Commando - многоцелевой вертолет, созданный английской фирмой Westland на базе
морского вертолета Sea King (английская реализация
вертолета Sikorsky S-61, имеющего обозначение в ВМС США
SH-3 Sea King).
Армия Великобритании на этапе переговоров о покупке лицензии на производство "Си Кинга" проявляла определенную заинтересованность в разработке его транспортной
модификации. Но затем генералы решили принять на вооружение средний транспортный вертолет франко-английской разработки "Пума" и закупить в США тяжелые "Чинуки". Тем не менее, фирма "Уэстленд" в
частном порядке разработала вариант "Коммандо" (название дано по аналогии с транспортным вертолетом "Уэссекс" "Коммандо"), предназначенный для перевозки солдат. Руководство фирмы рассчитывало
переубедить командование сухопутных войск, первый вертолет имел даже традиционный зелено-коричневый камуфляж. В то же время ВМС Великобритании также требовался транспортный вертолет.
Работа по проекту началась в 1972-м. Первыми покупателями новой машины стали не англичане, а египтяне. Собственно модель "Коммандо" Мк1 (египетское обозначение Мк70) -
это еще не "Коммандо". Мк1 представляет собой минимально переделанный в транспортный НАS.Мк1. На вертолете демонтировали РЛС, ГАС и некоторое другое электронное оборудование, в результате увеличился
объем грузовой кабины и запас топлива. В то же время механизм складывания лопастей несущего винта и хвостовой балки оставили. Первый английский транспортник на базе "Си Кинга" полетел 12 сентября
1973-го, поставки в Египет начались в январе 1973-го.
Удачно продав "Коммандо" в Египет, менеджеры фирмы "Уэстленд" полностью переориентировали стратегию маркетинга транспортного варианта, сосредоточившись на его экспорте в
страны Среднего и Дальнего Востока. На следующей модели Мк2 внедрили конструкционные решения, улучшавшие летные характеристики в условиях жары и высокогорья. Эти решения уже опробовали на
противолодочном вертолете Мк50, предназначенном для Австралии: более мощные двигатели Н1400-1 и шестилопастный рулевой винт.
Учитывая предстоящую эксплуатацию в условиях пустынь, вертолет оснастили фильтрами на входе воздухозаборников. "Коммандо" Мк2 в максимальной степени избавился от
"морского" прошлого и стал полноценным транспортным вертолетом. Лопасти винта и хвостовая балка не складывались. Изменилась конструкция основных опор шасси: поперечные подкосы с поплавками на концах
заменили на небольшие крылья, а поплавки убрали. Шасси не убиралось. В результате вес опор уменьшился, под крылья стало возможным подвешивать вооружение или дополнительные топливные баки. Правда, в
реальных условиях этими узлами подвески никто не пользовался.
Вертолет применялся для перевозок людей и грузов, а не для огневой поддержки наземных войск. Попытка приспособить "Си Кинг" для этой цели провалилась и по другую сторону
Атлантики. В грузовой кабине было 28 посадочных мест, в перегрузку вертолет мог принять на борт 34 солдата. В 1974-м Саудовская Аравия заключила контракт на поставку 42 "Коммандо" Мк2. Мк2 также
поступили на вооружение армий Египта и Катара, причем оба государства, кроме военно-транспортных "Коммандо", купили по два вертолета в варианте "Люкс" для перевозок важных персон. Для Египта построили
четыре "Коммандо" в варианте вертолета радиоэлектронной борьбы (английский аналог Ми-8ППА). Внешне этот вариант легко отличался от всех других наличием антенн, торчащих в разные стороны. Первый полет
Мк2Е совершил в сентябре 1978-го. В течение двух лет радиоэлектронная аппаратура дорабатывалась и испытывалась на английском полигоне в Аберпорте. Египту вертолеты передали в 1980-м.
В 1978-м и в Британии решили прикупить немножко "Коммандо". ВМС требовалось 42 вертолета для замены транспортных "Уэссексов". По конструкции и оборудованию вариант "Си
Кинг" НС Мк4 аналогичен "Коммандо" Мк2, лишь радиосвязная аппаратура позаимствована у вертолета "Си Кинг" Мк5. Первая партия из девяти вертолетов была передана флоту в сентябре 1981-го.
Последний вариант "Коммандо" - Мк3 создали специально для Катара. В Мк3 опять ввели детали конструкции, характерные для морских "Си Кингов": убираемые шасси с поплавками
и складывающуюся хвостовую балку. Круг замкнулся. Связано это было с основным назначением вертолета в армии Катара - борьба с надводными целями. Типовые боевые задачи предполагали длительный полет над
морем, соответственно пришлось "маринизировать" полусухопутный "Коммандо".
В начале восьмидесятых годов Персидский залив был самой "горячей точкой" на Земном шаре. Иран и Ирак вели "танкерную войну", а все основные мировые державы наблюдали за
ней с эскадр боевых кораблей. "Коммандо", вооруженные французскими ПКР "Экзосет", в случае необходимости могли надежно закупорить Ормузский пролив. Вместо "Экзосета", в принципе, можно было
использовать и ракеты другого типа, но "Экзосет" в то время пользовался наибольшей популярностью. Его успешно применяли Аргентина против Англии и Ирак против Ирана. Реклама сделала свое дело, и Катар
потребовал оснастить вертолеты именно этой системой оружия. Первый из восьми "Коммандо" Мк3 (Мк74) был поставлен в 1982-м, последний - в 1984-м.
Модификации
: |
|
|
Commando Mk.1 |
первая серийная модификация. |
Commando Mk.2 |
модификация на 28 солдат с ГТД
Gnome H.1400-1.
|
Commando Mk.2А, В, С |
модификации вертолета для особо
важных персон. |
Commando Mk.2Е |
вертолет
электронной разведки с аппаратурой Selenia IHS-6, RQH-5(V) и TQN-2. |
Commando Mk.3 |
ударный
вариант для ВВС Катара с ПКР AM.39 Exocet или ПТУР. |
Commando Mk.4 |
вариант в
роли вооруженного транспортного вертолета для ВМС Великобритании,
после принятия на вооружение получил обозначение Sea King HC.Mk.4. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Commando Mk.2 |
Диаметр главного винта, м |
18.90 |
Диаметр хвостового винта, м |
3.16 |
Длина,м |
22.15 |
Высота ,м |
5.13 |
Масса, кг |
|
пустого |
5620 |
нормальная взлетная |
9025 |
максимальная взлетная |
9525 |
Внутренние топливо, л |
3714 + опционально 864 |
Тип двигателя |
2 ГТД Rolls-Royce Gnome H.1400-1T |
Мощность, кВт |
|
при взлете |
2 х 1238 |
при полете |
2 х 1092 |
Максимальная скорость, км/ч |
222 |
Крейсерская скорость, км/ч |
200 |
Практическая дальность, км |
1240 |
Радиус действия, км |
396 |
Скороподъемность, м/мин |
619 |
Практический потолок, м |
3900 |
Статический потолок, м |
1525 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка: |
28 солдат стандартно (45 содат максимально) или 9 носилок и 2 сопровождающих или 2722 кг груза в кабине или 3629 кг груза на подвеске. |
Вооружение (опционально): |
одна 20-мм пушка или 12.7-мм или 7.62-мм пулемет
Боевая нагрузка - 1134 кг на 2 узлах подвески:
2 контейнера с 20-мм пушкой или 12.7-мм пулеметом, или
2 ПУ для 68-мм или 70-мм или 80-мм или 81-мм НУР |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2020
|