Vickers Wellington GR - морской разведчик,
торпедоносец и патрульно-противолодочный самолет на базе среднего
бомбардировщика, двухмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан. Имел
убирающееся шасси. Основное отличие конструкции - геодетический (диагональный)
силовой набор, обтянутый полотном.Этот бомбардировщик был спроектирован в КБ
фирмы "Виккерс авиэйшн" под руководством Б. Уоллиса и Р. Пирсона, его опытный
образец (тип 271, "Креси") впервые взлетел в декабре 1937 г.
В ноябре 1939 г. на бомбардировщике "Веллингтон" IA в порядке эксперимента
установили оборудование для подрыва магнитных донных мин. Первый полет
переоборудованная машина совершила 21 декабря 1939 г. Переделка бомбардировщиков
в самолеты-тральщики осуществлялась на заводе "Ролласонс" в Кройдоне и
авирембазах ВВС на Ближнем Востоке (с поставкой комплектующих из Англии). Всего
подобным образом доработано более 20 экз.
Начиная с 1941 г. Веллингтон стал использоваться в качестве самолета
дистанционного разминирования. Установленное на Мк. 1А оборудование генерировало
магнитное поле, эквивалентное магнитному полю корабля. Это вызывало подрыв
немецких донных магнитных мин, в большом количестве сброшенных германской
авиацией в прибрежных водах, акваториях портов и на речных фарватерах.
Оборонительное вооружение состояло из единственного пулемета Виккерс "К" для
защиты верхней полусферы. Испытания новой системы успешно прошли на полигоне и
самолет, опоясанный токопроводящим кольцом 15,55 м в диаметре, начал освобождать
от мин важные фарватеры у побережья Великобритании. На этой модификации,
обозначенной DW1 Мк. 1, стоял фордовский двигатель, соединенный с 35 кв
генератором. Вскоре была разработана новая версия воздушного тральщика: DW1 Мк.II
с несколько более мощным генератором и уменьшенным до 14,63 м диаметром
токопроводящего кольца. Этот вариант с большим успехом использовался при
разминировании летом 1941 г. Суэцкого канала и средиземноморских гаваней. Когда
войска союзников захватили итальянские порты, то использовали Веллингтоны DW1
для очистки гаваней от собственных мин.
С января 1940 г. "Веллингтон" начал применяться как патрульно-противолодочный
самолет. Для этих целей первоначально использовались бомбардировщики модификаций
1С, III и X без какого-либо переоборудования. В декабре 1941 г. партия самолетов
"Веллингтон" 1С была переделана в торпедоносцы (с внутренней подвеской двух
торпед по 750 или 970 кг). В феврале 1941 г. был испытан опытный образец
патрульно-противолодочного самолета с РЛС и импульсным прожектором "Ли лайт" на
базе бомбардировщика модели 1С. С весны 1942 г. начата постройка специальных
модификаций для морской авиации на заводах "Виккерс" в Уэйбридже, Блэкпуле и
Честере. Всего было изготовлено 2317 "веллингтонов" подобного назначения.
Морские варианты "Веллингтона" состояли на вооружении Берегового командования
британских ВВС с весны 1942 г., южноафриканских ВВС - с апреля 1943 г.Морские
варианты "Веллингтона" состояли на вооружении только в Англии.
Впервые "веллингтоны" -торпедоносцы были применены в Средиземном море в конце
декабря 1941 г. (базировались на Мальте). Потопили ряд транспортов противника.
Впоследствии торпедоносцы GR.XI успешно использовались в ночных атаках у Эгейских о-вов осенью 1943 г.
Противолодочные варианты начали патрулирование Северного моря с мая 1942 г. В
июне того же года была произведена первая атака на подводную лодку, обнаруженную
с помощью прожектора "Ли лайт", первую субмарину потопили 6 июля. Далее "веллингтоны" -охотники
за подводными лодками разместили в Гибралтаре, на Сицилии, в Южной Италии,
Адене, а с октября 1942 г. - на Дальнем Востоке. Ими было потоплено значительное
количество субмарин стран "оси".
Тральщики магнитных мин работали у побережья Великобритании, на подходах к
портам в Средиземном море и на Суэцком канале.
Южноафриканские "веллингтоны" патрулировали Атлантический океан с различных
баз в Западной Африке, от Дакара до устья реки Конго.
Самолет сняли с производства в октябре 1945 г. В Южной Африке его сняли с
вооружения в июне того же года. В Великобритании в учебных целях противолодочные
"веллингтоны" применялись до марта 1953 г.
Модификации
: |
|
|
Wellington Mk. VIII |
морской
разведчик-бомбардировщик и противолодочный самолет на базе
бомбардировщика типа 1С с моторами "Геркулес" XI,
выпускался в трех вариантах: с РЛС (с 66-й машины введена торпедная подвеска по
образцу переделки 1С), с выдвижным импульсным прожектором (без носовой турели) и
дальний разведчик без РЛС и прожектора; вооружение 6x7,69 (с прожектором -
4x7,69), бомбы до 2040 кг |
Wellington Mk. GR.XI |
торпедоносец
на базе бомбардировщика типа X с
моторами "Геркулес" VI/XVI, РЛС с антеннами на фюзеляже, вооружение
6x7,69, бомбы до 2040 кг |
Wellington Mk. GR.XII |
патрульно-противолодочный
самолет и торпедоносец с моторами "Геркулес" VI/XVI и РЛС нового
типа с антенной в обтекателе под носом фюзеляжа, вооружение 5x7,69,
бомбы до 2310 кг |
Wellington Mk. GR.XIII |
патрульно-противолодочный
самолет с моторами "Геркулес" XVII и установкой РЛС по типу GR.XI, вооружение 6x7,69, бомбы до 2270
кг; впоследствии часть самолетов переделана в ночные разведчики без РЛС |
Wellington Mk. GR.XIV |
аналог GR.XII с моторами "Геркулес" XVII,
вооружение 5x7,69, бомбы до 2270 кг и 8хНУР. |
Wellington Mk.
D.W.I |
самолет-тральщик
магнитных мин на базе бомбардировщика модификации 1С, под крылом и
фюзеляжем закреплялось кольцо с электрической обмоткой, запитывавшейся
от генератора в фюзеляже, последний приводился в действие
дополнительным мотором Форд V-8 |
Wellington Mk.
D.W.II |
тральщик с кольцом
меньшего диаметра и вспомогательным двигателем "Джипси Сикс". |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Wellington GR.Mk.XI |
Размах крыла, м |
26.26 |
Длина, м |
19.69 |
Высота, м |
5.31 |
Площадь крыла, м2 |
79.10 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
7680 |
нормальная взлетная |
9526 |
Тип двигателя |
2 ПД Bristol
Hercules VI |
Мощность, л.с. |
2 х 1675 |
Максимальная скорость , км/ч |
410 |
Крейсерская скорость , км/ч |
278 |
Практическая дальность, км |
2477 |
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
5260 |
Экипаж, чел |
5 |
Вооружение: |
четыре 7.7-мм пулемета нормальная бомбовая нагрузка -
382 кг |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2004
|