Фирма "Agusta" подписала с фирмой "Bell"
в 1981 году контракт о лицензионном производстве вертолета Model 412 под
обозначением Agusta-Bell AB 412 в гражданском варианте; поставки готовых изделий
заказчикам начались в январе 1983 года.
Вертолет Model 412 представляет собой модификацию вертолета Model 212 в варианте
с четырехлопастным несущим винтом. Специалисты фирмы "Agusta" продолжили работы
по модернизации вертолета, разработав его военный вариант согласно требованиям
вооруженных сил и других силовых министерств Италии. Военный вариант получил
обозначение АВ 412 Grifone, первый полет он выполнил в августе 1982 года.
Военный вариант предназначался для решения широкого круга задач, включая огневую
поддержку сухопутных войск (для чего в кабине на турелях можно было установить
один - два пулемета, а на внешней подвеске - блоки с неуправляемыми авиационными
ракетами), перевозку до 14 солдат с полной выкладкой и эвакуацию раненых с поля
боя (шесть человек на носилках и двое санитаров). Морской вариант вертолета
предназначен, прежде всего, для выполнения поисково-спасательных задач и оснащен
поисковой РЛС с круговым обзором (антенна РЛС монтировалась под обтекателем на
крыше кабины летчиков), инфракрасной и телевизионной обзорными системами,
четырехканальным автопилотом, более совершенной навигационной системой.
Для поглощения ударов при жесткой посадке у вертолета Grifone, в сравнении с
гражданской моделью, делали усиленное шасси. В кабине установлены
ударопоглощающие частично бронированные сиденья, броней также прикрыт ряд важных
бортовых систем. Пол кабины снабжен разнообразными монтажными узлами, которые
позволяют легко изменять конфигурацию посадочных мест, монтировать специальное
оборудование, включая внутреннюю лебедку. На сопла двигателей предусмотрена
возможность установки экранно-выхлопных устройств, снижающих тепловое излучение
вертолета.
В Италии вертолеты АВ 412 (или АВ412) выпускает фирма "Agusta Westland". К 2008
году вертолеты были поставлены шести военным и государственным службам, включая
Национальную лесную службу Италии и Национальную противопожарную службу. Самым
крупным заказчиком стал Корпус карабинеров, которому поставлено не менее 32
вертолетов. Входящая в состав ВМС Италии служба береговой охраны получила 24
вертолета.
На вооружении армейской авиации Италии состоят 23 из 25 поставленных вертолетов
АВ 412 (в армейской авиации они обозначаются ЕМ-4, 4-й тип многоцелевого
вертолета - Elicottero Multiruolo), два из них доработаны в вариант
радиоэлектронной борьбы.
Фирма "Agusta" продала пять вертолетов АВ 412 в Уганду, где ныне одна или две
уцелевших машины в вооруженном варианте используются для борьбы с партизанами.
12 вертолетов АВ 412 было поставлено ВВС Зимбабве, включая две машины в VIP/санитарном
варианте. Вертолеты АВ 412 также эксплуатируются в Финляндии, ОАЭ, Лесото и в
ВМС Венесуэлы. В военном вертолетном авиационном училище Великобритании
вертолеты АВ412 используются под обозначением Griffon HT.Mk 1.
Вертолет АВ 412 способен нести широкий ассортимент вооружения. В нижней части
фюзеляжа предусмотрена возможность фиксированной установки одной или двух 25-мм
пушек Oerlikon Contraves КВА-В или одного 12,7-мм пулемета FN-Brawning МЗ с
боекомплектом 400 патронов на турели под передней частью фюзеляжа и одного-двух
пулеметов калибра 12,7 мм или 7,62 мм в дверных проемах грузовой кабины. Для
подвески авиационных средств поражения используются два узла по бортам фюзеляжа
(по одному с каждого борта), на которых возможен монтаж четырех или восьми
противотанковых ракет BGM-71 TOW или четырех противокорабельных управляемых
ракет Sea Skua, четырех ракет "воздух-воздух" малой дальности, четырех легких
противорадиолокационных ракет, двух контейнеров с 12,7-мм или 7,62-мм
пулеметами, двух блоков НАР (на 12 или 19) 81-мм неуправляемых ракет Medusa или
SNORA каждый.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
AB.412 |
Диаметр главного винта, м |
14.02 |
Диаметр хвостового винта, м |
2.59 |
Длина,м |
12.92 |
Высота ,м |
4.32 |
Масса, кг |
|
пустого |
2841 |
максимальная взлетная |
5400 |
Внутренние топливо, л |
1249 + опционально 681 или 151 |
Тип двигателя |
1 ГТД Pratt Whitney Canada PT6T-3B Turbo Twin Pас |
Мощность, кВт |
|
максимальная |
1 х 1342 |
при взлете |
1 х 1044 |
при полете |
1 х 843 |
Максимальная скорость, км/ч |
259 |
Крейсерская скорость, км/ч |
232 |
Практическая дальность, км |
805 |
Продолжительность полета, ч.мин |
4.12 |
Скороподъемность, м/мин |
438 |
Практический потолок, м |
5180 |
Статический потолок, м |
1250 |
Экипаж, чел |
1-2 |
Полезная нагрузка: |
14 солдат или 6 носилок и 2 сопровождающих или 1814 кг груза в кабине или 2291 кг груза на подвеске |
Вооружение (опционально): |
одна
или две 25-мм пушки Oerlikon-Buhrle KBA-B под фюзеляжем или
один 12.7-мм пулемет FN-Browning М3 на носовой турели Lucas Helicopter Gun Turret с 400 патронами и/или
один 12.7-мм или 7.62-мм пулемет в двери кабины
Боевая нагрузка на 2 узлах подвески: 4-8 ПТУР BGM-71 TOW, или 4 ПКР Sea Skua, или 4 УР воздух-воздух AIM-92 Stinger или Mastra Mistral, или 4 противорадиолокационных УР, или 2 контейнера с 12.7-мм или 7.62-мм пулеметами, или 2 ПУ 7х или 12х или 19х 70-мм или 81-мм НУР Medusa или SNORA. |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2010
|