Как сообщила Госкорпорация Ростех, входящий в ее состав холдинг «Вертолеты
России» 29 декабря 2020 года поднял в небо первый модернизированный легкий
многоцелевой вертолет «Ансат-М». Машина создана с использованием новых
технических решений и отличается улучшенными характеристиками.
«Модернизация «Ансата» велась в рамках контракта Минпромторга России
2019-2020 годов На разработку из средств федерального бюджета было выделено 230 млн рублей. Новая модификация обладает рядом преимуществ и планируется к
поставкам в региональные авиакомпании. Уверен, что новая машина внесет свой
вклад в решение задач по улучшению транспортной доступности отдаленных
территорий нашей страны», – отметил министр промышленности и торговли Российской
Федерации Денис Мантуров.
На вертолет установлена модернизированная топливная система, которая позволила
увеличить дальность полета. За счет модернизации хвостового оперения улучшена
путевая устойчивость. Кроме того, «Ансат-М» получил новейшее бортовое
радиоэлектронное оборудование, которое позволяет совершать полеты в условиях
нулевой видимости.
Система, установленная на борту вертолета, будет контролировать фактические
нагрузки, действующие на такие агрегаты, как автомат перекоса, вал, втулка и
лопасти несущего винта непосредственно при пилотировании. Интеллектуальная
система сбора данных позволит следить за темпом фактического расходования
ресурса конкретного агрегата.
Автоматическая диагностика позволяет контролировать наработку агрегатов
вертолета с ограниченным ресурсом с учетом интенсивности, условий и особенностей
его эксплуатации. Данные преимущества приведут к повышению коммерческой
привлекательности вертолета Ансат.
«Ансат» – универсальная машина, способная выполнять широкий спектр задач, с
большим потенциалом для модернизации. Новая модификация получила
усовершенствованную топливную систему, появилась возможность установки
дополнительного бака – в результате дальность полета выросла с 505 до 800 км.
Доля композитных материалов в конструкции увеличена на 15% и составляет 35% –
это позволило снизить вес вертолета и повысить его летные характеристики.
Сертификационные испытания «Ансат-М» и первые поставки запланированы на 2021
год», – сказал индустриальный директор авиационного кластера Ростеха Анатолий
Сердюков.
Новая опция значительно расширяет функционал машины, позволяя безопасно
поднимать на борт и спускать людей и грузы массой до 272 кг. Бортовая стрела
повышает эффективность применения вертолета Ансат при поисково-спасательных
работах и позволяет проводить погрузочно-разгрузочные работы в режиме висения.
Бортовая стрела легко монтируется и демонтируется с использованием
быстроразъемных соединений. При использовании бортовой стрелы сохраняется
возможность доступа в подкапотное пространство для обслуживания техники.
Сейчас разрабатываются новые лопасти рулевого и несущего винтов «Ансата» с
улучшенной аэродинамикой. Их использование увеличит возможности для
маневрирования и повысит комфорт пассажиров, снизив уровень шума в салоне.
Применение новых лопастей также повысит максимальную высоту взлета и посадки,
крейсерскую скорость, динамический потолок, а также взлетную массу. В 2021 году
машину планируется оборудовать новой противообледенительной системой и
3-канальным автопилотом для автоматического полета.
Кроме того, на КВЗ завершены испытания системы швартовки груза в грузовой кабине,
которая позволит эксплуатантам выполнять на вертолете Ансат грузовые перевозки.
Отметим, что фюзеляж Ансата имеет самую вместительную грузовую кабину среди
вертолетов взлетной массой до 4 тонн.
«Стартовым заказчиком модернизированных вертолетов «Ансат» выступит авиакомпания
«Полярные авиалинии». В соответствии с рекомендациями эксплуатанта был
разработан новый технический облик вертолета, подразумевающий безангарное
хранение вертолета, увеличенную дальность полета, наличие противообледенительной
системы и возможность выполнения полетов по приборам. На Крайний Север
отправятся семь вертолетов «Ансат», поставки начнутся уже в 2021 году. Согласно
условиям контракта, все машины будут нести современные медицинские модули», –
отметил генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский.
«Ансат» производится на Казанском вертолетном заводе холдинга «Вертолеты России» Госкорпорации Ростех. Конструкция вертолета позволяет оперативно
трансформировать его как в грузовой, так и в пассажирский вариант с возможностью
перевозки до семи человек. Сегодня сертифицированы модификации машины с
медицинским модулем и спасательной лебедкой для поисково-спасательных работ. «Ансат»
может эксплуатироваться в температурном диапазоне от -45 до +50 градусов по
Цельсию и в условиях высокогорья. На сегодняшний день российским заказчикам
передано более 90 вертолетов «Ансат», из них порядка 40 участвуют в программе
развития санитарной авиации РФ.
В конструкции вертолета доля композиционных материалов была увеличена на 15
процентов до 35 процентов, благодаря чему удалось снизить массу машины. В 2021
году «Ансат-М» планируется оснастить противообледенительной системой, благодаря
которой вертолет сможет работать в условиях Арктики.
Кроме того, в будущем году машина получит трехканальный автопилот и систему,
обеспечивающую возможность безопасного полета в условиях нулевой видимости.
Первые поставки «Ансат-М» заказчикам запланированы на 2021 год.