Первый полет вертолет AgustaWestland AW119 Ке (изначально именовался
Agusta A.119 Koala)
совершил в начале 1995 года. Он был разработан на основе вертолета А 109, хотя
имел множество отличий, в частности, неубираемое лыжное шасси вместо убираемого
колесного. Фюзеляж выполнен из алюминиевых сплавов. Динамическая система
классическая для легких вертолетов с одним газотурбинным двигателем,
установленным в верхней задней части фюзеляжа, которая плавно переходит в
хвостовую балку. Лопасти четырехлопастного несущего винта изготовлены из
композитов, втулка винта - из титана. Двухлопастный хвостовой винт установлен на
левой стороне киля.
Прототип оснащен газотурбинным двигателем Turbomeca Arriel I мощностью800 л.с,
однако для серийной машины на конкурсной основе выбрали двигатель Pratt &
Whitney of Canada РТ6B-37/1. Эта компактная силовая установка позволила сделать
грузопассажирскую кабину вертолета на 30% более просторной, чем кабина любой
другой машины аналогичного класса. Грузопассажирская кабина снабжена сдвижными
дверями большой площади, по одной с каждого борта, и рассчитана на шесть
пассажиров или двух больных на носилках. Седьмой пассажир может занять место
второго пилота.
Вертолет предназначен для использования в качестве корпоративного, для
VIP-перевозок, санитарного, поисково-спасательного, полицейского, военного и для
береговой охраны.
A.119 выпускается в следующих модификациях:
-
CORPORATE / VIP - A 119 обладает наибольшим фюзеляжем в своем классе и предназначен для
комфортабельной и быстрой перевозки 6 / 7 пассажиров. Салон вертолета может быть
выполнен с учетом самых высоких стандартов комфорта. Доступны системы климат -
контроля, видео и аудио системы, спутниковая связь. Самое современное пилотажное
оборудование, система предупреждения о сближении с воздушными судами Traffic
Collision Avoidance System (TCAS), трех - осевой автопилот, дублированная гидросистема управления, спутниковое и радионавигационное оборудование.
-
EMS / SAR - Уникальная, для легких однодвигательных вертолетов, возможность трансформации
салона A 119 для медицинской перевозки 2 пациентов под наблюдением медицинского
персонала. Размеры пассажирской кабины позволяют удобно разместить необходимое
для перевозки оборудование и обеспечить доступ к пациентам. Кабина экипажа при
этом остается изолированной от пассажирского салона.
-
FIRE FIGHTING - Вертолет может быть оснащен новой системой пожаротушения Fire Attack System
Model 325 компании Symplex , или более традиционной корзиной на внешней
подвеске. Модель 325 имеет форму с малым аэродинамическим сопротивлением и
приспособлена для использования на высоких скоростях полета для обеспечения
оперативного пожаротушения. Вся система может быть установлена или удалена менее
чем за 15 минут, без использования специального инструмента.
-
LAW ENFORCEMENT -Высокая продолжительность и дальность полета, позволяет A 119 эффективно
выполнять операции в целях обеспечения правопорядка. Состав специального
оборудования включает в себя камеры дневного и ночного наблюдения с высокой
разрешающей способностью, оборудование радиопеленгования, управляемый поисковый
прожектор высокой мощности.
-
OFFSHORE - Наибольший размер фюзеляжа в своем классе, лучшая скорость и дальность, надежный
и испытанный двигатель Pratt & Whitney PT 6 - все это обеспечивает эффективное
применение А119 для работы над водной поверхностью. Вертолет может оснащаться
опционным поплавковым шасси.
Первая сертификация А119 была проведена в Апреле 2000 года, и это была
однодвигательная версия двухмоторной А109 (фюзеляжи вертолетов идентичны) Пилот
компании AgustaWestland, Дэн Дэвидсон, был моим инструктором и гидом в
испытаниях А119. Тестовой машиной была первая из четырех поставленных на
вооружение Департамента Полиции Нью - Йорка. Вертолет оснащается только лыжным
шасси, в отличии от А109, шасси которой выполнены убирающимися. Клиренс фюзеляжа
вертолета составляет 0,5 метра, что является хорошим балансом между удобством
посадки в вертолет, и необходимым запасом для приземления на неподготовленные
площадки. Еще одним плюсом является больший клиренс рулевого винта.
Поскольку за основу вертолета взят фюзеляж А109, из класса легких двухдвигательных вертолетов, на выходе получилась машина с наибольшим объемом
фюзеляжа в своем классе. В многоцелевой или корпоративной модификации, в
пассажирском салоне с комфортом могут разместиться 6 человек + дополнительное
место в кабине пилотов. В медицинской версии это позволяет разместить 2
пациентов и двух - трех медицинских работников, в то время когда другие машины
позволяют перевозить 1 пациента при условии демонтажа одного кресла в кабине
пилотов для размещения носилок. А119 обладает багажным отсеком впечатляющих
размеров и загрузкой 150 кг.
Жесткая втулка несущего винта выполнена из титана, с использованием эластомерных
подшипников и демпферов. Законцовки лопастей имеют саблевидную форму для
улучшения характеристик и снижения шума. Диаметр несущего винта составлят 35,5
футов. Две независимые гидросистемы обеспечивают работу системы управления.
Первая из них является основной для управления приводом рулевого винта.
Вращает всю эту конструкцию из титана и композитов Pratt & Whitney PT6B-37A,
настроенный на 1002 лошадиные силы взлетной мощности и 872 крейсерского режима.
Пожалуй, это лучшая силовая установка для однодвигательного вертолета.
Трансмиссия вертолета идентична двухмоторной А109 и настроена на 900 лошадиных
сил для крейсерского режима. Соотношение мощности двигателя и трансмиссии
обеспечивают внушительный запас мощности для полетов с максимальным взлетным
весов в 2720 кг и с 3150 кг при перевозке груза на внешней подвеске.
Стандартная топливная загрузка составляет 605 литров и может быть увеличена до
710 или 870 литров. Топливные баки расположены близко от центра массы вертолета
и выработка топлива минимально изменяет центровку во время полета. Электросистема вертолета напряжением 28В и оснащена стартер - генератором
200А/ч.
Моторный отсек большого объема предоставляет пространство для осмотра гидроусилителей системы управления, трансмиссии и других элементов, техники это
очень любят. Подножки для техобслуживания, ручки и подпружиненные панели
позволяют техникам взбираться на А119 с легкостью, присущей белкам, взбирающимся
на дерево. Но для таких ребят как я, которым слегка за 50, процедура уже не
кажется такой веселой, пришлось все же проконтролировать уровень масла и
осмотреть элементы управления при предполетной подготовке.
Агуста противится тенденциям вертолетостроения получившим
широкое распространение в мире. Большинство производителей придерживаются
типичной схемы - на популярную раму однодвигательного вертолета ставится второй
двигатель, делается это для получения преимущества в безопасности полетов, что в
принципе не доказано. Иногда это работает. Так, например, появились модели Белл
212 и 412 на базе однодвигательного Белл 205.
Или например Еврокоптер AS 355 как двухдвигательная версия AS 350. Но иногда
схема не работает, Белл 206 LT известный тому пример.
В классе легких вертолетов эта стратегия обычно приводит к получению вертолета с
меньшей полезной нагрузкой и дальностью полета. Второй двигатель расходует
топлива по весу равному перевозке двух пассажиров, обычно в двухдвигательные
модификации идут турбины меньшей мощности, чтобы сохранить и вес и топливо. Так
что при отказе одной из них, вертолет просто медленнее теряет высоту.
А119 представляет собой обратную тенденцию. Это переход от популярного и
испытанного двухмоторного А109 Power к однодвигательной версии. В результате
Коала получила преимущество просторного и вместительного салона своего старшего
собрата, вместе с совершенством его аэродинамической формы, сделавшим А109
рекордсменом скорости среди вертолетов. В результате Коала получила наибольшую
скорость и дальность полета среди однодвигательных вертолетов. Кроме того,
количество мест стандартной модификации составляет два плюс шесть, Белл 407 -
два плюс пять, AS 350 B2-B3 - два плюс четыре, результатом становится меньшая,
чем у конкурентов стоимость перевозки в расчете "пассажир на километр". Три
перелета по семь пассажиров будут рентабельнее, чем четыре по пять пассажиров.
А119 спроектирован под перевозку пассажира весом 80 килограмм в каждом
пассажирском кресле, и полной топливной заправке в 160 галлонов при скорости
больше 270 км/ч. Вы можете варьировать загрузку для получения максимальной
дальности полета, взяв больше топлива, вы увеличите стоимость перевозки, но
получите ощутимый прирост в радиусе действия, подобная гибкость доступна далеко
не всем моделям газотурбинных вертолетов. Проблема заключается в дефиците места
для расположения баков топливной системы и необходимом резерве мощности.
Реальные дальности полета "конкурентов" серьезно уступают А119.
В медицинской модификации размеры салона позволяют перевезти 2 пациентов и трех сопровождающих медицинских работников, и все это при полной топливной заправке.
На А119 используется втулка несущего винта боевого вертолета А129 Мангуста.
Втулка изготовлена из титана с использованием необслуживаемых эластомерных
подшипников, современная конструкция обеспечивает снижение вибраций и расходов
на регламентное обслуживание. Несущий винт имеет диаметр 35,5 футов и меньше
диаметра винта А109 на 6 дюймов. Лопасти винта и втулка обслуживаются "по
состоянию" и не имеют ограничений по ресурсу. Еще один большой плюс, доставшийся
А119 от "старшего брата" это силовые конструктивные элементы фюзеляжа для
установки внешнего оборудования. Они были разработаны для А109 и устанавливаются
на заводе. Если вам потребуется монтаж поискового прожектора Night Scanner или
грузового крюка для внешней подвески, необходимые элементы уже будут встроены в
фюзеляж, и установка не повлечет за собой существенного увеличения цены. Надо
заметить, что установка дополнительного оборудования с изменением стандартной
комплектации вертолета всегда серьезно увеличивает конечную стоимость, поэтому подобное конструкторское решение является очень
удачными.
Грузовой отсек А119 настолько велик, что буквально позволяет спать в нем. Длиной
более 2 метров и объемом 35,5 кубических футов (более чем в два раза больше чем
у Bell 206 / 407). Для однодвигательных машин он кажется просто гигантским,
линейные размеры отсека позволяют перевозить лыжи, клюшки для гольфа или
винтовки, эти предметы всегда были большой проблемой для легких вертолетов.
Вероятно одно из самых важных решений, которые производитель должен принять при
проектировании вертолета, это выбор силовой установки. Неудачный выбор двигателя
может поставить крест в карьере вертолета. Классическими примерами являются
Lycoming LTS-101 на Белл 222 и Еврокоптер AS-350D.
Обычно, эволюция вертолета новой модели начинается с резервом для двигателя,
более мощного чем необходимо, поскольку со временем классы вертолетов мигрируют
в сторону увеличения взлетного веса и необходимо оставаться конкурентоспособным
выпуская "улучшенные" версии вертолета с более мощными моторами. Но чтобы
воспользоваться дополнительной мощностью необходима и соответствующая
трансмиссия и редукторы, выдающие мощность адекватную более мощному двигателю. А
этот показатель не всегда соответствует заявленным характеристикам вертолета.
Для Агусты 119 эта тенденция не нашла своего применения. Выбор двигателя Pratt &
Whitney PT6 взлетной мощностью в 1002 лошадиные силы это лучший вариант из
возможных. Семейство двигателей PT6 - фаворит для пилотов и техников Белл 212 /
412 и Сикорский S76.
Известный своей надежностью и минимальными требованиями по обслуживанию, PT6
стал выбором и для тысяч самолетов, таких как Кинг Эйр 90, 200 и 300 моделей,
Цессна Конквест и Караван, серия моделей Пайпер Шайен, швейцарский Пилатус
PC-12, это некоторые из них. Новейшая разработка Агусты и Белл - AB 609 также
оснащен РТ6. Сейчас Агуста установила межремонтный ресурс для двигателя в 3000
часов с планируемым увеличением до 3500 часов.
Для установки на А119 двигатель РТ6В-37А нуждался в редукторной коробке, и
компания Pratt & Whitney нанимала компанию Agusta для выполнения этой задачи,
поскольку Agusta самостоятельно производит редукторы и трансмиссии не только в
своих целях, но и для других производителей.
Главный редуктор А119 идентичен модели А109 и выдает 900 л.с. мощности, после
взлета вы уменьшаете мощность на 3% чтобы выйти на крейсерский режим работы
двигателя в 872 л.с. Модульная топливная система позволяет легко установить или
демонтировать один или два дополнительных топливных бака. Стандартная топливная
загрузка составляет 160 галлонов в трех основных баках в кормовой части
фюзеляжа.
Приборная панель А119 имеет меньшие размеры чем у А109 и обеспечивает хороший
обзор. Дополнительные окна расположены в нижней носовой части фюзеляжа и дверей
кабины пилотов. Видимость превосходна для всех маневров. Дублированная система
автоматической стабилизации SAS и дублированная гидросистема управления включены
как стандартное оборудование. Ожидаемая крейсерская скорость в 144 узла, и А119
легко ее выполняет, немного уступая А109 с убирающимся шасси. Высотные
характеристики составляют 11000 футов для зависания в стандартных условиях в
зоне влияния земли (HIGE), 8800 футов вне зоны влияния земли (HOGE),
практический потолок в 18600 футов.
Устойчивость и управляемость полета были превосходны, в виражах 45 и 60 градусов
Коала демонстрировала стойкую траекторию, управляющие воздействия были четкими и
информативными. На режимах авторотации вертикальная скорость снижения была
10м/с, режимы имитации отказов системы стабилизации и гидросистемы не были
сложными, притом что эти системы продублированы.
А119 разработан для полетов и посадок при ветре, с которым владелец вряд ли
столкнется. При посадке допускается встречный ветер в 90 км/ч под углом 45
градусов, 75 км/ч в левый борт, и 65 км/ч в правый борт.