Разработка вертолета "Воздушный наблюдательный пункт" или сокращенно "ВНП" была
задана постановлением Совета Министров СССР 11 марта 1947 г. Вертолет
предназначался для корректирования артиллерийского огня, визуальной разведки и
перспективного воздушного фотографирования, а также использования в качестве "геликоптера командования для рекогносцировки местности, уточнения расположения
войск и линии фронта, связи и других задач". Экипаж должен был состоять из трех
человек: пилота, штурмана-корректировщика и стрелка-наблюдателя. Разработка
нового вертолета, получившего обозначение Б-10, началась в связи с тем, что
тактико-технические характеристики ранее построенного Г-4 не соответствовали
специфическим требованиям военных. В первую очередь, заказчика не устраивали
вместимость, ограниченный комплект спецоборудования и отсутствие бортового
вооружения. В то же время с самого начала проектирования вертолетов двухвинтовой
поперечной схемы в качестве одного из их тактических преимуществ указывалась
возможность обеспечения -практически кругового обстрела- (имелась в виду верхняя
полусфера). Воспользоваться этим преимуществом предполагалось на Б-10,
представлявшем собой модификацию ранее созданных Б-5 и Б-9, от которых, в
соответствии с разработанной Братухиным концепцией, он отличался, в основном,
компоновкой фюзеляжа.
Вертолет Б-10 "ВНП" был построен опытным производством ОКБ-3 ранней весной 1948
г. По своей принципиальной схеме и конструкции большинства агрегатов он не
отличался от предшественников. Мотогондолы практически имели ту же конструкцию,
что и на Б-5 и Б-9, только вместо моторов АИ-26ГР(ф) стояли еще более
форсированные двигатели АИ-26ГРФ.
Они развивали несколько большую максимальную взлетную мощность в 575 л.с., что
не потребовало, однако, переделки трансмиссии. В отличие от Б-5 и Б-9, крыло
вертолета Б-10 имело подкосы, идущие от верхней части верхней опоры кабана к
верхней части фермы крыла и от нижней части фермы крыла к узлам фюзеляжа. Кроме
того, в отличие от крыльев предшественников, имевших несимметричный профиль,
крыло Б-10 было выполнено с симметричным профилем.
Хвостовое оперение разнесенного типа состояло из стабилизатора с изменяемым в
полете углом установки и двух килей, разнесенных и закрепленных по концам
стабилизатора. Каркас оперения был металлический, обшивка смешаная, в носовой
части дюралевая, в хвостовой части полотняная. Рулей высоты и направления не
предусматривалось.
Главной особенностью Б-10 была компоновка цельнометаллического полумонококового
фюзеляжа. Он имел в сечении форму трапеции с закругленными углами. Поперечный
набор состоял из 8 усиленных и 14 промежуточных шпангоутов. Продольный набор был
выполнен в виде стрингеров, силовых панелей и окантовок в местах вырезанной
обшивки. Обшивка - дюралевые листы. В носовой части фюзеляжа со смещением к
правому борту располагалась кабина штурмана, над которой была смонтирована
носовая стрелковая установка. Ее зона обстрела оценивалась в 65%. Сиденье
летчика располагалось у левого борта фюзеляжа и относительно сиденья штурмана
было смещено назад. Большой фонарь кабины летчика и взаиморасположение его с
остеклением кабины штурмана обеспечивало хороший обзор вперед и вправо. Вход в
кабину летчика и штурмана производился через общую дверь, находившуюся на правом
борту фюзеляжа, которая в случае необходимости могла быть легко сброшена. В
средней части фюзеляжа имелся отсек объемом 2,5 м\ где размещалось
фоторадиооборудование. При необходимости этот отсек мог быть использован для
перевозки грузов или двух-трех пассажиров. При помощи люка этот отсек сообщался
с кабиной летчика и штурмана. Люк с другой стороны центрального отсека вел в
кабину стрелка. Члены экипажа могли свободно перемещаться по вертолету в полете
и помогать друг другу. В хвостовой части фюзеляжа за задней кромкой крыла
располагалась кабина стрелка. Над кабиной возвышалась верхняя стрелковая
установка (зона обстрела 58%), аналогичная по конструкции носовой установке. Для
входа в кабину стрелка имелась специальная дверь на правом борту, также
снабженная механизмом аварийного сбрасывания.
Вооружение Б-10 состояло из двух подвижных стрелковых установок УТК-1 с
пулеметами УБ-12,7мм. Запас патронов - по 100 штук на каждый пулемет. Установки
были снабжены механическими ограничителями, предохранявшими агрегаты вертолета
от прострела из своего оружия. Для выполнения ночного фотографирования под
крылом могли подвешиваться четыре фотографические авиабомбы. Прорабатывался в
ОКБ Братухина и усиленный вариант вооружения с тремя 20-мм пушками Б-20, бомбами
и реактивными снарядами под крылом. Третья огневая точка располагалась по
проекту в полу центрального отсека. Ее можно было использовать не только для
самозащиты вертолета, но и для обстрела наземных целей. Братухин рассматривал
Б-10 как летающую лабораторию для отработки -оптимальной схемы вооружения
геликоптера.
Оборудование вертолета Б-10, помимо обычного комплекта пилотажно-навигационного,
моторного и электрооборудования включало и специальное военное радио- и
фотооборудование. Радиооборудование включало в себя приемопередающую
радиостанцию РСИ-6, самолетное переговорное устройство, радиополукомпас,
радиовысотомер малых высот, радиоопознаватель-ответчик и приемник маркера
переднего края. Фотооборудование включало в себя аэрофотоаппарат с фокусным
расстоянием 21-40 см, обеспечивавшим плановое и перспективное фотографирование.
Военных вертолетов со столь мощным специальным оборудованием и вооружением в то
время еще не было. Б-10, по сути, представлял собой первый в мировой истории
вооруженный вертолет.
Одновременно со строительством Б-10 инженеры ОКБ-3 разработали новую методологию
статических испытаний посредством непрерывной обработки материала по приборным
данным с целью предотвращения разрушения конструкции независимо от степени
нагрузки. Впервые в практике вертолетостроения при постройке вертолета Б-10 в
ОКБ-3 была построена динамически подобная модель для экспериментальной проверки
расчетных частот и обеспечения заданных жесткостных и частотных характеристик
конструкции консолей. В аэродинамической трубе ЦАГИ начались исследования
моделей вертолета Б-10. К задаче создания вертолета - воздушного наблюдательного
пункта вертолетостроители подошли во всеоружии накопленного опыта и базируясь
на уже хорошо организованную в ОКБ и смежных научных центрах
экспериментально-аналитическую базу.
Однако довести Б-10 до стадии летных испытаний не удалось. Первые исследования
показали, что, несмотря на усиление крыла подкосами, опасность возникновения
автоколебаний консолей не миновала. В конструкцию задних подкосов пришлось
включить гидравлические демпферы - гасители колебаний. Неприятным сюрпризом при
обработке результатов продувок была недостаточная продольная и путевая
устойчивость моделей в потоке. Причиной этому был относительно небольшой вынос
хвостового оперения на "куцем" фюзеляже. В июле 1948 г. министр
авиапромышленности обязал ОКБ-3 временно приостановить работы по всем другим
вертолетам до завершения испытаний и доводки аппарата связи Б-11, которому
отдавалось предпочтение. Сборка второго летного образца прервалась на стадии
готовности 50%. Оставшийся на аэродроме в Измайлово Б-10 использовался в 1948 г.
для статических испытаний трансмиссии вертолета Б-11. В связи с общим
сокращением работ в ОКБ Братухина дальнейших испытаний по нему не производилось.