AW139 - двух двигательный транспортный вертолет того же класса, что Bell 412
и Sikorsky S-70. В нем воплощено много новых технических решений, и он активно
продается на экспорт.
Разработка AW139 началась с проекта фирмы "Agusta-Bell" АВ139. Прототип этой
машины впервые взлетел 3 февраля 2001 года на заводском аэродроме "Agusta" в
Верджиате. Первый серийный вертолет поднялся в воздух 24 июня 2002 года, а
поставки начались в 2003-м.
Обозначение сменили на AW139, когда "Bell" продала свою долю фирме "Westland" и
вышла из проекта. В 2007 году был открыт второй завод в Филадельфии для
обслуживания американского рынка. В настоящее время вертолет эксплуатируется
примерно в 30 странах.
В 2004-2006 годах AW139 принимал участие в конкурсе, объявленном Армией США на
легкий вертолет общего назначения (для замены более 300 устаревающих UH-1 и
ОН-58). "AgustaWestland" выставила модель L-3 Communications, но уступила UH-72A
Lakota, созданному на базе Eurocopter ЕС635.
Вертолет AW139 состоит из меньшего числа деталей и узлов, чем более ранние
машины той же фирмы. Его преимущества также заключаются в применении комплексной
авионики и доступности всех систем, что упрощает обслуживание. Убирающееся шасси
и современный пятилопастный несущий винт обеспечивают плавный и быстрый полет.
Два двигателя Pratt & Whitney (Канада) РТ6С-67С мощностью по 1531 л.с. (1142
кВт) обеспечивают вертолету впечатляющие характеристики с максимальной взлетной
массой 6400 кг. AW139 обладает более высокой энерговооруженностью, чем любой
другой средний двухдвигательный вертолет своего класса, и имеет высокую
крейсерскую скорость при всех вариантах нагрузки, даже в сложных погодных
условиях. Полная защита от обледенения предоставляется как опция.
Вертолет полностью удовлетворяет самым жестким международным стандартам. Это
позволило отнести его к категории "А" (возможность летать с полной массой на
одном двигателе) без ограничении в широком диапазоне эксплуатационных условий, в
том числе в жарком и высокогорном климате. Это полезное качество открыло
вертолету дорогу на рынки Среднего и Дальнего Востока.
За высокий уровень поддержки потребителей со стороны "AgustaWestland" датская
авиакомпания "ВеІАіг" назвала свой первый и пока единственный AW 139"Духом "Agusta".
AW139 установил рекорд безопасности полетов, что имеет важную роль для
потребителей, имеющих необходимость летать над морем, например, обеспечение
транспортных перевозок между берегом и нефтяными вышками.
Среди передовых технологий можно назвать интегрированную систему авионики
Honeywell Primus Epic, цифровую АСУ ЛА по четырем осям (AFCS), цифровую систему
управления двигателем (FADEC) и четыре цветных ЖК-дисплея с активной матрицей
размером 152,4 х 203,2 мм.
В просторной кабине с двумя большими дверями могут размещаться до 15 человек.
Есть вместительное багажное отделение с доступом из кабины и снаружи.
В будущем AW139 предполагается модернизировать для решения различных гражданских
и военных задач, в том числе предполагается использовать его как корпоративный и
VIP-транспорт.
Качества вертолета делают его идеальным для аварийно-спасательных (он вмещает до
шести носилок и четырех медработников) и поисково-спасательных операций. Машина
активно применяется в Береговой охране, для снабжения нефтедобывающих платформ и
для доставки на суда портовых лоцманов. Этот универсальный вертолет может
применяться при тушении пожаров, выполнять военные и полицейские функции.
На потенциальном рынке по замене тысяч устаревающих вертолетов этого класса
ожидается острая конкуренция, но AW139 рассматривается как серьезный претендент
на лидерство.
Модификация AW149 отличается удлиненным фюзеляжем, трансмиссией и двигателями
повышенной мощности. Вертолет оптимизирован для военного рынка и предназначен
для круглосуточных полетов при любых погодных условиях. AW149 разрабатывается в
соответствии с требованиями итальянских ВВС на новую машину среднего класса для
поисково-спасательных операций.
Ее прототип полетел в Верджиа-те 13 ноября 2009 года, второй вертолет с
доработанной трансмиссией и двигателями GE СТ7-2Е1 мощностью 2000 л.с. (1491
кВт) появится в 2010 году, а принятие на вооружение ожидается в 2014-м.
Авионика AW149 построена на принципах систем открытой архитектуры, позволяющих
интегрировать в нее новые комплекты оборудования. Вертолет оборудован шиной
передачи данных стандарта MIL STD-1553B с системой контроля состояния жизненно
важных систем и агрегатов (HUMS), бортовыми речевыми накопителями и накопителями
полетных данных, подсистемами вооружения и БРЛС переднего обзора (FLIR),
возможна установка метеорологической БРЛС. Кабина полностью совмещена с очками
ночного видения.
Удлиненная кабина объемом 12,40 м3 может вмещать до 18 военнослужащих, имеется
грузовой крюк на 2720 кг груза и внешний подъемник грузоподъемностью 272 кг.
Другие новшества: система защиты при столкновении с проводами, сепараторы для
удаления посторонних частиц на входе в двигатель, замкнутая топливная система и
выпуклые иллюминаторы кабины.
На выносные кронштейны (как на Н-60) можно подвешивать кассеты с НУРС,
контейнеры с вооружением и ракеты класса "воздух - земля" и
"воздух-поверхность". В окнах кабины могут устанавливаться пулеметы.
Вертолет может применяться для поддержки войск на поле боя и доставки туда
войск, перевозки грузов на внешней подвеске, эвакуации раненых, поиска и
спасения во время боевых действий (CSAR), операций сил специального назначения,
разведки и С3 (командование, управление и связь).