Вертолет Agusta-Bell АВ 205 представляет собой вариант вертолета Bell Model 205, лицензия на производство
которого была приобретена в 1966 году итальянской фирмой "Costruzioni
Aeronautiche Giovanni Agusta SpA". Подобно американскому "родственнику",
итальянский вариант АВ 205 отличается от вертолета АВ 204 удлиненным фюзеляжем с
кабиной, в которой могут поместиться до 14 человек и один летчик. На вертолете
установлен газотурбинный двигатель Т53 повышенной мощности. С целью реализации
возросшей мощности двигателя изменениям были подвергнуты динамические системы
вертолета. Так на АВ 205 использован несущий винт диаметром 14,63 м, в то время,
как диаметр несущего винта вертолета АВ 204 - 13,41 м. В военном варианте вертолет АВ 205 является прямым аналогом американского
вертолета Bell UH-1D / UN-1Н Iroquois. Зарекомендовавшие себя как очень надежные,
многоцелевые вертолеты АВ 205 широко экспортировались в разные страны мира. Вертолет сертифицирован для эксплуатации в темное время суток. Он может
использоваться для перевозки людей и грузов, эвакуации больных и раненых,
выполнения поисково-спасательных операций и т.д. В зависимости от характера
выполняемой задачи вертолет может быть оснащен надувными поплавками, лебедкой
для подъема на борт людей и грузов, лыжным шасси, носилками для больных или
раненых, вооружением. Объем грузопассажирской кабины составляет 6,2 м3. В базовом варианте вертолет АВ 205 вооружения не несет, но в дверных проемах
кабины предусмотрена возможность установки шкворневых турелей для пулеметов, а
по бортам кабины возможна подвеска блоков с неуправляемыми авиационными ракетами. С 1969 года в Италии серийно строились вертолеты конструктивно улучшенной
модификации АВ 205А-1 с увеличенной взлетной массой. Вертолет итальянской
постройки оснащался газотурбинным двигателем T53-L-1ЗВ (на американском
вертолете Bell 205А-1 установлен двигатель Т53-L-13А). АВ205А-1 спроектирован с
учетом возможности быстрой конвертации базового варианта в вертолет-кран
грузоподъемностью 2268 кг, санитарный вариант для перевозки шести больных или
раненых на носилках с одним-двумя сопровождающими санитарами,
поисково-спасательный вариант и вертолет для VIP-перевозок. Фирма "Agusta" разработала и построила прототип вертолета АВ 205BG, оснащенного
двумя газотурбинными двигателями Rolls-Royce (изначально Bristol Siddeley) Gnome
Н.1200. Также был построен прототип вертолета АВ 205ТА с двумя газотурбинными
двигателями Turbomeca Astazou. Ни один из двух вариантов в серийное производство
не передавался. Серийное производство вертолетов АВ-205 прекращено в 1988 году после поставки
490 вертолетов, в большинстве случаев заказчиками являлись ВВС разных стран мира. Эксплуатация вертолетов АВ 205 продолжается, хотя их серийное производство
завершилось 20 лет назад - в 1988 году. Крупнейшим оператором вертолетов данного
типа является Турция: турецкая армия имеет на вооружении 125 вертолетов АВ 205,
жандармерия - еще пять. Большинство турецких вертолетов АВ 205 используется в
качестве транспортных, санитарных, поисково-спасательных и учебно-тренировочных,
но часть машин модернизирована в вариант вооруженного вертолета, который
применяется для борьбы с повстанцами. На вооружении армии Италии состоит 80
вертолетов АВ 205 под обозначением ЕМ-2; эти вертолеты в составе миротворческих
сил ООН использовались в Ливане, Намибии и Курдистане, а в составе Европейских
сил по поддержанию мира - на Балканах. Вертолеты АВ 205 состоят на вооружении
армейской авиации и ВВС Греции. Вертолеты АВ 205А также имеются в ВВС и ВМС
Ирана, ВВС Марокко, ВВС Омана (14-я эскадрилья), ВВС Саудовской Аравии (12-я и
14-я эскадрильи), ВВС республики Сингапур (120-я и 123-я эскадрилья),
вооруженных сил Танзании, ВВС Туниса (31-я эскадрилья), ВВС Уганды, ВВС Замбии.
В Испании несколько сохранившихся на вооружении вертолетов из подразделения Esc
783/Ala 78 используются под местным обозначением HE.10B для тренировок в полетах
по приборам.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
AB.204AS |
Диаметр несущего винта, м |
14.63 |
Длина, м |
17.37 |
Высота, м |
3.84 |
Масса, кг |
|
пустого |
2939 |
максимальная взлетная |
4309 |
Тип двигателя |
1 ТВД
General Electric T58-GE-3 |
Мощность, кВт |
1 х 962 |
Максимальная скорость, км/ч |
196 |
Крейсерская скорость, км/ч |
167 |
Практическая дальность, км |
533 |
Радиус действия, км |
111 |
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
5910 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
две торпеды Мк 44 (или Мк46) или
ракеты класса "воздух-поверхность" |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2010
|