На Парижском авиасалоне в 1979 году фирма "Aerospatiale" объявила о
заключении самого престижного для семейства Dauphin контракта - поставку для
Береговой охраны США вертолетов SA 366G, победивших в конкурсе на
поисково-спасательный вертолет малой дальности американские машины Bell 222 и
Sikorsky S-76.
Согласно американскому законодательству, доля комплектующих производства США в
каждом вертолете должна составлять не менее 51%, что обусловило появление
де-факто франко-американского вертолета с авионикой фирмы "Collins", двигателями
Lycoming LTS101-750 и установленной по правому борту фюзеляжа лебедкой
грузоподъемностью 1600 кг.
Планер вертолета подвергся существенной модернизации, на вертолет установили
новый хвостовой винт-фенестрон - на 20% более эффективный, чем обычный хвостовой
винт. При его выходе из строя пилот мог все же совершить посадку на скорости до
111 км/ч, на большинстве других машин в этом случае начиналась авторотация.
Кроме того, спецификация БО США предусматривала оснащение вертолета надувными
баллонетами и оборудование кабины для перевозки людей на носилках.
SA 366G получил у заказчика обозначение НН-65А Dolphin и выполнил первый
полет 23 июля 1980 года, после чего машину доставили в Техас на завод "Aerospatiale
Helicopter Corporation" для монтажа электронного оборудования и проведения
испытаний для получения сертификата FAA. Всего было построено четыре опытных
вертолета, прежде чем заказчик в 1984 году получил первый серийный SA 366G1 с
винтом-фенестроном большего диаметра. Из 102 закупленных БО США вертолетов 90
базировалось на 18 береговых станциях, включая Аляску и Гавайские острова. Эти
машины при выполнении поисково-спасательных заданий взаимодействовали с
самолетами НС-130Н, также принадлежавшими БО США.
В конструкции планера широко использованы композиционные материалы, за что
НН-65А прозвали "Plastic Puppy".
Вертолет окрашен по ранней схеме в красный и белый
цвета, позже поисково-спасательные вертолеты БО США стали полностью окрашивать в
красный цвет, как более заметный на фоне льда. На перекраску по новой схеме
уходило три рабочих дня, перекраска выполнялась в ходе плановых ремонтов ЛА.
Экипаж вертолета НН-65 состоит из командира (первый пилот), второго пилота и
борттехника. Сиденье последнего сдвигается по направляющим от одного борта к
другому. Остекление большой площади обеспечивает экипажу отличный обзор из
кабины.
Вместо обычного хвостового винта на вертолете Dolphin использован установленный
в кольцевом канале винт-фенестрон, обеспечивающий лучшую управляемость
вертолетом при боковом ветре, а на режиме висения он потребляет меньше мощности.
Вертолеты НН-65, которые базируются на ледоколах, дополнительно оборудованы
лыжным шасси. Лыжное шасси дает большую устойчивость аппарату при взлетах и
посадках на снег и лед.
Требования к поисково-спасательному вертолету малой дальности (SRR, short-range
recovery) предусматривали базирование вертолета на 18 береговых станциях, а
также на кораблях и ледоколах Береговой охраны (БО).
Закупки американцами вертолетов Dolphin побудили ВС Израиля заказать пять
вертолетов AS 565МА, предназначенных для борьбы с подводными лодками и
надводными кораблями и получивших поисковые РЛС фирмы "Elbit" и навигационные
комплексы Atalef.
Принадлежащие БО США вертолеты Dolphin постоянно совершенствовались. В первую
очередь на них усилили редукторы и сервоприводы (модификация AS 365N2), что
позволило увеличить взлетную массу с 4060 кг до 4250 кг. С 2001 года на
вертолетах ставятся речевые системы аварийного предупреждения и устройства
объективного контроля, приборное оборудование доработано под использование
экипажем очков ночного видения, установлены приемники спутниковой навигационной
системы GPS и два многофункциональных индикатора(модернизированные вертолеты
получили обозначение НН-65В). С 2004 года мощность силовой установки вертолетов
увеличена за счет установки новых турбовальных двигателей Arriel 2C2-CG
мощностью 934 л. с. - вертолеты получили обозначение НН-65С. На них также
усилены главный и хвостовой редукторы, в удлиненной носовой части фюзеляжа
оборудован отсек для БРЭО, обновлен его состав и увеличена взлетная масса.
С 2008 года в рамках изменения концепции использования БО США, предусматривающей
использование части машин НН-65С в составе тактических вертолетных эскадрилий по
изоляции района боевых действий (HITRON), ведется модернизация этих машин под
стандарт МН-65С. Модификация МН-65С изначально разрабатывалась по программе
"палубного вертолета для многоцелевого патрульного корабля". Вертолет МН-65С
вооружен 12,7-мм крупнокалиберной винтовкой и 7,62-мм пулеметом.
В 1986 году Израиль получил от США два ранее эксплуатировавшихся американской
Береговой охраной вертолета HH-65 Dolphin. Они базировались на ракетных катерах
ВМС Израиля типа "Саар-4". С учетом успешного опыта эксплуатации этих
вертолетов, Израиль закупил пять AS 565SA, которые получили местное наименование
Atalef (ранее такое наименование в ВВС Израиля носили самолеты OV-1). Вертолеты
Atalef получили дополнительное радиоэлектронное оборудование и оптоэлектронные
системы наблюдения. Они поступили на вооружение авиаэскадрильи "Atalef Squadron"
(авиабаза Рамат Давид), но периодически базируются на РКА "Саар-4".