В июле 1984 года компания "Hindustan Aeronautics Ltd" подписала с
западногерманской фирмой MBB соглашение о сотрудничестве в проектировании,
разработке и серийном производстве усовершенствованного легкого вертолета.
Индийская компания хотела создать вертолет для обеспечения различных служб и
ведомств своей страны, а также гражданских операторов эффективным легким
вертолетом отечественного производства. Работы над проектом начались в ноябре
1984 года. Первые наземные испытания машины прошли в апреле 1991 года. Первый из
пяти летающих прототипов (два базовых варианта и по одному для ВВС, Армии, ВМФ)
совершил свой первый публичный полет 30 августа 1992 года, примерно через 10
дней после своего первого подъема в воздух.
В конструкции фюзеляжа проекта ALH применены многослойные материалы, легкие
сплавы сочетаются с композитами, кевларом и стеклотканью. Динамическая система
включает пару турбовальных двигателей, установленных бок о бок за главным
редуктором, вращающим четырехлопастные несущий и рулевой винты. Как и втулки
винтов, лопасти несущего ротора имеют конструкцию из стеклоткани и углеродного
волокна. Сам несущий винт представляет собой бесшарнирный блок с
волоконно-эластомерной втулкой. Концы лопастей несущего винта имеют
стреловидность по передним кромкам. Хвостовое оперение имеет прямой стабилизатор
и две стреловидные концевые шайбы, установленные наклонно.
На вариант для ВВС и Армии установлено шасси в виде пары неубирающихся полозьев.
Морские и гражданские модели с убирающимся трехколесным шасси имеют также на
нижних стенках контейнерной секции фюзеляжа пару небольших бортовых
выступов-спонсонов для установки основных одноколесных стоек. Автоматическая
система управления полетом поставляется французской компанией SFIM.
Кроме перевозки грузов внутри фюзеляжа, вертолет ALH может нести полуторатонный
груз на внешней подвеске. Вариант для ВВС и Армии имеет ударопрочные топливные
баки, пуленепробиваемые расходные баки, пламегасители, оборудование для
уменьшения ИК-излучения и возможность подвески вооружения для проведения дневных
и ночных ударов. На варианте для ВМФ установлены оборудование для крепления к
палубе, складная хвостовая балка, а также есть возможность установки системы
централизованной заправки и специализированное БРЭО, включая оборудование для
ПКР или ПЛО. Эти две вооруженные модели оснащаются пилонами на бортах фюзеляжа с
двумя узлами подвески для такого оружия, как ПКР и противолодочные торпеды в
морской модели, либо коротким крылом с четырьмя узлами подвески для 16 ПТУР или
четырех многозарядных ПУ, либо четырех ракет "воздух-воздух". Армейская модель
также может оснащаться подфюзеляжной турелью с 20-мм пушкой.
Полномасштабные поставки серийных вертолетов ALH, ныне именуемых Dhruv, начались
в 2002 году. Первые машины получила Береговая охрана Индии. Затем свои вертолеты
начали получать и другие виды Вооруженных сил. К 2007 году четыре основных
заказчика получили 75 экземпляров Dhruv. Первые экспортные заказы были получены
в 2008 году. Среди заказчиков компании из Боливии, Бирмы, Эквадора, Израиля,
Мальдивов, Маврикия и Суринама. 16 августа 2007 года вертолет Dhruv взлетел с
турбовальным двигателем Shakti мощностью 1400 э. л. с. (1000 кВт), который
является индо-французским проектом. Силовые установки Dhruv ныне оснащаются этим
двигателем.
Планируется построить более 1000 вертолетов ALH, в
том числе 350 военных, которые будут поставлены
армии, ВВС и ВМС Индии, и 200 гражданских; 450
вертолетов будут поставлены в другие страны.
Вооруженный
вариант с , с 20-мм подвесной пушкой, 70-мм
Вертолеты ALH будут
производиться в следующих вариантах:
-
Многоцелевой вертолет для ВВС и армии — с лыжным
шасси для непосредственной поддержки наземных войск и
поисково-спасательных операций; снабжен оборудованием для полетов ночью.
-
Многоцелевой вертолет для ВМС — с убираемым
трехопорным шасси и складываемой хвостовой балкой; может быть снабжен
надувными баллонетами.
-
Многоцелевой гражданский вертолет — с лыжным шасси
для перевозки пассажиров и грузов, обслуживания буровых вышек,
санитарно-спасательной и полицейской службы.
Вооружение в варианте для армии и ВВС включает подфюзеляжную турельную установку с пушкой
калибром 20мм, на пилонах устанавливаются две
ПТУР и две УР класса "воздух-воздух" или два
контейнера с НАР калибром 68мм, установлены системы FLIR (Forward
Looking Infra Red) и TIS(Thermal Imaging Sights), а так же возможна
установка контейнеров для разбрасывания мин. Этот вариант
получил обозначение HAL Rudra.
В
варианте для ВМС на пилонах устанавливаются две
противолодочные торпеды или глубинные бомбы или
противокорабельные УР. Вертолет может
быть использован в качестве
транспортного и вертолета для VIP пассажиров (6 человек).
Конструкция легкого многоцелевого вертолета Dhruv.
Фюзеляж. Изготовлен с широким применением КМ на основе стекло- и углепластиков и
кевлара для носового обтекателя и дверей. Центральная часть фюзеляжа имеет
слоистую конструкцию из алюминиевых сплавов. В носовой части размещается
двухместная кабина экипажа, в центральной части размещена грузовая кабина
размерами 3.1 х 1.97 х 1.42м и объемом 7.3м3 с задним багажным отсеком объемом
2.16м3. В кабине установлены сиденья для 10 пассажиров и до 14 - при
максимальной загрузке, имеются сдвижные двери с обоих бортов и задний грузовой
люк. Хвостовая балка коническая, изготовлена из КМ, переходит в стреловидное
вертикальное оперение, с правой стороны которого установлен рулевой винт.
Неуправляемый стабилизатор размахом 2.6м с перевернутым профилем GAW-2 снабжен
концевыми шайбами, установленными под углом для создания боковой силы и
разгрузки рулевого винта.
Шасси лыжное, с колеей 2.6м в вариантах для ВВС и армии и трехопорное
убирающееся - в варианте для ВМС, со сдвоенными колесами на самоориентирующейся
носовой опоре; на главных опорах установлено по одному колесу, уборка колес
производится с помощью гидравлической системы, база шасси 4.37м, колея 2.8м, на
хвостовой балке установлена пружинная хвостовая опора. Возможна установка
надувных баллонетов на колесное и лыжное шасси для аварийной посадки на воду.
Морской вариант снабжается системой притягивания вертолета на палубу с помощью
троса гарпуном.
Несущий винт четырехлопастный, с бесшарнирным креплением лопастей с помощью
эластомеров из KM, лопасти прямоугольной формы в плане, с сужающимися
законцовками, изготовлены полностью из КМ, хорда лопасти 0.5м, на конце 0.167м,
профиль лопасти DMH-4, на конце DMH-3.
Рулевой винт четырехлопастный, диаметром 2.55м, с бесшарнирным креплением
лопастей, лопасти прямоугольной формы в плане, с сужающимися законцовками,
профиль лопасти S102C, на конце S102E.
Силовая установка состоит из двух ГТД Turbomeca ТМ 332-2В взлетной мощностью по
788кВт и максимальной продолжительной мощностью по 663кВт, с цифровой системой
управления FADEC. Двигатели установлены сверху фюзеляжа за несущим винтом в
общем обтекателе с боковыми воздухозаборниками с пылезащитными устройствами, на
соплах может быть установлена эжекторная система для уменьшения температуры
газов.
Топливная система включает 5 топливных баков общей емкостью 1400л, расположенных
под полом кабины.
Трансмиссия рассчитана на передачу взлетной мощности 1240кВт через главный
редуктор с муфтами свободного хода, который может работать в течение 30 минут
без смазки. Главный редуктор обеспечивает скорость вращения несущего винта 314
об/мин, редуктор рулевого винта 1564 об/мин. Главный редуктор крепится к
фюзеляжу с помощью четырех опор с демпферами, снижающими уровень вибраций.
Система управления электрогидравлическая, с загрузочными механизмами, БЦВМ и
автопилотом, обеспечивающими поддержание заданной высоты и скорости полета.
Приводы системы управления объединены с гидравлическими бусгерами в компактные
модули.
Гидравлическая система с рабочим давлением 20.7МПа и производительностью 25л/мин
состоит из трех независимых систем, из которых две обеспечивают привод
гидроусилителей управления несущего и рулевого винтов, а третья - привод
гидроцилиндров шасси, тормозов колес и специального оборудования.
Электрическая система постоянного тока имеет две независимые подсистемы с
питанием от двух стартер-генераторов мощностью по 6кВт и аккумуляторной батареи;
система переменного тока состоит из двух подсистем с питанием от генераторов
мощностью 5/10кВА.
Оборудование включает доплеровскую навигационную систему (возможна установка
радионавигационной системы "Омега"), радиовысотомер, четырехканальный автопилот,
связное оборудование. Возможна установка метеорологической РЛС и кислородной
системы жизнеобеспечения. В поисково-спасательном варианте устанавливается
лебедка, а в кабине - двое носилок; в транспортном варианте вертолет снабжается
крюком для перевозки грузов массой 1500кг.
Вооружение в варианте для армии и ВВС включает подфюзеляжную турельную установку
с пушкой калибром 20мм, на пилонах устанавливаются две ПТУР и две УР класса
"воздух-воздух" или два контейнера с НАР калибром 68мм, возможна установка
контейнеров для разбрасывания мин. В варианте для ВМС на пилонах устанавливаются
две противолодочные торпеды или глубинные бомбы или противокорабельные УР.