В 1946 году прошли переговоры между английской компанией Westland Aircraft и
американской компанией Sikorsky, результатом которых стала выдача англичанам
лицензии на производство в Великобритании довольно удачных вертолетов Sikorsky
S-51 с установкой на них двигателей Alvis Leonides. Первый гражданский вертолет Westland/Sikorsky WS-51 поднялся в небо 5 октября 1948 года. А в 1950 году
эскадрилья No.705 из состава ВМС Великобритании была первой укомплектована одним
из вариантов данного вертолета под обозначением Dragonfly HR.Mk I. Всего
в Англии было построено 133 вертолета данного типа в различных модификациях и
еще 14 усовершенствованных вертолетов Westland "Widgeon".
Первый полет многоцелевого вертолета Westland "Widgeon", который стал
усовершенствованной версией вертолета Westland-Sikorsky WS-51 Dragonfly,
состоялся 23 августа 1955 года. Данная модель отличалась увеличенной кабиной на
5 человек, которая могла принимать внутрь и носилочных больных, лопастями
увеличенной длины и выросшей до 454 кг грузоподъемностью. Вертолет мог
использоваться в различных ипостасях: поисково-спасательный, пассажирский,
транспортный, медико-эвакуационным. Данная модель стала последней реинкарнацией
вертолета Sikorsky S-51, производимого в Великобритании по лицензии компанией Westland.
В 1947 году авиакомпания
Бритиш Еуропиен Эйруэйз организовала работу экспериментального вертолетного
отделения с тремя вертолетами S-51. В течение двух лет винтокрылые машины днем и
ночью возили почту в восточной части Англии, причем ночные операции зимой 1948
года стали первыми по-настоящему полетами по приборам. Для этого американские
машины дополнительно оснастили необходимым пилотажно-навигационным
оборудованием. В 1950 году данная авиакомпания впервые в мире начала
осуществлять регулярные перевозки пассажиров вертолетами, связав между собой
Ливерпуль, Кардиф и Урексхем, а затем и центральные аэропорты страны. В 1954
году регулярные пассажирские авиаперевозки начали выполняться между аэропортом Хитроу и центром Лондона. Вертолеты S-51 нашли широкое применение в качестве
вертолетов скорой медицинской помощи, при проведении поисково-спасательных
работах, в полиции, а также при проведении сельскохозяйственных работ. К
примеру, в Аргентине данные машины боролись против нашествия саранчи, в ЮАР
использовались для уничтожения мух Це-Це, а в Австралии боролись с короедами.
До Второй мировой войны Англия считалась лидером автожиро - и вертолетостроения. Там творили такие выдающиеся инженеры, как
испанец Хуан де ла Сьерва и его преемник А.Беннет, Р.Хафнер, С.Пуллин, эмигрант
из России Я.Шапиро и др. Чего они только не перепробовали, и двухвинтовую
поперечную схему, и одновинтовые схемы с поверхностями в индуктивном потоке, с
реактивным хвостовым выхлопом, с боковым рулевым винтом, схему с реактивным
приводом несущего винта, и прочее. Все неудачно. Английские фирмы только
напрасно тратили время и средства.
Умней всех оказалась маленькая провинциальная и,
тогда, отнюдь, не процветающая, фирма "Уэстленд". Ее руководство уняло
саксонскую гордыню и поклонилось славянскому таланту - приобрело в декабре
1946-го лицензию на производство S-51. Сикорский предоставил англичанам самые
льготные условия. "Уэстленд" могла торговать его машинами по всему миру, за
исключением США и Канады. С этих пор завязалось тесное сотрудничество между
"Сикорский Эркрафт" и "Уэстленд". "Сикорский Эркрафт" закупила солидный пакет
акций британской фирмы и получила право вмешиваться в дела иностранной компании,
однако этим правом никогда не злоупотребляла. Более того, "Сикорский Эркрафт"
дважды спасала "Уэстленд" от банкротства, когда их британский партнер настолько
зарывался в сомнительных коммерческих проектах, что даже родной Лондон
отказывался подать руку помощи. В результате из всех многочисленных английских
вертолетостроительных фирм, существовавших в 1940-е, уцелела только "Уэстленд".
Она и по настоящее время составляет основу английского национального
вертолетостроения. За вклад в развитие британского вертолетостроения Сикорский
стал первым американцем, награжденным Серебряной медалью Королевского Аэронавтического общества.
Королевское министерство торговли некоторое время повозмущалось космополитичным поступком "Уэстленд", но, потом, убедившись в
неспособности доморощенных специалистов быстро создать что-либо аналогичное
Сикорскому, начало поддерживать фирму. Английский S-51 получил название WS-51 -
"Уэстленд-Сикорский" "Дрэгонфлай" - "Летающий дракон" (род стрекоз). Их серийное
производство развернулось в 1948-м. В качестве силовой установки использовался
английский двигатель "Эльвис Леонидас 50" мощностью 540л.с. Благодаря этому,
летно-технические характеристики британских "Сикорских" превосходили их
американские прототипы. Первые 13 машин HR.Mk-1 поступили в Королевский флот,
где использовались, преимущественно, для обеспечения безопасности полетов на
авианосцах и связи между кораблями. За ними последовало еще 12
поисково-спасательных для Королевских ВВС.
Модификации
: |
|
|
Dragonfly HR.1 |
первоначальный вариант вертолета для
спасательных операций на море, машина оснащалась звездообразным
двигателем Alvis Leonides 50. |
Dragonfly HC.2 |
вертолет, предназначенный для эвакуации раненых. |
Dragonfly HR.3 |
основной серийный вариант вертолета (построено
58 единиц); был подобен Dragonfly HR.Mk I, но отличался наличием
цельнометаллического винта. |
Dragonfly HC.4 |
еще один вариант для эвакуации раненых, но на
базе Dragonfly HR.Mk 3. |
Dragonfly HR.5 |
окончательный вариант вертолета для проведения
спасательных операций на море, на базе Dragonfly HR.Mk 3. |
WS-51 Mk.1A |
гражданский версия вертолета с двигателем Alvis
Leonides 521/1 мощностью 388 кВт, применялся как транспортный
вертолет. |
WS-51 Mk.1B |
гражданский версия вертолета, подобная Mk 1A,
но получившая двигатель Pratt & Whitney R-985-B4 Wasp Junior
мощностью 336 кВт. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Dragonfly HR.1 |
Диаметр несущего винта, м |
14.63 |
Диаметр рулевого винта, м |
2.56 |
Длина,м |
17.52 |
Высота ,м |
3.94 |
Масса, кг |
|
пустого |
2005 |
максимальная взлетная |
2676 |
Тип двигателя |
1 ПД Alvis
Leonides |
Мощность, кВт |
1 х 403 |
Максимальная скорость, км/ч |
161 |
Крейсерская скорость, км/ч |
137 |
Практическая дальность, км |
483 |
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
3780 |
Статический потолок, м |
2120 |
Экипаж, чел |
1 |
Полезная нагрузка: |
три пассажира |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2020
|