В 1961г. фирма Bell начала разработку легкого разведывательного и связного вертолета
второго поколения по конкурсной программе армии
США LOH (Liaison and Observation Helicopter). Вертолеты LOH
предназначались для замены легких
разведывательных и связных вертолетов первого
поколения Bell ОН-13 и Hiller ОН-23, снабженных одним ПД и
имеющих экипаж из двух человек (летчика и
наблюдателя) и крейсерскую скорость,
ограниченную до 115км/ч из-за малой мощности
двигателя и плохих аэродинамических форм.
Требованиями армии к вертолетам LOH
предусматривалась максимальная полезная
нагрузка 180кг, крейсерская скорость 200км/ч и
максимальная продолжительность полета 3ч.
Вертолет LOH должен быть снабжен одним ГТД, экипаж
должен также состоять из летчика и наблюдателя,
но в кабине должны быть предусмотрены места еще
для двух солдат. Предполагалась закупка в
течение 6 лет 3000-3500 вертолетов LOH. В конкурсе по
программе LOH участвовали 12 фирм, представивших 18
проектов, из которых в 1961г. были одобрены три
проекта фирм Bell, Hiller и Hughes, получивших контракты
на постройку каждой из фирм по пяти опытных
вертолетов и проведение 6000-часовых оценочных
испытаний. Опытный вертолет ОН-4 с двухлопастными
несущим и рулевым винтами, одним ГТД и лыжным
шасси был представлен в 1963г. на испытания, однако
в 1965г. лучшим был признан проект вертолета Hughes
OH-6A, отличавшийся высокой весовой отдачей и
меньшими размерами. В результате фирма Hughes
получила контракт на производство 1434 вертолетов,
поставленных в 1966-1970гг.
Однако фирма Bell не
сдалась, она построила новый опытный экземпляр,
который обозначила как Model 206A JetRanger. Он
впервые поднялся в воздух 10 января 1966г. и в этом
же году был запущен в серийное производство для
гражданских потребителей, став базовым для
большого числа военных и гражданских
модификаций. Вскоре оказалось, что вертолеты
фирмы Hughes оказались недостаточно пригодными для
эксплуатации в армейских подразделениях,
поэтому армия была вынуждена организовать вновь
конкурс вертолетов Bell OH-4 и Hiller ОН-5, из которых
теперь лучшим был признан вертолет OH-4. Фирма Bell
получила в 1968г. контракт на серийное
производство 2200 вертолетов под обозначением
ОН-58А
Kiowa, отличавшегося от Jet Ranger большим
диаметром несущего винта, мелкими изменениями во
внутренней компоновке и установкой военного
электронного оборудования. Всего, включая
гражданские модификации, фирмой Bell было
построено более 8000 вертолетов Bell 206.
Модификации
: |
|
|
Bell 206А JetRanger I |
легкий
административный вертолет с одним ГТД Allison 250-C18 взлетной мощностью
236кВт. Первый опытный вертолет начал проходить
летные испытания в январе 1966г, серийно
производился с конца 1966г. в США, где было
построено 685 вертолетов, и с 1967г. по лицензии в
Италии фирмой Agusta.
|
Bell 206В-1 JetRanger II |
легкий
административный вертолет, развитие вертолета Bell 206А с ГТД Allison 25С-С20, взлетной мощностью 296кВт.
Построено в США с 1972г. 1535 вертолетов,
производился по лицензии в Италии фирмой Agusta,
построившей 812 вертолетов АВ206А и АВ206В-1.
|
Bell 206В JetRanger III |
развитие
вертолета Jet
Ranger II с теми же размерами несущего винта и
фюзеляжа, но с ГТД Allison 250-C20B мощностью 313кВт.
Серийно производился с 1977г. в США, где было
построено 1615 вертолетов, по лицензии в Италии,
где было построено 300 вертолетов, и в Канаде, где
было построено 275 вертолетов.
|
ТН-57В SeaRanger |
тренировочный
вертолет доя первоначального обучения с усовершенствованным
оборудованием, является вариантом вертолета Bell
206B Jet Ranger III; флотом США заказан 51 вертолет,
поставки завершены в 1985г. Дополнительно флотом
заказано 89 вертолетов ТН-57С, снабженных
оборудованием для полетов ночью.
|
Bell 206L Long Ranger
|
развитие
вертолета Jet Ranger II
с удлиненным фюзеляжем, увеличенным диаметром
несущего винта до 11.28м и ГТД Allison 250-С20В мощностью
313кВт. Совершил первый полет 11 сентября 1974г,
серийно производился с 1975г. в США и по лицензии в
Италии. В последующем с 1981г. производились
модификации 206L Long Ranger II, III, и IV с ГТД Allison 250-С30 с
увеличенной взлетной мощностью до 485кВт,
максимальной взлетной массой 1882кг и улучшенными
летными характеристиками. С 1986г. серийное
производство вертолетов Long Ranger переведено в
Канаду, где было построено более 600 вертолетов.
|
Bell 400 Twin Ranger |
развитие
вертолета Bell 206L с
двумя ГТД Allison 250-C20 взлетной мощностью по 310кВт, и
максимальной взлетной массой 2495кг. Отличается
увеличенной по размерам кабиной, в которой могут
разместиться летчик и шесть пассажиров, и
улучшенными аэродинамическими обводами
фюзеляжа. Снабжен четырехлопастным несущим
винтом с эластомерными шарнирами и
двухлопастным рулевым винтом с кольцевым
ограждением. Совершил первый полет в 1984г,
разрабатывался отделением фирмы Bell в Канаде.
Построено 4 опытных вертолета. Разрабатывались
также боевой вариант вертолета Bell 400 Combat Twin с
вооружением и модификация Bell 440, конструкция
которого выполнена в основном из композиционных
материалов.
|
Bell 206LT Twin Ranger |
развитие
вертолета Bell 206L с
двухлопастным несущим винтом и двумя ГТД Allison
250-C20B взлетной мощностью по 330кВт. Совершил первый
полет в 1991г. Производится серийно в США.
|
TH-67 Creek |
учебно-тренировочный вертолет
для армии США.
|
HKP.6 |
шведский противолодочный
вертолет на базе Bell 206L. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Bell 206B |
Диаметр главного винта, м |
10.16 |
Диаметр хвостового винта, м |
1.65 |
Длина,м |
9.50 |
Высота ,м |
2.91 |
Масса, кг |
|
пустого |
840 |
максимальная взлетная |
1520 |
Внутренние топливо, л |
344 |
Тип двигателя |
1 ГТД Allison
250-C20В |
Мощность, кВт |
1 х 236 |
Максимальная скорость, км/ч |
225 |
Крейсерская скорость, км/ч |
216 |
Практическая дальность, км |
748 |
Дальность действия, км |
608 |
Скороподъемность, м/мин |
384 |
Практический потолок, м |
4115 |
Статический потолок, м |
3900 |
Экипаж, чел |
1-2 |
Полезная нагрузка: |
3 пассажира или 2 носилок или сидячих раненных и один сопровождающий или 680 кг груза |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2020
|