Компания Agusta Westland в 2009
году закончила строительство нового многоцелевого вертолета
AW149. Несмотря на то, что за основу AW149 был выбран проект
гражданского вертолета AW139, он представляет собой практически новую машину. Модификация AW149 отличается удлиненным фюзеляжем, трансмиссией и двигателями
повышенной мощности. Вертолет оптимизирован для военного рынка и предназначен
для круглосуточных полетов при любых погодных условиях.
AW149 разрабатывается в
соответствии с требованиями итальянских ВВС на новую машину среднего класса для
поисково-спасательных операций. Он предназначен для перевозки пассажиров,
транспортировки грузов, поисково-спасательных операций, управления и связи,
огневой поддержки спецопераций, разведки и наблюдения, эвакуации раненых и др.
Первый прототип вертолета полетел в Верджиате 13 ноября 2009 года, второй вертолет с
доработанной трансмиссией и двигателями GE СТ7-2Е1 мощностью 2000 л.с. (1491
кВт) с системой FADEC и полностью новой
системой трансмиссии, а так же пятилопастным несущим винтом с низким уровнем
вибрации и шума появился в 2010 году.
AW149 грузоподъемностью 8 т, оснащенный полностью цифровым БРЭО с открытой
архитектурой, полностью интегрированным специальным оборудованием, современной
стеклянной кабиной и четырехосевым автопилотом предназначается для операций в
условиях современного ТВД. Вертолет оборудован шиной передачи данных стандарта MIL STD-1553B с системой контроля состояния жизненно
важных систем и агрегатов (HUMS), бортовыми речевыми накопителями и накопителями
полетных данных, подсистемами вооружения и БРЛС переднего обзора (FLIR),
возможна установка метеорологической БРЛС. Кабина полностью совмещена с очками
ночного видения.
AW149 обладает
возможностью выполнения круглосуточных операций при всепогодных условиях с
использованием специализированного БРЭО и наличия кабины, совмещенной со
средствами ночного видения. Противообледенительная система для несущего винта
будет предлагаться в качестве опциона.
AW149, спроектированный с открытой архитектурой, в будущем сможет оснащаться
перспективными оборудованием и системами по требованию заказчика в целях
выполнения широкого круга задач и перехода с решения одной задачи на другую.
Кроме того, его можно будет усовершенствовать для удовлетворения будущим
требованиям. Перспективные датчики и средства связи/линии передачи данных
обеспечивают повышенную ситуационную осведомленность в условиях действия сетевой
системы.
Удлиненная кабина объемом 12,40 м3 может вмещать до 18 военнослужащих, имеется
грузовой крюк на 2720 кг груза и внешний подъемник грузоподъемностью 272 кг.
Другие новшества: система защиты при столкновении с проводами, сепараторы для
удаления посторонних частиц на входе в двигатель, замкнутая топливная система и
выпуклые иллюминаторы кабины. AW149 превосходно подходит для
выполнения широкого круга задач, в том числе транспортировки военнослужащих,
участия в боевых и логистических операций, обеспечения огневой поддержки,
поисково-спасательных операций в обычных и боевых условиях, операций
спецподразделений, наблюдений, разведки, эвакуации раненых, командного
управления и связи, доставки грузов на внешних подвесках, перевозки
военнослужащих типа VIP.
Вертолет может применяться для поддержки войск на поле боя и доставки туда
войск, перевозки грузов на внешней подвеске, эвакуации раненых, поиска и
спасения во время боевых действий (CSAR), операций сил специального назначения,
разведки и С3 (командование, управление и связь).
Вооружение
вертолета позволит ему бороться с бронированными целями и осуществлять огневую
поддержку пехоты на поле боя. На выносные кронштейны (как на Н-60) можно подвешивать кассеты с НУРС,
контейнеры с вооружением и ракеты класса "воздух - земля" и
"воздух-поверхность". В окнах кабины могут устанавливаться пулеметы.
В 2011 году компания a Finmeccanica
(входящая в корпорацию Agusta Westland) объявила о выборе новой вспомогательной
силовой установки e-APU60 производства Microturbo (Группа Safran), разработанной
с учетом потребностей "более электрических" самолетов нового поколения, для
оснащения среднего многоцелевого вертолета нового поколения AW149. Основными
отличительными особенностями e-APU60, послужившими критериями этого выбора,
являются: лучшее соотношение мощности к весу, исключительная компактность,
рациональная архитектура и цикл высокого давления, в основе которого – высокие
технологии, которые гарантируют высокую надежность, низкие затраты на
эксплуатацию и великолепное функционирование. e-APU60, способная вырабатывать до
60 кВт электрической мощности, будет обеспечивать электрический запуск
двигателей (на земле и в случае отказа двигателя в полете), а также прогрев
кабины.
Agusta Westland предлагает продажу
адаптированной версии AW-149, получившей национальное обозначение TUHP-145, в
рамках проводимого оборонным ведомством Турции тендера на поставку 115
многоцелевых вертолетов. Как ожидается, Секретариат оборонной промышленности
Турции (SSM) примет решение о победителе конкурса до конца текущего года.
Соперником Agusta Westland выступает американская компания "Сикорский" с
проектом вертолета S-70 "Блэк Хоук". Ключевым преимуществом предложения "Агуста/Уэстленд"
является возможность практически неограниченной передачи технологии производства
вертолета. По условиям соглашения, победитель тендера должен будет развернуть
две сборочные линии вертолетов, одна из которых будет размещена в Турции.
Вертолеты будут собираться компанией "Туркиш аэроспейс индастриз". Планируется,
что предприятие будет полностью производить все компоненты вертолета после
завершения поставки первых 78 машин. В программе производства TUHP-145 также
примут участие турецкие компании "Аселсан", "Хавелсан", "Рокетсан", "Туркиш
энджин индастриз".