребители Юнкерc Ju-88 C-2. Эти машины, обладавшие мощным дальнобойным вооружением,
комплектовались опытными экипажами со стажем боев в СССР и Средиземноморье. Значительная
часть пропавших без вести в Бискайском заливе патрульных экипажей стала жертвой их смертоносных атак.
Одиночные подводные лодки не могли оказывать сопротивление атакующему самолету до тех пор, пока на них в 1943 году
не стали устанавливать счетверенные зенитные автоматы. Однако и успешный поиск сумбарин был в общем-то делом везения,
пока к решению этой задачи не подключили
радиолокацию.
Появление противолодочного самолетного радара
A.S.V. в корне изменило ситуацию. Для установки
этого устройства на Whitley почти не пришлось ничего менять. Поставили дополнительные топливные баки, самолет
"ощетинился" многочисленными антеннами, а экипаж увеличился на одного человека
- оператора РЛС. За счет сопротивления антенн несколько
снизилась максимальная скорость, что для
патрульного самолета не имеет первостепенной важности.
Первый прототип новой модификации Whitley
GR.VII поднялся в воздух в сентябре 1941 года, а к концу
года машину приняли на вооружение Берегового Командования. Действуя с
баз в Дорсетшире, Северной Ирландии, Исландии и Оркнейских островов, три эскадрона
"радиолокационных" Whitley обеспечивали проведение конвоев Канада - Исландия,
Исландия - Великобритания, Исландия - СССР и
Великобритания - Гибралтар. 30 ноября 1941 года в
Бискайском заливе самолет Берегового Командования впервые
без взаимодействия с другими силами обнаружил и уничтожил
германскую субмарину U-206. В условиях низкой облачности и
штормового ветра подводники никак не ожидали
нападения, но для радара не существует плохой погоды.
Патрульным экипажам приходилось сражаться и с воздушным противником. Например, 6 июля 1942 года
Whitley GR.VII 502-го эскадрона был атакован парой гидросамолетов
Арадо Аr.196А-3. Один из них сразу попал под огонь счетверенных
"Браунингов" и совершил вынужденную посадку на воду. Пока
его экипаж чинил двигатель, оставшийся гидроплан не прекращал попыток обстрелять
Whitley , но был сбит сам и погиб.
В субботу 12 июля 1943 года последний, 1824-й по счету
Whitley покинул сборочный цех. Им на смену пришли более
совершенные машины. Снятые с вооружения GR.VII еще
некоторое время использовались в качестве учебных машин для
подготовки операторов радиолокационных станций.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Whitley GR.VII |
Размах крыла, м |
25.60 |
Длина, м |
22.10 |
Высота, м |
4.57 |
Площадь крыла, м2 |
105.63 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
8777 |
нормальная взлетная |
13810 |
Тип двигателя |
2 ПД Rollse-Royce Merlin X |
Мощность, л.с. |
2 х 1145 |
Максимальная скорость , км/ч |
314 |
Крейсерская скорость , км/ч |
298 |
Практическая дальность, км |
3700 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
210 |
Практический потолок, м |
6100 |
Экипаж, чел |
6 |
Вооружение: |
четыре 7,7-мм пулемета в электроуправляемой хвостовой турели, один 7,7-мм пулемет в носовой турели до 3175 кг бомб |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2016
|