Вертолет, оснащенный новыми двигателями Bell, обозначили "230". С удлинением
фюзеляжа и установкой четырехлопастного несущего винта появился Bell 430. Ни
230-й, ни 430-й успеха на рынке не снискали, более того - США престали
доминировать в европейском сегменте гражданских вертолетов. На первые места
вышли "Eurocopter" и " Agusta Westland".
Bell 222 прославился участием в популярном в 1980-е годы телесериале "Airwolf".
Он стал первым легким вертолетом с двумя ТВД американского производства,
разработанным на волне успеха итальянского Agusta А109. Однако к концу 1980-х
годов стала очевидной необходимость проведения более радикальной модернизации,
нежели увеличение диаметра несущего винта на Bell 222В в 1981 году.
В 1991 году
в воздух поднялся Bell 222В с ТВД Allison 250-C30G2, установленными вместо
AlliedSignal LTS101. Сертификацию этот вариант прошел в марте 1992-го, первый
серийный Bell Model 230 поставили заказчику в ноябре того же года. Выпуск Model
230 продолжался до 1995 года, всего построено 38 вертолетов.
Разработка 430-го началась в 1991 году. От Model 230 его отличала удлиненная
кабина с двумя дополнительными креслами (был предусмотрен монтаж дополнительного
иллюминатора). Самым главным отличием 430-го стал четырехлопастный несущий винт
(на 230-м стоял двухлопастный). Силовая установка на 10% мощнее, чем у 230-го,
это позволяет эксплуатировать вертолет с большей на 408 кг полетной массой.
Первый полёт вертолет совершил 25 октября 1994 года.
В стильном просторном салоне Bell 430 могут
разместиться до 7 человек, 2 ряда по 3 человека лицом к лицу, и один на
престижном месте 2-го пилота в кабине слева. Однако наиболее представительная
клубная конфигурация салона с опущенными в виде подлокотников спинками средних
кресел предполагает 2-х пилотов и до 4 VIP пассажиров.
Фюзеляж изготовлен по специальной технологии, снижающей уровень шума в салоне, и
снабжен еще и дополнительной эксклюзивной тепло и звукоизоляцией. Объемный
отдельный багажник позволит взять с собой свои вещи без того, чтобы буквально
сидеть на них в полете, как иногда бывает с другими вертолетами.
Специально разработанная дополнительная система шумоизоляции позволяет получить
один из самых тихих салонов, а компенсирующая шумы активная система
шумоподавления наушников Bose Series X позволяет полностью исключить
традиционный для вертолетов специфический шум.
Два газотурбинных двигателя Rolls Royce 250-C40B высочайшей степени надежности
позволяют не только развивать скорость до 280 км/ч, но и продолжать уверенный
полет и безопасное приземление даже на одном из них. На двигатели установлены
противообледенительные системы, а также специальные снегозащитные и пылезащитные
устройства, предохраняющие их от попадания внутрь снега, песка и других
посторонних частиц из воздуха.
В 1996 году второй серийный Bell 430, пилотируемый Роном Бауэром и Джоном
Уильямсом, во время перелета вокруг Земли установил рекорд скорости для
вертолетов. Борт с регистрацией N430Q преодолел 20 548 морских миль за 17 суток
6 часов 14 минут 25 секунд.
430-е поставлялись военным заказчикам - они состоят на вооружении в Болгарии,
Доминиканской республике и Эквадоре. Заказы также были получены от Мичиганского
медицинского университета здравоохранения, полиции Нью-Йорка, скорой помощи Ли
Каунти, компании "Thai Minebea Aviation Со". В Индии Bell 430 используется для
перевозки членов правительства.
В 2009 году восточнее города Кар-нул, в 70 км в лесу Налламалла, разбился Bell
430. Погибли премьер-министр Й. С. Раджасекхара, его специальный секретарь П.
Субраманиам, шеф службы безопасности А. С. Уизли, летчики групп-кэптен Бхати и
кэптен Ридди. Обломки вертолета и останки погибших удалось найти в результате
крупнейшей в индийской истории поисково-спасательной операции,
к которой
привлекались даже Су-30 ВВС Индии, оснащенные контейнерами Lightning. Причины
катастрофы установить не удалось.
Всего до прекращения производства в 2008 году было построено 136 Bell 430.