Итальянская фирма "Конструкционе
Аэронаутиче Джиованни Агуста", производящая по
лицензии американские вертолеты Bell 47 и 206 и Sikorsky S-61, начала в конце
1960-х годов разрабатывать свой собственный вертолет для гражданского и военного
применения. Вертолет с одним летчиком должен был перевозить 7 пассажиров с
багажом с крейсерской скоростью 265км/ч на расстояние 600км. Вертолет должен
легко трансформироваться в санитарный для перевозки двух больных на носилках с
сопровождающими их врачом и санитаром. Предусматривалось создание военных
вертолетов для армии и флота.
Первый полет первого из четырех опытных вертолетов А.109А
состоялся 4 августа 1971 года, однако вскоре он был поврежден из-за земного
резонанса и испытания были продолжены в 1972 году со вторым опытным вертолетом,
третий опытный вертолет был для военного применения, а четвертый - для
гражданского. Один из опытных вертолетов разбился в ноябре 1975 года. В июне
1975 года произведена сертификация гражданских вертолетов А.109А в Италии и США.
В ходе лицензионного производства вертолетов иностранных конструкций итальянская
фирма "Agusta" приобрела опыт, позволивший ей самостоятельно разработать и
начать производство вертолета Agusta А 109. Эта машина стала первым вертолетом
фирмы, выпущенным массовой серией. Вертолет А 109 разработан, прежде всего, под
требования гражданского сектора рынка, но его также закупили вооруженные силы
некоторых стран. Отличиями А 109 стали убираемое трехопорное шасси с носовой
опорой, четырехлопастный алюминиевый несущий винт с обшивкой из материала Nomex
и стреловидный киль с двухлопастным хвостовым винтом, установленным с левой
стороны.
Изначально на А 109 ставился один газотурбинный двигатель Turbomeca Astazou XII
мощностью 690 л. с, но в 1967 году его заменили двумя значительно более
надежными газотурбинными двигателями Allison 250С14 мощностью по 370 л. с.
Параллельно с гражданским вариантом велось проектирование многоцелевой военной
модификации вертолета, но в 1969 году работы по ней прекратили. Все усилия были
сосредоточены на доводке гражданского восьмиместного варианта А 109С Hirundo.
Первый из трех прототипов поднялся в воздух 4 августа 1970 года, но поставки
серийных вертолетов, получивших обозначение А109А, начались лишь в 1976 году.
Первый серийный вертолет итальянской конструкции имел коммерческий успех не
только как легкая пассажирская машина, но и как санитарная, транспортная и
поисково-спасательная.
В ограниченном количестве вертолеты А 109 закупили вооруженные силы ряда стран
для использования в качестве связного и легкого транспортного. Четыре вертолета
закупила армия Аргентины (два из них в 1982 году захватили британские войска на
Фолклендах), позже Аргентина приобрела еще две машины. Трофейные аргентинские
вертолеты поступили на вооружение 2-го полка авиационного корпуса британской
армии и применялись, главным образом, для обеспечения действий бойцов SAS
(Special Air Service - британский спецназ).
С сентября 1981 года выпускается базовая гражданская модификация А 109А Mk II с
усиленным редуктором, новым валом хвостового винта, измененными конструкциями
хвостовой балки и кабины пилотов. В 1989 году появился "широкофюзеляжный"
вариант А 109С, на котором вновь доработали редуктор, а пассажирскую кабину
сделали более просторной и комфортабельной. Один такой вертолет поступил на
вооружение 31-го авиаполка ВВС Италии, он использовался в качестве президентской
машины.
В конце 1980-х годов стало ясно, что вертолет более привлекателен для военных,
чем предполагалось на стадии проектирования, и что его можно применять для
разведки, эвакуации раненых и даже для нанесения ударов по наземным целям. По
заказу армейской авиации Италии было построено 24 вертолета А 109ЕОА в варианте
с двумя двигателями Allison 250-C20R мощностью по 450 л. с. Все вертолеты
поступили к заказчику в 1988 году В отличие от более ранних машин, двери на А
109ЕОА были выполнены сдвижными, а не откидными. На крышах кабин монтировались
прицелы SFIM М334-25 и лазерные дальномеры CILAS, на двух пилонах
предусматривалась подвеска широкого ассортимента вооружения. К другим отличиям
вертолета А 109ЕОА следует отнести неубираемое шасси, аппаратуру
радиоэлектронной борьбы и топливную систему, более безопасную в случае аварийной
посадки.
На базе А 109ЕОА был разработан вариант А 109СМ с расширенным составом бортового
оборудования, комплектация которого определялась заказчиком. Армейская авиация
Бельгии заказала 46 вертолетов А 109СМ, 18 - в разведывательном варианте и 28 -
в противотанковом. В бельгийской армии они получили обозначения А109НО и А109НА.
Вертолеты А109ВА собирались в Бельгии фирмой SABCA.
Под требования вероятных заказчиков из Африки и Латинской Америки был разработан
многоцелевой вертолет А 109К, оптимизированный для эксплуатации в условиях жары
и высокогорья. На нем установили другие двигатели, усилили трансмиссию, удлинили
носовую оконечность фюзеляжа, внедрили ряд других конструктивных изменений.
Первый полет А 109К выполнил в апреле 1983 года. В числе первых поступили заказы
на 16 вертолетов А 109К2 для горноспасательной службы Швейцарии и на три
аналогичные машины для полиции Дубая. Дальнейшим развитием военного варианта
стали модификации А 109КМ с неубираемым шасси и сдвижными дверями для сухопутных
войск и A 109KN для морской авиации, обладавший возможностью палубного
базирования.
Военные вертолеты А 109 вооружены пулеметом калибра 7,62 или 12,7 мм на турели,
установленной в проеме двери грузопассажирской кабины. Количество узлов подвески
вооружения увеличено до четырех (по сравнению с двумя узлами подвески вертолета
А 109ЕОА). На пилоны возможна подвеска контейнеров с 7,62 или с 12,7-мм
пулеметами, блоков неуправляемых ракет калибра 70 или 80 мм, до восьми ПТУР TOW,
ракет "воздух-воздух" Stinger. А 109 также способен нести легкие БПЛА, а в
морском варианте - противокорабельные ракеты.
К поздним модификациям вертолета относятся вариант А 109G для береговой охраны с
двигателями Allison 250-C20R и А 109 Power с силовой установкой значительно
большей мощности (два газотурбинных двигателя Pratt & Whitney PW206C мощностью
по 640 л.с.) и усиленной трансмиссией.
Фирма "AgustaWestland" продолжила совершенствование вертолета, который получил
новое обозначение AW 109. Серийный выпуск модификации AW 109 Power
предполагалось продолжать до 2009 года. На основе базовой модели было
разработано еще несколько модификаций, в том числе AW 109 Elite с салоном
повышенной комфортабельности и усовершенствованным приборным оборудованием, а
также AW 109 Power HPS, предназначенный для использования администрацией морских
портов. На вертолетах серии Power предусмотрена возможность установки
медицинского, полицейского, поисково-спасательного, противопожарного и другого
специализированного оборудования. Вертолет AW109 Grand является увеличенным
вариантом базовой модели, он предназначен для VIP-персон и оснащен двумя
газотурбинными двигателями PW207C взлетной мощностью по 735 л.с.
Ныне все военные варианты вертолета AW 109 строятся на основе модификации AW
109LUH.
Восемь вертолетов А 109 приобрела береговая охрана США, где они эксплуатируются
под обозначением МН-68А Stingray. В середине 2008 года польская фирма "PZL
Swidnik", которая делает по итальянскому заказу фюзеляжи AW 109, сдала фирме
"AgustaWestland" 500-й фюзеляж. В 2005 году в Китае было образовано предприятие
"Janghxi Changhe Agusta" для лицензионной сборки вертолетов AW 109, получивших
местное обозначение Changhe СА 109.
Конструкция вертолета
Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом.
Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, из алюминиевых сплавов; состоит
из четырех отсеков: носовая часть с оборудованием, двухместная кабина экипажа,
шестиместная пассажирская кабина и хвостовая балка монококовой конструкции.
Обшивка фюзеляжа и хвостовой балки выполнена с сотовым заполнителем. Шесть
пассажиров располагаются на креслах/ установленных по три в ряд с интервалом
0.81м. Расположенное слева второе кресло в кабине экипажа предусмотрено для
второго летчика или седьмого пассажира. Пассажирская кабина имеет двери с каждой
стороны размером 1.66 х 1.15 м. Багажный отсек расположен в задней части
пассажирской кабины. Кабина снабжена стандартной системой обогрева и вентиляции.
В санитарном варианте в кабине устанавливаются двое носилок в два яруса
крестообразно (при замене обычных дверей выпуклыми), кресла для двух
сопровождающих и медицинское оборудование. В спасательном варианте могут быть
установлены сдвижные двери.
Несущий винт четырехлопастный, с шарнирным креплением лопастей; лопасти
прямоугольной формы в плане, со стреловидными законцовками, хорда лопасти 0.33м,
площадь 1.84м2. Профиль несимметричный, с отогнутым носком, относительная
толщина профиля у комля 11.3%, в концевой части 6%. Лопасть имеет
цельнометаллическую однолонжеронную конструкцию с сотовым заполнителем и
обшивкой из алюминиевого сплава.
Рулевой винт полужесткий, с горизонтальными шарнирами. Диаметр рулевого винта
2.03м, хорда лопасти 0.2м. Лопасти прямоугольной формы в плане, из алюминиевого
сплава с сотовым заполнителем.
Оперение состоит из управляемого стабилизатора трапециевидной формы в плане
размахом 2.88м, стреловидного киля, служащего пилоном рулевого винта, и
подфюзеляжного киля.
Силовая установка. Два турбовальных ГТД установлены в горизонтальном положении
позади вала несущего винта, разделены противопожарной перегородкой и закрыты
обтекателем. Сухая масса двигателя 71.6кг. Воздухозаборники боковые.
Трансмиссия состоит из редукторов двигателей, главного и промежуточного
редукторов, расположенных в обтекателе над пассажирской кабиной, редуктора
рулевого винта и соединительных валов. Трансмиссия рассчитана на передачу
мощности 552кВт. Передаточное отношение от двигателя к несущему винту 15.62 :1 и
к рулевому винту 2.88 :1.
Топливная система. Два топливных бака емкостью 560л расположены под полом
пассажирской кабины. Заправочные горловины расположены с обеих сторон фюзеляжа.
Предусмотрены дополнительные внутренний бак емкостью 170л и подвесные баки.
Запас масла 7.7л для каждого двигателя и 12л для трансмиссии.
Шасси убирающееся, трехопорное с носовым самоориентирующимся колесом. Главные
опоры убираются вверх и внутрь в отсеки по бокам кабины; носовая убирается
вперед, в носовую часть фюзеляжа. Выпуск и уборка шасси производятся
гидравлическим приводом. Главные колеса снабжены гидравлическими тормозами, а
носовое имеет запирающий механизм. Пневматики бескамерного типа, давление
0.57МПа. Колея шасси 2.45м, база 3.535м.
Система управления бустерная, дублированная, две независимые гидравлические
системы, приводимые от трансмиссии с давлением 10.8МПа, обеспечивают работу
гидроусилителей системы управления. Основная гидравлическая система используется
для выпуска и уборки шасси, торможения колес шасси и несущего винта.
Электросистема стандартного типа. Система цепи постоянного тока напряжением 30В
включает два стартер-генератора (150А) и никель-кадмиевую аккумуляторную батарею
(24В, 13 А*ч). Переменный ток (115В, 400Гц) используется для питания приборов
навигационного оборудования и обеспечивается преобразователем (250 В*А).
Пилотажно-навигационное оборудование стандартное. По требованию заказчика
устанавливается оборудование для полетов по приборам, КВ-передатчик с AM и
автоматический радиокомпас, радиовысотомер, автопилот и оборудование для второго
летчика.
В разведывательно-боевом варианте A.109EOA предусматривается установка различных
видов оружия: пулеметы калибром 7.62мм и 12.7мм в кабине или контейнерах, две
пусковые установки НАР калибром 70мм или 50мм, 4 ПТУР "Тоу", возможна установка
УР "Стингер".
Модификации
: |
|
|
А.109А |
базовая модификация, было
построено 220 вертолетов. |
А.109А Мк.2 |
развитие
вертолета А.109А, с большими по размерам фюзеляжем и кабиной;
поставки вертолетов А.109А Мк.2 начались в сентябре 1981 года, и к
началу 1989 года было поставлено более 220 вертолетов. |
А.109С |
усовершенствованный
вариант вертолета с увеличенной взлетной массой до 2700кг; снабжен
несущим винтом с лопастями из КМ, увеличена мощность, пропускаемая
трансмиссией. сертифицирован в 1989 году; построено 80 вертолетов. |
А.109СМ |
военный
вертолет А.109С с увеличенной мощностью двигателей и неубирающимся трехопорным шасси, на
боковых пилонах может устанавливаться
различное вооружение. |
А.109ВА |
разведывательный
вариант для армии Бельгии, заказавшей 18 вертолетов. |
А.109НО и НА |
противотанковые
варианты для армии Бельгии, заказавшей 28 вертолетов. |
А.109ЕОА |
легкий
разведывательный и боевой вертолет, может использоваться для
наведения и управления, радиоперехвата и радиоэлектронной борьбы, а
также во флоте в качестве легкого противолодочного вертолета и для
полицейской службы. В разведывательно-боевом варианте A.109EOA
предусматривается установка различных видов оружия: пулеметы
калибром 7.62мм и 12.7мм в кабине или контейнерах, две пусковые
установки НАР калибром 70мм или 50мм, 4 ПТУР "Тоу", возможна установка
УР "Стингер". |
А.109К |
вертолет с
более мощными двигателями; имеет лучшие высотные характеристики и
приспособлен для эксплуатации в условиях жаркого климата; поставлено
30 вертолетов. |
А.109КМ |
военный
вариант вертолета А109К, может использоваться как противотанковый,
разведывательный, для управления и связи. |
А109КN |
палубный
вариант вертолета для загоризонтного целеуказания и борьбы с
кораблями. |
А.109К2 |
поисково-спасательный
вариант для вооруженных сил Швейцарии, заказавших 15 вертолетов;
снабжен спасательной лебедкой грузоподъемностью 200кг. |
А.109МАХ |
санитарный вертолет скорой
медицинской помощи. |
А.119 Koala |
развитие
вертолета А.109, с двумя ГТД Pratt & Whitney Canada РТ6В-37 взлетной
мощностью 747кВт, усовершенствованным
оборудованием и лыжным шасси; совершил
первый полет в 1995 году; сертифицирован в
1996 году. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
A-109A |
Диаметр главного винта, м |
11.00 |
Диаметр хвостового винта, м |
2.03 |
Длина,м |
10.71 |
Высота ,м |
3.30 |
Масса, кг |
|
пустого |
1418 |
максимальная взлетная |
2660 |
Внутренние топливо, л |
560 + опционально 170 |
Тип двигателя |
2 ГТД Allison 250-C20B |
Мощность, кВт |
|
при взлете |
2 х 313 |
при полете |
2 х 298 |
Максимальная скорость, км/ч |
311 |
Крейсерская скорость, км/ч |
287 |
Практическая дальность, км |
593 |
Продолжительность полета, ч.мин |
3.18 |
Скороподъемность, м/мин |
640 |
Практический потолок, м |
5485 |
Статический потолок, м |
1495 |
Экипаж, чел |
1-2 |
Полезная нагрузка: |
6 пассажиров или 1180 кг груза в кабине или 907 кг груза на подвеске |
Вооружение(опционально): |
оди-два 7.62-мм
пулемет
Боевая нагрузка - 344 кг на 4 узлах подвески ПУ 81-мм или 122-мм НУР, и/или контейнеры с 7.62-мм пулеметами, или
4х2 ПТУР. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2010
|