Конструкторы "Aerospatiale" быстро пришли к выводу, что дальнейший прогресс
возможен только в случае использования двухдвигательной силовой установки.
Прототип двухдвигательного SA-365C Dauphin-2 (F-WVKE) выполнил первый полет 24
января 1975 года (на нем стояли два двигателя Arriel-1A мощностью по 650 л. е.).
А двумя днями позже в воздух впервые поднялся SA-366, имевший уже два
турбовальных двигателя Lycoming LTS-101 мощностью по 680 л. с. (вертолет
предназначался для американского рынка). Первый гражданский вариант получил
обозначение SA-365C, его эксплуатация началась в 1978 году. На SA-365C-1
установили двигатели Arriel-1A1 мощностью 667 л. с. и доработали редуктор, а на
SA-365C-2 поставили ТВД Arriel-1A2 мощностью по 670 л. с.
8 февраля 1980 года, серийный вертолет Dauphin-2, оснащенный двумя ГТД "Arriel-1A1",
развивающими максимальную мощность 675 л.с. каждый, совершил перелет по маршруту
Париж-Лондон -Париж. В этом полете были улучшены рекорды скорости, установленные
в январе 1980 года на вертолете S-76 фирмы "Сикорский". Вертолетом управлял
летчик Бернар Паскет, на борту вертолета было шесть пассажиров. Расстояние до
Лондона было покрыто за 1 ч 3 мин 30 с со средней скоростью 321 км/ч. Обратный
полет длился 1 ч 12 мин 9 с при средней скорости 283 км/ч. Полет проходил при
неблагоприятных метеорологических условиях - скорость встречного ветра доходила
до 28 км/ч. В 1979 году состоялся первый полет модернизированного SA-365N с двигателями
Arriel-1C повышенной мощности. Другие доработки включали убираемое трехопорное
шасси, вертикальное оперение увеличенной площади, модернизированные редуктор,
обтекатели вала несущего винта и двигателей. Внешне похожий на первых представителей семейства Dauphin, вертолет AS 365N
Dauphin 2 имел новое обозначение - первоначальное "SA" (от "Sud-Aviation")
изменили на "AS" (от "Aerospatiale"). Его конструкция подверглась серьезным
доработкам и имела 90 новых узлов. Увеличилось использование композитов (Nomex,
Kevlar и Rohacell), составлявших до 20% конструкции. Удлиненная кабина на 11
пассажиров теперь была отделена от кабины экипажа, изменили и форму законцовок
лопастей несущего винта и носовой части фюзеляжа, применили новые воздухозаборники. Была доработана конструкция топливных баков под полом кабины и
установлено трехстоечное убирающееся шасси. Силовая
установка - два турбовальных двигателя Turbomeca Arriel 1С мощностью по 529 кВт.
Первый полет прототипа (F-WZJD) состоялся 31 марта 1979 года. Французский
сертификат, разрешающий полеты в простых метеоусловиях, был получен 9 апреля, а
сертификат на полеты с одним пилотом в сложных метеоусловиях по приборам - 7
августа 1981 года. Для гражданского рынка в 1986 году был создан AS 365N1 с увеличенным на 10%
запасом мощности, обеспеченным двигателями Arriel 1С1 (по 526 кВт), с возросшей
взлетной массой и измененной формой хвостовой части, лишившейся нижнего киля.
Три года спустя появился AS 365N2 с двумя двигателями Arriel 1С2 (по 551 кВт),
новым редуктором и еще большей взлетной массой. Дальнейшая разработка велась концерном "Eurocopter", созданным 16 января 1992
года из "Aerospatiale" и немецкой МВБ. За AS 365N3, поднявшимся в небо в октябре
1996 года, через год последовал AS 365N4, затем - ЕС 155. Универсальность превратила Dauphin в один из самых продаваемых в 1980-е годы
французских вертолетов. В гражданском секторе рынка они широко применялись как
корпоративные, полицейские, спасательные, санитарные и т. д. Лицензионное производство Dauphin наладили в Китае под обозначением Z-9. На базе
AS-365N2/ AS-365N3 разработан многоцелевой сухопутный AS-565 Panther,
выполнивший первый полет в виде AS-565M в 1984 году, а также модификация
корабельного базирования.
Конструкция.
Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом типа "фенестрон", двумя ГТД и
трехопорным шасси.Фюзеляж цельнометаллический, типа
полумонокок, отличается хорошими аэродинамическими формами. Силовой набор
нижней и носовой частей фюзеляжа, основные шпангоуты в зоне установки
главного редуктора и в задней части центральной секции фюзеляжа, панели
пола в зоне установки главного редуктора и двигателей, а также двери
выполнены из алюминиевого сплава. Носовой обтекатель, обтекатели
двигателей и киля слоистой конструкции, выполнены из стеклопластика и
сотового заполнителя номекс. В носовом обтекателе размещены антенна РЛС,
радио- и электрооборудование. Двухместная кабина экипажа имеет
металлический каркас с большим остеклением в верхней части. Кабина
снабжена откидывающимися на шарнирах боковыми дверьми. На военных
вертолетах предполагается бронирование элементов системы управления
полетом и системы управления двигателем, бронированные сиденья летчиков,
рассчитанные на нагрузку до 15. В грузовой кабине размерами 2.3 х 2.03 х
1.4м и объемом 5м3 размещаются до 10 десантников; доступ в
кабину обеспечивается через четыре двери — по две с каждой стороны
фюзеляжа; передние — с размерами 1.16 х 1.14 м и задние — 1.16 х 0.87м.
Имеется система вентиляции. В санитарном варианте в кабине можно
разместить четверо носилок. Предусматривается возможность транспортировки
груза массой 1600кг на троссе под фюзеляжем. Хвостовая балка
конусообразной формы, с обшивкой из панелей слоистой конструкции и сотовым
заполнителем. В концевой части балки установлено стреловидное вертикальное
оперение с рулевым винтом типа "фенестрон". Стабилизатор прямоугольной
формы в плане с концевыми шайбами, отклоненными относительно осевой линии
влево. Окраска вертолета обеспечивает уменьшение радиолокационного и
теплового излучения.
Шасси трехопорное, с носовой опорой, убирающееся.
Носовая опора со сдвоенными самоориентирующимися колесами и главные опоры
убираются назад. В убранном положении главные опоры полностью закрыты
створками люков слоистой конструкции из кевлара или номекса. Все опоры
снабжены масляно-пневматическими амортизаторами. Размер главных колес
шасси 380 х 150мм; носового колеса 150 х 100мм. Давление в пневматиках
главных колес 0.7МПа, носового колеса - 4МПа. Ход стойки 0.26м вперед и
0.28м назад. Колея шасси 1.9м, база 3.63м. Имеются дисковые тормоза с гидроуправлением. Для вынужденной посадки на воду при волнении 5 баллов
предусмотрены надувные поплавки, с помощью которых вертолет может
держаться на плаву.
Несущий винт четырехлопастный, с втулкой типа "старфлекс",
с шарнирным креплением лопастей. Лопасти крепятся к втулке, выполненной из
стекло- и углепластика, с помощью шаровых эластомерных шарниров слоистой
конструкции из стали и резины, которые не требуют регулярного технического
обслуживания. Лопасти с хордой 0.385м и профилем СА2 разработаны совместно
с ONERA, относительная толщина профиля изменяется от 12% у комля до 7% в
концевой части. Лопасть содержит два лонжерона из углеволокна Z-образного
сечения. Обшивка носка лопасти выполнена из стекловолокна; вдоль носка
лопасти проложена накладка из нержавеющей стали, в качестве заполнителя
используется номекс. Законцовки лопастей, выполненные из углеволокна,
имеют стреловидность по передней кромке 45°. Каждая лопасть снабжена
регулируемым на земле триммером, расположенным у задней кромки лопасти,
ближе к концевой секции. Тормоз несущего винта стандартного типа.
Электросистема состоит из двух стартер-генераторов
мощностью по 4.5кВт, одной аккумуляторной батареи (24В, 17 или 24 А*ч) и
двух преобразователей (250 В-А, 115В, 400 Гц).
Электронное оборудование включает усовершенствованные
системы связи, навигационное и поисковое оборудование фирмы "Рокуэлл-Коллинз",
в том числе сдвоенные связные УКВ-приемопередатчики диапазонов KB- и УКВ
-передатчики с ЧМ. В поисково-спасательном варианте установлена система
автоматической передачи на корабль или береговую базу данных о положении
вертолета, траектории полета, запасе топлива и метеорологических данных,
разрабатывается ИК-система обнаружения целей в передней полусфере для
обеспечения спасательных операций в сложных метеорологических условиях, в
темное время суток или при большом волнении на море. В боевом варианте
используется навигационная система Крузе "Надир" Мк.1 или более сложная
система автономной навигации Крузе "Надир" Мк.2, система индикаторов на
ЭЛТ с воспроизведением видеосигналов телевизионной камеры в условиях
дневного освещения и получением телевизионного отображения. Навигационный
вычислитель системы "Надир" Мк.2 производит вычисление навигационных
параметров, данных массы и данных для управления расходом топлива.
Рассматривается возможность использования РЛС дальнего обнаружения
"Шерлок" и поисковой РЛС в носовой части фюзеляжа.
Вооружение в зависимости от назначения вертолета может
включать две управляемые ракеты типа Матра "Мистраль" с ИК-системой
наведения, две подвесные пушечные установки с пушками CIAT М-621 калибром
20мм (боезапас 180 снарядов), восемь ПТУР "Хот" или "Toy", установки с НАР
калибром 70мм. Комплекты вооружения подвешивают на съемных балках. Для
управления огнем предусматриваются обычный прицел, стабилизированный
прицел SFIM "Вивиан" или прицелы третьего поколения с усилением яркости
изображения.
Дополнительное оборудование включает автоматы для
запуска ложных целей и средства перерезания проводов.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
AS-365C-1 |
Диаметр главного винта, м |
11.68 |
Диаметр хвостового винта, м |
1.10 |
Длина,м |
13.29 |
Высота ,м |
3.50 |
Масса, кг |
|
пустого |
1790 |
максимальная взлетная |
3400 |
Внутренние топливо, л |
1135 |
Тип двигателя |
2 ГТД Turbomeca Ariel
1A1 |
Мощность, кВт |
2 х 485 |
Максимальная скорость, км/ч |
315 |
Крейсерская скорость, км/ч |
255 |
Дальность действия, км |
465 |
Скороподъемность, м/мин |
420 |
Практический потолок, м |
6000 |
Статический потолок, м |
3350 |
Экипаж, чел |
1-2 |
Полезная нагрузка: |
10 пассажиров или 1700 кг груза в кабине или 1600 кг груза на подвеске |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2010
|