Сначала Италия, как и Британия, хотела получить вертолет ПЛО для замены
устаревших палубных машин Agusta-Sikorsky AS-61. Однако у итальянского ВМФ были
для него и иные задачи.
Сначала планировалось закупить 36 вертолетов, затем заказ сократили до 20 машин
в четырех различных версиях с возможной поставкой еще четырех. Итальянские
машины AW101 отличаются от своих британских собратьев, прежде всего, двигателями General Electric T700-GE-T6A1. Вертолеты ПЛО имеют основные опоры шасси со
спаренными колесами и только два иллюминатора с левого борта в отличие от трех
иллюминаторов у Merlin HM.Mk 1.
Базовой версией для итальянского вертолета AW101 стал вариант Мк 110, который
называют версией ASVW/E (ПЛО/ПКР). Эти машины для борьбы с подводными и
надводными кораблями служат в 1-й вертолетной группе, расположенной в Луни/Сарзана
около Специи, и на ряде кораблей итальянского ВМФ. AW101 могут базироваться на
авианосцах "Джузеппе Гарибальди" и "Конте-ди-Кавур", вертолетоносце "Витторио
Венето", эсминцах типа "Луиджи-Дуранд-ла Пенне" и "Аудаче", фрегатах типа "Маэстрале"
и малых десантных кораблях типа "Сан-Джорджио".
Вертолеты версии ASVW/E оснащены итальянским БРЭО, включающим поисковую РЛС
Eliradar APS-784, комплексом РЭБ/РПД производства фирмы "Аіепіа", процессором
гидроакустической станции Alenia AYK-204, а также погружаемой ГАС L-3 Communications HELRAS.
Для задач ПЛО AW101 вооружен торпедой Whitehead Moto Fides A244/S, а для
надводных целей он вооружен ПКР MBDA Marte Mk 2/S. Первый пуск этого оружия с
AW101 провели 1 июня 2004 года в районе Сальто-ди-Куирра.
Прототип итальянского вертолета версии ASVW/E под обозначением РР6 впервые
взлетел 26 апреля 1999 года. 4 октября того же года впервые взлетел серийный
вариант Mk 110.
Первоначально ВМФ Италии заказал 8 вертолетов версии ASVW/E, а впоследствии -
еще два.
Первый вертолет поступил в 2001 году на базу Луни для испытаний и оценки перед
принятием на вооружение. Девятая машина ASVW/E была поставлена в 2009 году.
Изготовив начальную партию в восемь машин базовой версии, фирма "Agusta Westland"
и ВМФ переключились на версию вертолета дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО/
AEW) с фирменным обозначением AW101 Mk 112 и военным - AW101 HEW.
HEW сделали на базе фюзеляжа и силовой установки версии ASVW/E, но вместо
комплекса БРЭО ПЛО у него под передней частью фюзеляжа стоит РЛС Eliradar
HEW-784. Трехметровый диаметр антенны HEW-784 значительно больше, чем у РЛС
APS-784 версии ASVW/E, и ее обтекатель выступает за габариты фюзеляжа. На бортах
фюзеляжа появились воздухозаборники для вентиляции и охлаждения нового
оборудования.
Первоначально были заказаны четыре вертолета HEW с возможной поставкой еще двух
машин. Они начали поступать на вооружение палубных авиагрупп в 2004 году.
Вертолет обеспечивает оперативное отслеживание целей в воздухе и на поверхности
в условиях мощных помех. Наряду с задачами ДРЛО он может выполнять загоризонтное
целеуказание для надводных кораблей, а также заниматься поисково-спасательными
операциями и борьбой с надводными целями.
Следующие восемь итальянских AW101 построены в транспортной версии. Первые
четыре из них обозначили AW101 Мк410, или AW101 UTY. Это транспортные вертолеты
на базе фюзеляжа серии Мк 400 с более тонкой хвостовой балкой и задней грузовой
рампой. В правом борту AW101 UTY имеются четыре иллюминатора, а в левом - пять.
В правом борту также установлена большая сдвижная дверь.
Прототип военно-транспортного варианта РР9 впервые взлетел 16 января 1991 года.
Первый из четырех вертолетов морской транспортной версии Mk 410 взлетел в
сентябре 2003-го. Вскоре после этого он вступил в строй 1-й вертолетной
авиагруппы. Вариант UTY может перевозить 30 солдат сидя либо до 45 человек стоя.
В санитарном варианте он берет на борт до 16 раненых на носилках. Над дверью
кабины установлена лебедка для поисково-спасательных операций.
Четвертый вертолет UTY был сдан в аренду фирме "Agusta Westland" для реализации
программы VH-71 - нового личного вертолета для президента США, но этот проект
отменили. Однако вертолет был доставлен в США для разработки версии VH-71 и
ознакомления экипажей и наземной команды в летном центре Па-таксент-Ривер.
Впоследствии его вернули ВМФ Италии.
В отличие от первых четырех чисто транспортных вертолетов для ВМФ следующие
четыре были транспортно-боевыми. Эти машины с обозначением AW101 Мк413 (либо
военным AW101 ASH, вертолет поддержки морского десанта) сделаны на базе Mk 410,
но имеют обширный комплекс БРЭО для поддержки десантных операций. Он включает
радиолокационную станцию с метео-РЛС Selex Galileo APS-717 и блок ИК-обзора
передней полусферы в передней части фюзеляжа новой формы, первоначально
разработанной для версии Mk 512ТТТ, предназначенной на экспорт в Данию. Другое
оборудование включает систему РЭБ и систему автоматического слежения за рельефом
местности Selex Communications.
Варианты UTY и ASH оснащены такими же двигателями, как и машины версий ASVW/E и
HEW, и имеют складывающиеся хвостовые балки и лопасти винтов для палубного
базирования. Транспортные вертолеты главным образом используются для поддержки
морской пехоты и специальных войск, боевых пловцов и диверсантов COMSUBIN и
разведроты "Bafile" полка "San Marco".
Ныне вертолет AW101 является основным в итальянском ВМФ. ВВС Италии также
заказали 12 вертолетов этого типа (с возможной поставкой еще трех машин) для
замены устаревших вертолетов Agusta-Sikorsky HH-3F Pelican на вооружении 15-й
эскадрильи. В мирное время эта часть несет поисково-спасательную службу, а в
случае войны будет выполнять аналогичные задачи в боевой обстановке.