Вертолет Ка-18 представляет собой четырехместную модификацию Ка-15. Скомпоновал машину М.Б. Малиновский в 1956 г. Первый полет состоялся 13 октября 1956 года. На вертолете удлинили фюзеляж и хвостовую балку, расширили кабину и увеличили площадь хвостовых шайб. Кроме летчика Ка-18 мог перевозить двух-трех пассажиров или больного на носилках с сопровождающим медработником, а также выполнять все функции
вертолета Ка-15М. В 1957 г. Ка-18 успешно выдержал государственные испытания и несколько лет выпускался серийно на заводе в Улан-Удэ. На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г. он был отмечен
Золотой медалью. Было построено около 200 экземпляров.
Варианты применения :
- Пассажирский. ля перевозки людей, багажа и почты, грузов внутри фюзеляжа. Оборудован отопительной системой.
- Санитарный. Для транспортировки больных и пострадавших. Оборудован кислородной установкой и отопительной системой
- Патрульный
В 1958-1963 г.г. для вертолетов Ка-15 и Ка-18 были созданы стеклопастиковые лопасти Б-7. Камов говорил, что когда-нибудь лопасти будут прессовать (выпекать). "Заложат что-то под пресс или в
автоклав, а вынут сразу готовую лопасть. А потом другую,
и третью, и все они будут совершенно одинаковыми". Он мечтал сделать дешевый народный вертолет и понимал, что необходимо обеспечить лопастям полную идентичность, хорошую поверхность и неизменность
формы при изменении погоды. Поэтому изготавливать их быстро и дешево в массовом производстве можно было только радикально изменив конструкцию и технологию. Весьма существенный вклад в продвижении
этой идеи в жизнь сделан впервые в нашей стране группой конструкторов, расчетчиков, технологов и ученых под руководством Н. И. Камова.
В автоклаве полимеризуется не вся стеклопластиковая лопасть Б-7, атолько ее лонжерон-одноконтурный, замкнутого сечения, из стеклоткани, пропитанной связующим горячей полимеризации с металлическими
деталями: центровочными грузами и трубками противобледенительной системы. Листы стеклоткани укладываются в пакеты и проходят предварительную опрессовку. После этого они собираются друг с другом и
устанавливаются центровочные грузы с трубками противообледенительной системы. Потом в полости лонжерона размещают резиновую камеру и все закладывают в прессформу, которая оборудована
электронагревателями. Давление в резиновой камере создается азотом. Внутренняя поверхность прессформы выполнена в соответствии с теоретическим профилем и имеет крутку. Спрессованный лонжерон не
требует дополнительной обработки. Хвостовая часть лопасти образована хвостовыми секциями, прикрепленными клонжерону. Сами секции, состоящие из стеклотканевой обшивки и пенопластового заполнитетя,
обработанного по контуру, формируются в горячем состоянии под прессом. Между секциями устанавливаются вкладыши из губчатой резины. Стальной узел крепления лопасти к втулке ставится в комле на
болтах. Конечно, это не "положить и нажать", но трудоемкость снижается вдвое, а качество повышается. На электровинтовом стенде мы испытали 11 комплектов деревянных лопастей ЛД-10М и шесть
комплектов стеклопластиковых лопастей Б-7. У несущих винтов с пластиковыми лопастями поляры практически совпадали, тогда как у винтов с деревянными лопастями наблюдался существенный разброс. Кроме
того, у винтов Б-7 тяга при максимальных оборотах на 45 кг больше, чем у ЛД-10, и ресурс практически неограничен. При испытаниях отсеков лопастей на усталость разрушений в расчетных сечениях не
было.
Вертолеты Ка-15 и Ка-18 находились в эксплуатации много лет и позволили накопить большой опыт практического применения машин соосной схемы.
Оборудование вертолета включает пилотажно-навигационные
приборы и приборы контроля за работой силовой установки и несущей системы,
отопительное, специальное и санитарное оборудование, противообледенительную систему, электрооборудование и радиооборудование.
На приборной доске рабочего места пилота размещаются
указатель скорости УС-250, высотомер ВД-10, вариометр ВР-10, авиагоризонт АГК-47Б, магнитный компас КИ-13 и часы. Приборное оборудование Ка-18
позволяет выполнять полеты днем (в простых и сложных погодных условиях) и
ночью (в простых условиях).
В санитарном варианте вертолета специальное (съемное)
оборудование состоит из кислородной установки, носилок, стяжных ремней,
поильника и термоса. К несъемному санитарному оборудованию относятся
вертолетная аптечка и стол медицинского работника. Пассажирский вариант
можно легко переоборудовать в санитарный путем снятия переднего
пассажирского кресла и установки съемного санитарного оборудования.
Для полета в холодное время предусмотрена отопительная
система, состоящая из электрообогревателя и трубопроводов подачи
подогретого воздуха к ногам пилота и пассажиров. Противообледенительная
спиртовая система предназначена для обеспечения полета в условиях
обледенения поверхностей аппарата. Работа противообледенительных устройств
основана на принципе омывания лопастей винтов и стекла кабины пилота
противообледенительной жидкостью, разрушающей лед и препятствующей его
дальнейшему образованию.
Вертолет оснащен однопроводной системой постоянного
тока напряжением 28.5±1.5В при работе генератора и аккумулятора и
напряжением 24В, если к бортовой электросети подключен только
аккумулятор. Основным источником электроэнергии служит генератор
ГСР-3000М, приводимый во вращение двигателем, на котором он установлен.
Аварийным источником питания является аккумуляторная батарея 12А-10
емкостью 10 А*ч. Питание навигационных приборов и радиостанции, требующих
переменного тока, осуществляется с помощью преобразователей ПАГ-1Ф и
МА-100М.
Для радиотелефонной связи с другими вертолетами,
самолетами и наземными командными пунктами Ка-18 оборудован
приемопередающей симплексной ультракоротковолновой станцией РСИУ-ЗМ.
Радиостанция работает в диапазоне частот 100...150МГц и имеет кварцевую
стабилизацию частоты приемника и передатчика, обеспечивающую беспоисковую
и бесподстроечную связь в полете.