Чрезвычайно удачный вертолет ЕС135
укрепил позиции консорциума "Eurocopter"
на мировом вертолетном рынке.
Рассчитанный на перевозку восьми человек, вертолет ЕС 135 (массой 2,8 т)
разработан на основе вертолета-демонстратора ВО 108, выполнившего первый полет
15 октября 1988 года. Машина предназначалась для замены удачного, но устаревшего
легкого вертолета ВО 105.
ВО 108 проектировался специалистами вертолетного отделения фирмы "Messerschmitt-B6lkow-Blohm" (МВВ). Он оснащен двумя газотурбинными двигателями Allison (ныне Rolls-Royce) Model 250-C20R-3 мощностью по 450 л. с. Новинкой стал
установленный на вертолете бесшарнирный четырехлопастный несущий винт с
лопастями нового профиля, изготовленными из композитов.
К другим инновациям следует отнести новую трансмиссию с двухступенчатым
редуктором и антирезонансной системой (ARIS), значительно снизившей уровень
вибраций, широкое использование композитов и самое современное бортовое
оборудование. Разработчикам удалось за счет использования современных технологий
заметно улучшить летные характеристики машины, при этом снизив ее стоимость.
Второй прототип впервые поднялся в воздух 5 июня 1991 года. На нем были установлены двигатели Turbomeca ТМ 319 Arrius
1 взлетной мощностью по 479 л. с. 16 января 1992 года вертолетное отделение
французской фирмы "Aerospatiale" и фирма МВВ объединились в консорциум "Eurocopter". Это
позволило совместно использовать французские и германские наработки в области
вертолетостроения и ускорить программу летных испытаний. В конструкцию вертолета
внесли ряд изменений, а число пассажиров увеличили до восьми. Так родился
вертолет ЕС135.
Компоновка вертолета традиционна для машин одновинтовой схемы - фюзеляж с
длинной хвостовой балкой, зато несущая система достаточно необычна - четырехлопастный бесшарнирный несущий винт в комбинации с хвостовым винтом-фенестроном. Использование этой несущей системы в сочетании с
аэродинамическим совершенством фюзеляжа позволило резко снизить шум, создаваемый
вертолетом. Фюзеляж изготовлен, в основном, из сотовых конструкций на основе кевлара. Кабина летчиков снабжена двумя дверцами автомобильного типа,
которые открываются вперед. Приборное оборудование комплектуется под требования
заказчика; оно может быть выполнено как на основе обычных приборов со стрелками,
так и на базе многофункциональных дисплеев Avionique Nou-velle. Для доступа в
пассажирскую кабину имеется сдвижная дверь. Грузы, медицинское оборудование или
носилки с больными загружаются в кабину через люк в хвостовой части фюзеляжа.
Оба газотурбинных двигателя Arrius 2В2 мощностью по 606 л. с. (альтернативный
вариант силовой установки - два газотурбинных двигателя PW206B2 мощностью по 621
л. с.) оборудованы цифровой системой управления FADEC. Крейсерская скорость
вертолета - 256 км/ч.
Максимальная взлетная масса с полезной нагрузкой на внешней подвеске - 2900 кг,
дальность полета со стандартной заправкой топливом - 650 км.
Первые предсерийные машины (D-HECX и D-HECY) впервые поднялись в воздух 15
февраля и 16 апреля 1994 года. На вертолете с регистрационным кодом D-HECX
стояли двигатели Arrius 2В2, на D-HECY - Pratt & Whitney Canada PW206B. Третий предсе-рийный вертолет (D-HECZ) начал летать 28 ноября 1994 года.
Сертификат JAR 27 для дневных полетов вертолет ЕС 135 получил 16 июня 1996 года.
Сертификация FAR 27 категории "А" для двухдвигательных машин была получена 31
июля. В тот же день фирма "Deutsche
Rettungsflugwacht" получила первые две серийные машины.
Концерн "Eurocopter" к середине 2008 года получил заказы на постройку более 500
вертолетов ЕС135. Помимо корпоративного и VIP-вариантов, вертолет строится для
полиции и медицинских служб. Санитарная версия комплектуется спасательной
лебедкой и может перевозить двух больных на носилках и двух врачей.
Коммерческий успех вертолета побудил руководство концерна к разработке военной
модификации, предназначенной для использования в качестве связного, патрульного,
горноспасательного
и для сил быстрого реагирования. В военный вариант переоборудовали первый предсерийный вертолет. Его впервые продемонстрировали 28 апреля 1998 года на
авиасалоне Aerospace Africa.
Полиция Германии эксплуатирует ЕС135с двигателями "Тиrbоmеса" и
"Pratt& Whitney
Canada". Вертолеты германской полиции и пограничной службы оснащены
громкоговорителями, прожекторами, линиями передачи данных, телевизионными и
тепловыми обзорными системами, видеозаписывающим оборудованием, а также лазерной
системой предупреждения о препятствиях Hellas.
Вертолет ЕС135 востребован на рынке санитарной авиации в значительной
степени благодаря наличию люка-двери в хвостовой части фюзеляжа, облегчающего
погрузку носилок с больными.
Первый контракт на поставки военной модификации ЕС635 в Южную Африку сорвался,
однако в октябре 1999 года девять таких вертолетов заказала армейская авиация
Португалии. В марте 2003 года ВВС Иордании подтвердили свое намерение закупить
до 16 машин. Еще один заказ на 16 экземпляров был получен от швейцарских ВВС,
эти машины предназначались для замены устаревших вертолетов Alouette III. На
ЕС635 испытывались следующие средства авиационного поражения: 12,7-мм пулемет FN
Herstal НМР-400, 20-мм пушка Giat NC621,12-заряд-ные блоки неуправляемых ракет
калибра 70 мм. На военном варианте предусмотрена возможность установки легкой
бронезащиты, ножей для резки проводов линий электропередач, противопыльных
фильтров на воздухозаборниках двигателей, инфракрасных систем обзора и очков
ночного видения.
В числе первых военные вертолеты ЕС635 получили Королевские ВВС Иордании, где
они используются как легкие транспортные и учебно-тренировочные.
Описание
конструкции.
Вертолет ЕС-135 является развитием вертолетов
Bo.105 и
Bo.108 и
соответствует им по габаритам. Отличается широким применением - до 45 % -
панелей из КМ слоистой конструкции (кевлар, углеволокно); в конструкции панелей
пола нижней части фюзеляжа, хвостовой балки и грузового отсека использованы
алюминиевые сплавы, в двигательном отсеке - титановые сплавы. Вертолет
отличается улучшенными аэродинамическими обводами. По сравнению с вертолетом
Во.105 вредное сопротивление фюзеляжа уменьшилось на 30 %, хотя фюзеляж удлинен
только на 0.05м, а ширина внутренней части кабины увеличена на 0.01м.
Кабина вертолета модульной конструкции имеет размеры 4.1 х
1.26 х 1.49м и объем примерно 5м3. Компоновка кабины может меняться в
зависимости от состава экипажа и назначения вертолета: скорая медицинская
помощь, вариант "люкс", полицейская служба, обслуживание морских платформ,
транспортные операции, в том числе и для перевозки грузов на внешней подвеске.
При проектировании кабины экипажа большое внимание уделено вопросам эргономики.
С целью улучшения обзора размеры приборной доски летчика уменьшены, максимальное
поле зрения составляет 280°. Летчик и шесть пассажиров размещаются на сиденьях,
обладающих повышенной прочностью при аварийных посадках. Двери для доступа в
кабину экипажа откидываются на шарнирах. В пассажирской кабине использованы
сдвижные двери. При перевозке крупногабаритных грузов задняя створчатая дверь
может сниматься.
Стабилизатор прямоугольной формы в плане, размахом 2.35м, с
концевыми шайбами, выполненными из КМ, установлен в конце хвостовой балки.
Концевые шайбы имеют трапециевидную форму в плане. Стреловидное вертикальное
оперение имеет несимметричный профиль и снабжено снизу предохранительной опорой.
При аварийном снижении вертикальное оперение создает боковую силу,
обеспечивающую уравновешивание реактивного крутящего момента.
Шасси - неубирающее лыжное. Амортизация осуществляется за
счет упругой деформации поперечных опор, которые отклонены назад на 1°. Колея
шасси 2.1м. Опоры соединены между собой с обеих сторон фюзеляжа продольными
балками, которые служат подножками. Снизу обтекателя фенестрона имеется
предохранительная хвостовая опора.
Несущий винт нового поколения, бесшарнирной конструкции, с
изменяемым числом оборотов. Лопасти с меняющимся по длине профилем DM-H3 и DM-H4
имеют нелинейную крутку и законцовки трапециевидной формы, рассчитанные на
околозвуковые скорости обтекания. Лопасти выполнены из КМ
ного редуктора и силовыми элементами фюзеляжа установлена
система снижения вибраций от несущего винта ARIS (Anti Resonance Isolation
System). Система управления двигателями имеет двойное резервирование. Все
динамические нагруженные агрегаты имеют межремонтный ресурс 3000ч или
обслуживаются по состоянию.
Система управления обычная, гидравлическая, бустерная, с
электрогидравлической системой повышения устойчивости. Предполагается
использование варианта с одноместной кабиной, оборудованной для полетов по
приборам с более эффективной системой повышения устойчивости.
Гидравлическая система и электросистема выполнены с двойным
резервированием. Все электро- и электронное оборудование имеет защиту от
действия электромагнитного поля напряженностью до 200 В/м.
Пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает возможность
полета по приборам. Предусмотрено использование метеорологической РЛС.