В 1958 году "Agusta" начала опытно-конструкторские работы над летательным аппаратом для итальянских ВВС,
которым требовался средний многоцелевой вертолет. Программа была аналогична программе постройки Super Frelon французской компанией "Sud-Aviation" и
изначально получила обозначение AZ 101G. Под руководством главного конструктора фирмы Филиппо Запатты команда инженеров в Касина Коста разработала
весьма передовую для своего времени 16-местную машину. В то время как большинство вертолетов того периода средней дальности оснащалось поршневыми
двигателями, "Agusta" выбрала реактивную силовую установку в виде трех турбовальных двигателей Turbomeca Turbo мощностью по 750 л. с. (559 кВ), что
позволило значительно повысить энерговооруженность и летные характеристики.
В 1959 году были установлены
двигатели Bristol Siddeley Gnome мощностью 1000 л. с. (746 кВ), благодаря чему пассажировместимость увеличилась до 35 человек, а максимальная взлетная
масса машины достигла 11299 кг.
В результате многочисленных изменений в конструкции поменяли и обозначение
вертолета на А 101G. Некоторые детали этого варианта сохранились до середины 1961 года, когда появилась противолодочная модификация.
19 октября 1964 года прототип, предназначенный для итальянских ВВС, впервые поднялся в воздух. Вертолет оснащался тремя турбовальными двигателями
Bristol Siddeley Gnome Н.1200 мощностью 1250 л.с. (932 кВ) каждый и пятилопастным несущим винтом с единой трансмиссией. Слева на киле размещался
шестилопастной хвостовой винт, а справа - большой стабилизатор. А 101G имел вместительную кабину со сдвижными дверями и большую заднюю рампу (аппарель)
для автомобилей и иных крупногабаритных грузов. Типичная кабина вмещала 35 человек и 349 кг багажа (или же весовой эквивалент личного состава) или груз
весом 6500 кг.
В санитарном варианте вертолет брал на борт 18 носилок и до пяти медицинских работников. А
101G также мог использоваться как летающий кран с грузом до 5000 кг на внешней подвеске.
Прототип А 101G
(серийный номер ММ 80358) изначально имел четырехстоечное шасси, которое позже было заменено на трехстоечное путем удаления передней пары стоек и их
заменой на одну со сдвоенными колесами. Вслед за первым построили еще два прототипа с более мощными двигателями Gnome Н.1400 по 1400л.с. (1044 кВ)
каждый и увеличенной длиной фюзеляжа. Все три прототипа недолго эксплуатировались итальянскими ВВС, в основном на базе Практика ди Маре. Гражданский
вариант вертолета с тремя турбовальными двигателями Bristol Siddeley Gnome H.1800 мощностью по 1750 л. с. (1305 кВ) был разработан фирмой "Agusta" под
индексом А 101H. В качестве альтернативы предлагались турбовальные двигатели General.