Фашистская Италия, стремясь к величию, отождествляла себя с Древним Римом. Преемственность подчеркивалась в символике, пышных церемониях, воинских званиях (центурион, консул и т.п.), а главное - в политике. Муссолини, придя к власти, обещал итальянцам восстановить границы времен расцвета империи, превратить Средиземное море в "Марэ ностро" ("Наше море"). Чтобы
стать "владычицей морскою", Италия располагала сильным флотом с хорошо оснащенной авиацией.
Но реалии мировой войны отличались от замыслов римских стратегов, в конце концов страна осталась у "разбитого корыта". Дуче не помогла ни мощь линкоров "Юлий Цезарь" и "Андреа
Дориа", ни отвага боевых пловцов, ни многочисленные "стаи" (полки, по-итальянски "стормо") трехмоторных бомбардировщиков и торпедоносцев.
Италия, вступавшая в войну, располагала 25 "стормо", в которых к 10 июня 1940 г. насчитывалось 664 бомбовоза и среди них - 48 гидросамолетов CANT Z.506. Машины этого
типа, почти 40, состояли в эскадрильях морской разведки и различных по назначению подразделениях поддержки.
История Z.506 началась, когда CANT ("Кантьери навали Триестино" - "Верфи в Триесте"), авиационное отделение фирмы CRDA ("Обьединенные верфи Адриатики") перешло от
постройки летающих лодок к поплавковым аппаратам. В 1935-м появился "почтовик" Z.505 с тремя рядными моторами "Изотта Фраскини" "Ассо" XI RC.15. Буква Z в обозначении самолета указывает на авторство
Филиппе Дзаппаты, главного инженера CANT, перешедшего из французской фирмы "Блерио" по приглашению фашистского министра И. Бапьбо.
"Пятьсот пятого" обогнал в постройке "брат-близнец", прототип пассажирского CANT Z.506. На "Верфях в Триесте" заложили сразу несколько предсерийных "пятьсот шестых" -
выполнялся срочный заказ государственной авиакомпании "Ала Литториа". Опытный экземпляр с двигателями воздушного охлаждения FIAT A.59RC поднялся в небо в августе 1935 г., управляемый знаменитым
летчиком-испытателем М. Стоппани.
"Пятьсот шестой" был свободнонесущим монопланом. Низкорасположенное цельнодеревянное крыло имело трапециевидную в плане форму с эллиптическими законцовками. Конструкция:
три лонжерона, нервюры со сплошными стенками, разделявшими полость крыла на ряд водонепроницаемых отсеков, фанерная обшивка. По задней кромке крыла на его внешней части располагались элероны, на
внутренней - закрылки. В деревянном фюзеляже, монококе овального сечения - комфортабельная кабина на 12-18 пассажиров. Экипаж состоял из двух летчиков и механика.
Стабилизатор крепился на киле, соединялся с фюзеляжем парами подкосов и контрподкосов. По структуре оперение аналогично крылу. Руль высоты статически и динамически
сбалансирован. Два однореданных дюралюминиевых поплавка сопрягались с фюзеляжем и крылом системой N-образных стоек и подкосов с расчалками. Для увеличения запаса плавучести каждый поплавок разделили
на два отсека.
Баки для бензина располагались в крыле. В передней кромке - емкости для масла, их лобовые поверхности служили радиаторами. Двигатели устанавливались на рамы,
сваренные из стальных труб. Первоначальный вариант мотоустановки -девятицилиндровые звездообразные "Пьяджо" "Стелла"ХIРС по 610 л.с. Применялись винты "Альфа-Ромео" с изменяемым шагом.
Испытания успешно завершились в апреле 1936-го. 7 июля первый прототип пассажирского Z.506, борт "I CANT", установил восемь рекордов скорости для гидросамолетов на
различных дистанциях. Затем "пятьсот шестой" перевели на 750-сильные "Альфа-Ромео"126 RC.34. 29 ноября и 1 декабря CANT смог улучшить мировые достижения, поднявшись на высоту 7800 м. с нагрузкой в 2 т
и на 6920 м с 5 т на борту.
Пресса назвала Z.506 "бриллиантом итальянской авиации". В мае 37-го превосходные данные гидроплана подтвердила новая машина, только что спущенная на воду. Экипаж
Стоппани добавил к предыдущим рекордам скорости еще три, 322 км/ч на дистанции 1000 км., 320 км/ч - на 2000 км., 308,5 км/ч на 5000 км. Максимум дальности на замкнутом беспосадочном маршруте составил
5387 км.
Регулярные полеты "пятьсот шестых" авиакомпании "Ала Литториа" начались еще в июне 1936-го. На линию Рим - Сиракузы - Бенгази вышли пять самолетов. Они оснащались
двигателями "Райт" "Циклон" или "Пьяджо". Следующие серийные Z.506A летали со "звездами" "Альфа-Ромео"126 RC.10. Всего в 1936-38 годах итальянское правительство и "частники" заказали 16 "пятьсот
шестых".
В марте 1938-го поплавковый CANT из "Ала Литториа", ведомый шеф-пилотом Тонини, отправился за океан, в Аргентину. "Пятьсот шестой" преодолел 24 000 км со средней
скоростью 300 км/ч. Экипаж вернулся в Италию. В апреле, изучив маршруты и возможности обеспечения рейсов через Южную Атлантику.
Тем временем росла популярность Z.506A на средиземноморских линиях. И это несмотря на катастрофы трех машин, двух гражданских и одной, принадлежавшей военному ведомству.
В течение 1938-го трехмоторные CANTы полностью сменили устаревшие летающие лодки "Савойя" S.66 у причалов гидродромов Рима, Марсалы и Триполи. Z.506 открыли сообщение между итальянской столицей и
Барселоной. До июня 1940-го "Ала Литториа" обзавелась 18 гидросамолетами CANT, работавшими в плотном графике.
Сухопутный Z.506 изготовили в единственном экземпляре. С заменой поплавков на неубирающиеся стойки с колесами в обтекателях самолет максимально облегчили и улучшили
аэродинамику. Видимо, предстояла попытка установления рекорда дальности. Лететь должен был Стоппани. Но старт с Сардинии несколько раз откладывали из-за погоды, а потом и вовсе отменили.
Блестящие данные Z.506A привлекли внимание командования "Региа Аэронаутика" (итальянских ВВС). Военные увидели задатки морского бомбардировщика и дальнего разведчика.
Появилась модификация Z.506B, отличавшаяся от гражданского CANTa тандемным расположением пилотов в более высокой кабине и вместительным отсеком для бомб, 800-кг торпеды или дополнительных бензобаков.
Бомбовая нагрузка могла состоять из фугаса в 800 кг, в перегрузку - из двух боеприпасов по 500 кг и трех по 50 кг. Вместо них могли подвешиваться до 16 мелких бомб по
1,5-2 кг. Кроме "трюма", элегантные обводы машины испортила полуутапливаемая в фюзеляж верхняя турель типа "Бреда"М1 с 12,7-мм пулеметом. В нижнем кормовом "гнезде" стоял SAFAT калибра 7,7 мм.
Неожиданно военная версия превзошла по характеристикам гражданский Z.506. Боевой CANT показали в Милане на 2-м Национальном авиасалоне в октябре 1937-го . В ноябре за
прототипом последовала серия из 32 Z.506B. В октябре 39-го поступил новый заказ ВВС Италии еще на 32 поплавковых бомбардировщика.
"Пятьсот шестые" выпускали на предприятии CANT в Монфальконе, вводя в Z.506B мелкие усовершенствования от серии к серии. Наиболее продвинутая XII-я отличалась боковыми
установками 7,7-мм пулеметов "Бреда"-SAFAT, верхней турелью "Капрони-Лянчиани" "Дельта"Е с 12,7-мм "Скотти", бомбовой нагрузкой в 1200 кг. Производством CANToв поздних серий загрузили авиазавод в
Финале-Лигуре. Всего построили около 360 "пятьсот шестых", 38 из них - гражданские. Но эти цифры не бесспорны.
"Отшлифованный" Z.506B с тремя 700-сильными "Альфами" предназначался для штурма рекордных "высот". С грузом в тонну он "вскарабкался" на 10 310 м. В ноябре 37-го этот
CANT превысил мировое достижение, пролетев более 7013 км от Кадиса до Каравелласа в Бразилии со средней скоростью 265 км/ч. Максимальная скорость - 390 км/ч.
Обратный рейс закончился катастрофой, в водах Атлантики погибли три члена экипажа и пассажир. Выжил лишь летчик Стоппани, его подобрала летающая лодка "Дорнье"
авиакомпании "Люфтганза".
В июне 1938 г. самолеты Z.506B начали поступать в итальянские подразделения морских бомбардировщиков. Первым в "Региа Аэронаутика" на новые CANTы перевооружился 35-й
полк, базировавшийся в Бриндизи, за ним последовал 31-й в Элмасе. До июня 1940-го "пятьсот шестые" освоили и в четырех из 13 эскадрилий 85-й разведывательной группы. К замене летающих лодок CANT Z.501
на Z.506В готовились еще в 20 разведэскадрильях на многочисленных гидробазах, разбросанных от Леро на Эгейском море до Менелао в Ливии.
Четыре Z.506B приняли участие в гражданской войне в Испании в составе итальянских экспедиционных сил и франкистских ВВС. На одном из CANTов воевал Рамон Франко, брат
лидера националистов. Летчик, покорявший в 1926-м Атлантику на "Дорнье" "Валь" под названием "Плюс Ультра", не вернулся из боевого вылета.
Многие страны заинтересовались поплавковым CANTом, но достаточно крупный заказ сделала только Польша. Первый и единственный Z.506B прибыл на Балтику 28 августа 1939-го.
Через несколько дней его уничтожили немецкие бомбардировщики. Японская фирма "Аиши" купила лицензию на поплавковый CANT, но дальше дело не пошло. "Пятьсот шестыми" - разведчиками обзавелась и Румыния.
Вместе с Z.501 они действовали на Черном море,
На Средиземном море, начиная с 12 июня 40-го, итальянские поплавковые бомбардировщики совершили несколько нападений на французскую военно-морскую базу в Бизерте. Z.506B
уходили в бой, чаще груженые бомбами, чем торпедами. 8-9 июля - массированные налеты на британские корабли у берегов Мальты и крупный конвой, направлявшийся из Ла-Валетты в Александрию. Среди 125
итальянских бомбовозов, участвовавших в операции, - восемь CANT Z.506B.
Уже в начале войны стало ясно, что бывший передовым во всех отношениях CANT уже устарел. Последний раз "пятьсот шестые" в большом количестве применялись во время боев в
Греции, при оккупации островов Кефалония и Занте весной 1941 г. Z.506B 35-го полка поддерживали и воздушный десант, захвативший Корфу. В ходе короткой кампании против Югославии CANTы несколько раз
бомбили объекты на территории Хорватии.
Хотя Z.506B в прямом смысле отставал от современных ему бомбардировщиков, оказался тихоходным, его дальность и отличная мореходность еще были в цене. CANT, получивший
собственное имя "Аироне" ("Цапля"), стал хорошим разведчиком. Самолеты Z.506B почти полностью заменили в морской вспомогательной авиации летающие лодки CANT Z.501, уже "не тянувшие" службу.
В июне 1940-го разведывательные эскадрильи обзавелись 21 экс-бомбардировщиком CANT. Их количество резко возросло после расформирования 31-го полка и преобразования 35-го
в сухопутное соединение. В 41-м в интересах флота работало до 60 "Аироне", в конце 42-го - 64 Z.506B и 43 CANTa других модификаций. Несколько Z.506B интенсивно эксплуатировались в школе гидроавиации в
Пола-Пунтиселла и в школе морской разведки в Орбетелло.
Еще при вступлении Италии в войну началась мобилизация персонала и самолетного парка коммерческих авиалиний. Четыре Z.506A поступили в NAL, отдел компании "Ала
Литториа", перешедший в распоряжение командования ВВС. В 1941-м "рекрутировали" еще три, а в постройке находились 12 транспортных CANToв, заказанных в январе. Экипажи NAL бесперебойно курсировали, в
первую очередь, в интересах фельдсвязи на важнейших маршрутах между ставкой и штабами: Рим - Бенгази через Сиракузы и Триполи и других. Восемь "пятьсот шестых" были сбиты.
Из 11 CANToв сформировали вспомогательные подразделения на базе 612-й и 614-й отдельных эскадрилий. Их пополнили в течение 1941 года тремя новыми "бортами". В 42-м
"пятьсот шестые" прибыли в 613-ю эскадрилью, летавшую до этого на "Савойях" S.66. Главной задачей упомянутых авиачастей стали поиск и спасение экипажей сбитых самолетов и потопленных кораблей.
С июня 41-го по декабрь 42-го CANTы, базировавшиеся в Лидо и Бриндизи, совершили 418 вылетов и подобрали 231 человека: 167 итальянцев, 16 немцев, 37 британцев и 11
французов.
Западные историки называют "войной без ненависти" боевые действия в Средиземноморье, якобы здесь цивилизованные противники были "взаимно вежливы", уважали международные
нормы и "красный крест". Но на Средиземном море, как и на других театрах жесточайшей из войн, уничтожались санитарные и спасательные самолеты.
В 1942-м к CANTaм модификации "С" (бывшим гражданским) прибавились Z.506S с завода "Пьяджо", невооруженные, изначально предназначенные для поиска и спасения. Их службу в
1943-м реорганизовали. 11 эскадрильям, подчинявшимся "Региа Марина" (итальянским ВМС), придали по звену "пятьсот шестых".
Z-506 действовали во всех секторах Средиземноморья. Помимо разведки, поиска и спасения, их привлекали для противолодочных операций, патрулирования побережья и
сопровождения конвоев. "Пятьсот шестые" несли значительные потери. На Эгейском море англичанам удалось захватить неповрежденным CANT, возвращавшийся с задания. Впоследствии самолет использовали на
Мальте.
Накануне капитуляции в итальянских ВВС числилось около 60 Z.506. После заключения перемирия между союзниками и итальянским командованием 28 CANToв остались в
распоряжении правительства маршала Бадольо, 35 - захватили немцы. В "Люфтваффе" Z.506 решали второстепенные задачи. Несколько "Аироне" состояло и в ВВС Итальянской социалистической республики,
организованной Муссолини на севере страны.
Благодаря восстановлению на заводе SACA в Бриндизи, количество CANToв в итальянских силах на стороне союзников выросло до 36. К концу Второй мировой сохранилось около
30 "пятьсот шестых", 12 - в летном состоянии. 20 Z.506B, прошедших капремонт и переделку в спасательные на фирме SIAI-''Маркетти", и пять Z.506S прослужили еще 15 послевоенных лет.