Уголок неба ¦ Boeing Vertol Boeing 234 Commercial Chinook

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная многоцелевые
   Boeing 234 Commercial Chinook
       
Разработчик: Boeing Vertol
Страна: США
Первый полет: 1980
Тип: Многоцелевой вертолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


После создания военной модификации вертолета Chinook под обозначением CH-47D, летом 1978 года фирма "Boeing" объявила о завершении исследования рынка для его коммерческой версии. Объектом исследования был развивающийся нефтяной бизнес в районе Северного моря, где бурение скважин производилось все дальше и дальше от материка. Возможность Commercial Chinook нести большой запас топлива сыграла свою роль в том, что авиакомпания "British Airways Helicopters" (ВАН) заключила семилетний контракт с фирмой "Shell" на обслуживание крупных нефтяных месторождений Брент и Корморант к востоку от Шетландских островов. В ноябре 1978 года ВАН заказала три вертолета Model 234 по 6 миллионов фунтов стерлингов за каждый, а позже добавила к ним еще три. Первый Commercial Chinook поднялся в воздух 19 августа 1980 года. 19 и 26 июня следующего года он получил сертификаты летной годности Федерального авиационного управления и британского управления гражданской авиации.

Созданный на базе CH-47D, вертолет Model 234 имел целый ряд отличии: металлические лопасти несущих винтов заменили на более широкие композитные, увеличили бортовые спонсоны фюзеляжа для размещения в них дополнительных топливных баков, удлинили носовую часть и сместили вперед переднюю стойку шасси. Всепогодное применение машины обеспечивалось дублированным оборудованием для слепых полетов, установкой метео-РЛС и также обновленной дублированной автоматической системой управления полетом. Силовую установку составляли два турбовальных двигателя Avro-Lycoming AL 5512 крейсерской мощностью по 4075 л. с. (3035 кВт) и максимальной - 4355 л. с. (3245 кВт). Максимальную мощность можно было поддерживать в течение 30 минут.

Вертолет построен по продольной схеме с двумя трехлопастными несущими винтами, вращающимися в противоположных направлениях. Благодаря приводу через соединительные валы оба винта могли приводиться во вращение любым из двух двигателей. Передняя часть лопастей изготовлена из стеклопластика, а задняя выполнена из ячеистого материала Номекс. Алюминиевая сетка, встроенная в наружные панели лопастей, обеспечивала защиту от ударов молнии, отводя разряд через титановую переднюю кромку. В лопасти также была встроена электрическая противообледенительная система. Две лопасти каждого винта могли складываться вручную для транспортировки. Мощность от каждого двигателя передавалась через индивидуальные муфты на общую трансмиссию, обеспечивающую вращение соединительного вала. Благодаря вспомогательной системе подачи топлива и смазки трансмиссии полет мог продолжаться и после того, как закончится топливо в основной топливной системе. Вертолет вмещал двух пилотов, сидящих рядом за приборной доской с дублированной системой управления, и до 44 пассажиров (в зависимости от модификации) в салоне - по три сиденья в ряд с проходом в центре. Над каждым креслом установлена багажная полка, а под ним - место для хранения ручной клади. Более крупный багаж перевозился в грузовом отсеке. Между кабиной экипажа и пассажирским салоном располагались кухня и туалет. Обогрев и вентиляция обеспечивали комфортные условия для пилотов и пассажиров, а специальная амортизация полов снижала воздействие вибрации. Пассажиры попадали в салон через дверь в правом борту, двери для пилотов располагались с обеих сторон кабины. Все оборудование пассажирского салона можно было убрать и установить взамен упрочненный пол для грузовых перевозок. Использовались также различные наружные узлы подвески, включая центральный крюк для грузов весом до 12,7 т, двойные узлы подвески для лучшей стабилизации груза при скоростном полете и три крюка, установленных один за другим, для сборных грузов.

Основные выпускаемые модели этой серии - 234LR (Long Range), 234 ER (Extended Range),234 UT(Utility) и 234 MLR( Multi purpose Long Range). 

Пассажирский вариант вертолета Chinook вмещает 44 пассажира, по четыре в ряду. Уровень дизайна и комфорта внутри можно сравнить с уровнем, характерным для авиалайнеров компании Boeing. Нижняя поверхность поднимающейся вверх задней части фюзеляжа имеет погрузочно-разгрузочную аппарель с гидравлическим управлением. Обычный комбинированный вариант вмещает 18 пассажиров в передней части кабины и 7258 кг груза в задней части.

Грузовой вариант перевозит до 9070 кг груза при его размещении внутри вертолета либо максимум 12700 кг груза, подвешенного на одном или нескольких внешних крюках. Несущие винты приводятся в движение двумя турбовальными двигателями Lycoming AL 5512 через редуктор и взаимосвязанные валы, позволяющие в случае необходимости привести в движение оба несущих винта любым из двигателей. Для обеспечения необходимой дальности полета по обеим сторонам нижней части фюзеляжа расположены большие наружные топливные баки, заключенные в обтекатели. Обтекатели служат двум целям, поскольку они также обеспечивают плавучесть, которая может гарантировать спасение вертолета при вынужденной посадке на поверхность моря, если высота штормовых волн не превышает 9,15 м.

Эксплуатация вертолета над водой круглый год требует высокого уровня всепогодных возможностей, что гарантируется наличием метеорадиолокатора, дублированной системы приборов для полетов в условиях отсутствия видимости и двойной четырехосной автоматической системы управления полетом. Вертолет оснащен противообледенительными устройствами. Лопасти несущего винта, сделанные из стекловолокна, содержат в своей конструкции алюминиевую решетку, обеспечивающую надежную защиту от ударов молнии. Спасательное оборудование включает в себя две надувных спасательных лодки, каждая из которых вмещает до 36 человек.

Первый Commercial Chinook поступил в компанию "British Airways Helicopters" 1 июля 1981 года. Поставка всех шести Model 234LR была завершена 29 июня 1982-го. Дальнемагистральная модификация LR отличалась удлиненными бортовыми спонсонами, вмещавшими топливные баки общей емкостью 7950 л, что вдвое больше, чем у военного Chinook. В салоне 234LR размещались 44 пассажирских кресла, а также полки для ручной клади. Такая компоновка использовалась во всех грузовых и грузопассажирских конфигурациях. Вертолет 234LR Combi получил сертификацию Федерального авиационного управления летом 1982 года. Машины Chinook компании ВАН вылетали из Абердина в Шотландии прямо на буровые платформы, расположенные на расстоянии 400-480 км в Северном море, избавив нефтяников от необходимости летать с пересадкой. Однако после аварии, происшедшей 2 мая 1984 года с одним из вертолетов в Северном море, такие полеты были прекращены.

23 марта 1982 года "Boeing" получила заказ на два экземпляра 234LR от норвежской фирмы "Helikopter Service" с опционом на еще один вертолет, приобретенный позже. Фирма "Helikopter Service" использовала Chinook над Северным морем, летая из Ставангера.

Две машины 234ER с увеличенной дальностью были приобретены в 1983 году фирмой "Агсо Alaska" также для полетов на морские нефтяные месторождения. 234ER имел один или два дополнительных цилиндрических топливных бака, расположенных вдоль бортов, что позволило увеличить дальность полета до 1600 км. Салон вмещал 17 пассажиров или 32 при одном дополнительном баке. Вертолет получил сертификат Федерального авиационного управления в мае 1983 года. Также был предложен многоцелевой дальнемагистральный вертолет 234 MLR, но покупателей на него не нашлось. Универсальный салон вертолета можно было переделать под необходимую конфигурацию в течение 8 часов.

Еще одна модификация вертолета общего назначения 234UT, сертифицированная Федеральным авиационным управлением в октябре 1981 года, тоже не нашла покупателей, но восемь подержанных 234LR были приобретены американской компанией "Columbia Helicopters". Их переделали с целью увеличения грузоподъемности. Топливные баки, установленные вдоль бортов, были заменены двумя цилиндрическими баками в передней части фюзеляжа. Спонсоны были убраны, остались только небольшие отсеки возле стоек шасси.

Компания "Columbia Helicopters" в Орегоне и в 2010 году продолжает использовать Model 234 Commercial Chinook, предлагая полеты на буровые вышки по всему миру. Ее парк состоит из модификаций Combi, Utility и LR. С помощью этих вертолетов осуществляют перевозку леса и тушение пожаров, используют в качестве летающих кранов при строительстве, перевозке различных тяжелых грузов, при ликвидации последствий аварий и в экологических акциях.



 ЛТХ:
Модификация   234LR
Диаметр главного винта, м   18.29
Длина,м   30.18
Высота ,м   5.68
Масса, кг  
  пустого   11748
  максимальная взлетная   22000
  максимальная взлетная с наружной подвеской   23133
Тип двигателя   2 ГТД Lycoming AL 5512
Мощность, кВт   2 х 3040
Максимальная скорость, км/ч   278
Крейсерская скорость, км/ч   270
Экономическая скорость, км/ч   250
Практическая дальность, км   1150
Максимальная скороподъемность, м/мин   360
Практический потолок, м   6000
Статический потолок, м   2400
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   максимально - 44 пассажира или 18 пассажиров в передней части кабины и 7258 кг груза в задней части или 9070 кг груза внутри вертолета либо максимум 12700 кг груза на внешней подвеске


 Доп. информация :


 Фотографии:

 234LR      (c) Gary Watt
 234LR      (c) Robert Unwin
 234UT   (c) Patrick Hill
 234UT   (c) Thomas Madsen
 234UT   (c) Scott McGeachy
 234MLR   (c) S.L. Tsai
 234MLR   (c) H.J. Yen

  Схемы:

 234LR

  Варианты окраски:

 234LR

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Boeing Vertol 234 - Гражданская версия
Aeroliners.com: Boeing Vertol Model 234 Commercial Chinook
Flug Revue Online. Datafiles. Boeing Vertol Commercial Chinook


Уголок неба. 2011 



 

  Реклама: