Уголок неба ¦ CANT Z.501 Gabbiano

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой морские
   Z.501 Gabbiano
       
Разработчик: CANT
Страна: Италия
Первый полет: 1934
Тип: Разведывательная летающая лодка
  ЛТХ     Доп. информация
   


Накануне военной кампании против Франции, начавшейся 10 июня 1940 года, на вооружении итальянского флота состояло 202 одномоторных гидросамолета Z-501. Эти морские разведчики и бомбардировщики, построенные фирмой CANT, находились на всех прибрежных базах морской авиации Средиземноморья, включая Северную Африку. С первого же дня войны, летающие лодки активно включились в боевую деятельность, выполняя патрульно-разведывательные полеты и нерегулярные бомбовые и противолодочные рейды.

Фирма CANT, имевшая также и другое название - CDRA (Cantieri Riuniti Dell`Adriatico), была заново создана в 1931 году. Ее главным конструктором стал инженер Филиппо Цаппата (Zappata). До этого, Цаппата успешно сотрудничал с французскими авиастроителями, в частности с фирмой Блерио. Тип 501 стал его первой разработкой после возвращения в Италию. В течение 1933 года, был спроектирован и построен опытный экземпляр, взлетевший 4 февраля 1934 года. Прототип имел военный номер ММ247.

Z-501 представлял собой высокоплан-парасоль цельнодеревянной конструкции. Обшивка в основном была полотняная, только набегающие кромки крыла были изготовлены из фанеры. Экипаж летающей лодки состоял из пяти человек: командира-наблюдателя, двух пилотов, радиста и механика. Все они, за исключением механика, размещались внутри довольно узкого, но в то же время тщательно вылизанного лодочного фюзеляжа. В носовой его части, а также за крылом, имелись открытые стрелковые точки с турелями ''Виккерс'': пулеметы были системы Льюиса. Боезапас каждого стрелка - 10 дисков по 47 патронов.

Пятый член экипажа, механик, занимал отдельную кабину в хвостовой части мотогондолы - над крылом, сразу за двигателем. В полете, он имел доступ к двигателю, что позволяло устранять мелкие неполадки прямо по ходу дела - качество, особенно ценное во время дальних перелетов. Пулемет бортмеханика, ''Льюис'' с тем же боекомплектом, был установлен на лафете типа S-78. Между крылом и фюзеляжем, на подкосах крыла имелись бомбодержатели под две 250-кг. или четыре 100-кг. бомбы.

Опытный самолет летал с двигателем Изотта-Фраскини ''Ассо'' 750R (750л.с.): это был рядный 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения, с лобовым радиатором. Винт - трехлопастной, тянущий.

После окончания официальных испытаний, прототип Z-501 получил новые гражданские номера I-AGIL; внутри фюзеляжа были установлены дополнительные емкости для топлива. 18 октября 1934 г. экипаж Стоппани - Коррадо - Суриано предпринял попытку установить рекорд дальности полета для гидропланов: стартовав в Монфальконе, спустя 26 часов 35 минут I-AGIL приводнился в Масаве (Эритрея), тогдашней итальянской колонии в Африке. Дальность в 4130, 885 км засчитали как рекордную. Обратный путь проходил через Турцию, СССР, Румынию, Болгарию и Грецию. В результате, Румыния приобрела в течение 1937-38 г. несколько гидропланов для своей морской авиации.

В июне 1935 года французы побили рекорд итальянцев; экипаж Стоппани - Суриано - Бабби предпринял ответный ход. Взлетев 16 июля 1935 года, гидроплан приводнился в Бербере (тогдашняя британская колония Сомали). Расстояние между Берберой и Монфальконе составляло 4929,697 км! Рекорд I-AGIL был официально признан.

Завод в Монфальконе выпускал Z-501 в двух вариантах: с двигателями ''Ассо'' 750R, или с более мощными ''Ассо'' XI RC-15 (900 л.с.) Более мощный двигатель позволил сменить вооружение на пулеметы итальянского производства Бреда SAFAT (7,7 мм) с ленточным питанием. Боезапас - 500 выстрелов на ствол. Турели А2 (фюзеляж) и А3 (крыло) управлялись с помощью гидравлики. Бомбодержатели могли нести четыре 160-кг. глубинные бомбы.

С 1940 года, гидросамолеты Z-501 по лицензии изготовляла фирма Aeronautica Sicula, Палермо.

Мнения летчиков о Z-501 расходились. Внешние обводы лодки могли нравиться, или нет, но дисгармония между широким крылом и узким фюзеляжем сразу бросалась в глаза. По этой или иной причине, самолет называли чаще не ''Габбиано'' (''Чайка''), а ''Мамаюто'' (''Ой, мамочки!'') - якобы, возглас ребенка, впервые увидевшего самолет Z-501. Что же до боевой эффективности ''Кантов'', то она оставляла желать лучшего, несмотря на исключительно широкое применение - сказывалось моральное старение, низкая живучесть и малая надежность двигателей. До конца 1940 года итальянцы потеряли 62 гидроплана - из них 30 от огня противника, 19 -по неизвестным причинам, 13 - из-за отказа двигателей. По этой же причине произошло 35 аварий. Несмотря на это, одномоторный ''Кант'' оставался в строю всю войну. После капитуляции, на стороне союзной авиации Италии осталось 30 гидросамолетов. К маю 1944 года их число сократилось до 24 - остальные остались в оккупированной фашистами Северной Италии. Последние ''Канты'' были списаны в 1950 году!

Всего было построено 455 самолетов Z-501, из них 249 - на заводах Монфальконе. Серийный выпуск завершился в марте 1943 года.

 



 ЛТХ:
Модификация   Z-501
Размах крыла, м   22.50
Длина, м   14.95
Высота, м   4.43
Площадь крыла, м2   62.00
Масса, кг  
  пустого самолета   3850
  нормальная взлетная   5950
  максимальная взлетная   7035
Тип двигателя   1 ПД Isotta-Fraschini Asso XI (750R)
Мощность, л.с.   1 х 750
Максимальная скорость , км/ч   275
Крейсерская скорость , км/ч   196
Перегоночная дальность, км   2600
Пактическая дальность, км   1000
Скороподъемность, м/мин   225
Практический потолок, м   7000
Экипаж, чел   4-5
Вооружение:   три 7,7-мм подвижных пулемета;
  до 640 кг бомб.


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Z-501
 Z-501
 Z-501
 Z-501
 Z-501
 Z-501
 Z-501
 Z-501
 Z-501
 Z-501
 Z-501
 Z-501
 Z-501
 Z-501
 Z-501
 Z-501
 Кабина пилотов  Z-501

  Схемы:

 Z-501

 Варианты окраски:

 Z-501   184 Sq.     (c) Сергей Вахрушев
 Z-501  ВВС Румынии    (c) Сергей Вахрушев
 Z-501  197 Sq.    (c) Сергей Вахрушев  
 Z-501  2 эск. 62 группа авиации фроанкистов
 Z-501   183 Sq.  83 Gr.

 



 

Список источников:

Вацлав Немечек. CANT Z-501 Gabbiano. (Перевод Сомати,  1999)
Авиамастер 2007-03. Андрей Харук. Среднеземноморская чайка
Aerei Italiani - Scheda Tecnica. CANT Z-501 Gabbiano
Squadron/Signal 6008, 6044. Christopher Shores, F. d'Amico, G.Valentini. Regia Aeronautica Vol.1 & 2
U.Postiglioni, A. degl'Innocenti. Colori e Schemi Mimetici Regia Aeronautica 1935-1943
Dimensione Cielo 4. Bombardieri vol.1
Ali d'Italia 17. Tullio Marcon. C.R.D.A. Cant Z.501
L'Ala d'Italia 1935-08. L'Idroavizione Italiana  e la Prima del Mondo
L'Ala d'Italia 1935-10. CANT Z.501
L+K 1982-20. Vaclav Nemecek. Cant Z-501 Gabbiano


Уголок неба. 2018 



 

  Реклама: