Многоцелевой вертолете Ка-60 Касатка
предназначен для перевозки
вооруженного десанта, доставки оружия и
боеприпасов в район боевых действий,
эвакуации раненых, охраны и
патрулирования экономической зоны с
базированием на кораблях, проведения
поисково-спасательных работ, обучения и
тренировки летного состава.
Вертолет Ка-60 построен по одновинтовой
схеме с пятилопастным несущим винтом
диаметром 13,5 м. Лопасть винта из
полимерных композиционных материалов
крепится к втулке торсионом. Планер
имеет совершенные аэродинамические
обводы, с большими проемами для дверей с
обоих бортов, убирающееся трехстоечное
энергоемкое шасси и рулевой
многолопастный (11 лопастей) винт в
кольцевом канале вертикального
хвостового оперения. Летчики и
десантники размещаются на
энергопоглощающих амортизационных
креслах. Пилот - командир экипажа
располагается на правом кресле. Силовая
установка включает двигатели нового
поколения модульной конструкции
разработки Рыбинского конструкторского
бюро моторостроения под руководством
генерального конструктора А.С. Новикова.
Особое внимание уделено средствам
повышения боевой живучести машины. Все
основные системы и агрегаты Ка-60
дублированы и разнесены по бортам.
Лопасти винтов сохраняют
работоспособность при получении
нескольких пробоин от стрелкового
автоматического оружия. Тяги системы
управления и валы трансмиссии
выдерживают прострел пулями калибра 12,7
мм. На повышении живучести вертолета
положительно сказывается наличие около
60 процентов по массе элементов
конструкции вертолета из
композиционных материалов, более
стойких к последствиям боевых
повреждений. Опасность взрыва топлива в
баках предотвращается их заполнением
пенополиуретаном. Выживаемости
вертолета над полем боя способствуют
мероприятия по снижению заметности в
оптическом, инфракрасном и
радиолокационном диапазоне волн.
Бортовой радиолокационный комплекс
зависит от варианта применения
вертолета. Базовым для всех вариантов
является комплекс десантно-транспортного
варианта машины. Он обеспечивает
решение задач днем и ночью в простых и
сложных погодных условиях.
29 июля 1998 года на территории летно-испытательной
станции фирмы "Камов" состоялась
презентация нового многоцелевого
вертолета Ка-60, способного решать
широкий круг задач в интересах
вооруженных сил и других "силовых"
ведомств.
Разработка Ка-60 началась в 1984 году, когда
ОКБ им. Камова выиграло у своих коллег из
милевской фирмы конкурс на проект
легкого армейского вертолета,
предназначенного для применения над
полем боя совместно с более тяжелыми
боевыми машинами Ка-50 или Ми-28. В 1990-м был
построен натурный макет, а в 1997-м -
прототип вертолета - Ка-60-1. Вертолет
грузоподъемностью 2т внутри фюзеляжа и 3т
- на внешней подвеске призван заполнить
нишу отечественного вертолетного парка,
которую ранее занимал Ми-4 - одна из самых
массовых и удачных машин первого
поколения, выпущенная "тиражом" 3850
экземпляров.
В отличие от других винтокрылых машин
фирмы "Камов" Ка-60 выполнен по
одновинтовой схеме с рулевым 11-лопастным
вентилятором-фенестроном. Такой выбор
обусловлен особенностями
предполагаемого применения вертолета:
если Ка-27, Ка-26 и другие соосные машины
значительную часть полетного времени
проводят в режиме висения, то у Ка-60 на
этот режим придется, по расчетам, не
более 1%.
Конструкция Ка-60 на 60% состоит из
композиционных материалов. Высокая
тяговооруженность в сочетании с
превосходной тщательно отработанной
аэродинамикой обеспечивает вертолету
отличные летные характеристики:
максимальная скорость превышает 300км/ч,
статический потолок достигает 2100м,
практический - 5150м.
Конструкция агрегатов и силовых систем
вертолета придает ему высокую степень
надежности. В случае аварийного
приземления силовая схема планера
позволит выжить экипажу и пассажирам
при больших вертикальных скоростях
снижения. Ремонтопригодность и
современные методы диагностики
сохраняют высокий уровень
боеготовности Ка-60.
Турбовинтовой двигатель РД-600В (мощность
на чрезвычайном режиме – 1550 л.с,
взлетная – 1300 л.с.) создан ОАО "Рыбинские
моторы". Его разработка началась в 1989
году по тактико-техническому заданию
Министерства транспорта СССР. В
конструкции РД-600В реализованы
последние достижения авиационной науки.
Расчеты на прочность двигателя
выполнены на незначительный ресурс - 10
тыс. циклов. Модульность конструкции,
развитая система контроля и диагностики,
встроенное эффективное полезащитное
устройство и электронная цифровая
двухканальная система автоматического
управления с резервным механическим
каналом позволят эксплуатировать
двигатель в зависимости от его
технического состояния и осуществлять
мелкий ремонт на аэродромах базирования.
Удельный расход топлива на крейсерском
режиме - 225 г/л.с. в час. Финансирование
программы создания РД-600В
осуществляется в соответствии с
договором, заключенным с Министерством
экономики. Однако недостаточный объем
выделяемых средств вынуждает ОАО "Рыбинские
моторы" вкладывать в программу и
собственные средства.
Первая опытная машина оснащена
четырехлопастным несущим винтом, а на
серийных вертолетах будет установлен
пятилопастной воздушный винт с шумопонижающими
законцовками. Предусмотрен и
специальный механизм снижения шума
посредством оптимизации частоты
вращения несущего винта. Приняты меры по
снижению заметности вертолета в
тепловом, радиолокационном и оптическом
диапазонах. Ка-60 оснащен бортовым
комплексом РЭБ. Наиболее важные системы
машины дублированы. Применено губчатое
заполнение топливных баков. Проводка
управления способна выдержать
попадание пуль калибра 12.7мм, а лопасти
несущего винта выдерживают
многократное поражение подобными
боеприпасами.
Ка-60 - машина всепогодного и
круглосуточного действия. Она оснащена
БРЛС "Арбалет", разработанной НПО
"Фазотрон" и установленной в
носовой части фюзеляжа. Летчики могут
пользоваться очками ночного видения,
совместимыми с приборным оборудованием.
Ка-60 - многоцелевой самолет, обладающий
чрезвычайно широким диапазоном
применения. Учебно-тренировочный вари
ант (именно его армия собирается
закупить в первую очередь) призван
заменить в летных училищах устаревшие
вертолеты Ми-2, поставлявшиеся в СССР
Польшей, а также Ми-8 - машины совершенно
другой "весовой категории",
малопригодные для обучения курсантов.
Исследования показали, что
использование Ка-60 в учебных целях
позволяет сократить расходы на закупку
новых вертолетов на 40% и снизить
эксплуатационные расходы (по сравнению
с учебным парком из Ми-8) на 60%.
Еще одно назначение Ка-60 - разведка,
целеуказание и координация действий
боевых вертолетов. В этом варианте Ка-60Р
предполагается оснастить специальным
комплексом, включающим
гиростабилизированную станцию "Самшит"
с телевизионным, тепловизионным и
лазерным каналами (разработчик -
Екатеринбургский оптико-механический
завод), а также автоматизированную
систему обработки тактической
информации и телекодового обмена с
другими вертолетами (КБ "Электроавтоматика",
Санкт-Петербург), Ведутся работы над
корабельным вертолетом Ка-60К,
предназначенным для замены вертолета
разведки и целеуказания Ка-25РЦ.
Предусмотрены также другие модификации
Ка-60 - транспортно-десантный, санитарный,
патрульный и т.д.
Ка-60, впервые в России спроектированный
с учетом как отечественных норм летной
годности АП-29, так и американских - FAR-29,
имеет хороший экспортный потенциал при
стоимости, на 20% меньшей, чем у его
зарубежных аналогов. Опытный экземпляр
нового вертолета готовится к началу
летных испытаний. А на авиационном
заводе в Улан-Удэ уже ведется подготовка
к серийному производству Ка-60. Хочется
надеяться, что в начале XXI века новая
машина фирмы "Камов" займет свое
место в боевом строю.
Конструкция вертолетов Ка-60(62)
Вертолеты выполнены по одновинтовой схеме с четырех- или пятилопастным несущим,
11-лопастным рулевым винтом-вентилятором в вертикальном оперении, с двумя ГТД и
трехопорным шасси. Конструкция Ка-60 и Ка-62 общая, с широким применением
композиционных материалов, составляющих более 50 % его массы.
Фюзеляж цельнометаллический типа "полумонокок" функционально подразделяется на
переднюю, среднюю силовые части и хвостовую балку с горизонтальным и
вертикальным хвостовым оперением. Передняя часть фюзеляжа включает носовой отсек
бортовой РЛС, закрытый радиопрозрачным обтекателем, за которым располагается
двухместная кабина экипажа. Здесь установлены два комплекта органов управления,
контрольные и навигационные приборы. Кабина имеет большую площадь остекленения и
силовой набор фонаря из композиционных материалов.
Кресла летчиков имеют энергопоглащающую конструкцию. Для защиты экипажа в случае
аварии предусмотрен также дополнительный (аварийный) ход амортизаторов шасси, а
также автоматическая уборка из опасной зоны ручек управления, что исключает
травмирование ими летчиков. Конструкция фюзеляжа, в целом, и размещение
агрегатов исключает поражение экипажа и пассажиров элементами конструкций и
оборудования при ударе о землю, обитаемые объемы рассчитаны на деформацию, не
угрожающую находящимся внутри вертолета людям.
В размещенной за кабиной экипажа грузовой кабине размерами 3,3 х 1,75 х 1,3 м
могут перевозиться как пассажиры, так и крупногабаритные грузы. Доступ в
грузовую кабину осуществляется через две сдвижные двери размерами 1,3 х 1,25 м.
Под фюзеляжем вертолета имеется узел внешней подвески. Грузы и вооружение могут
быть размещены также на боковых держателях, устанавливаемых на обеих сторонах
фюзеляжа.
Хвостовое оперение представляет собой неподвижный стабилизатор с размахом три
метра прямоугольной формы в плане с большими концевыми шайбами с несимметричным
профилем для создания боковой аэродинамической силы и разгрузки рулевого винта.
Несущий винт - четырехлопастный диаметром 13,50 м. Предусмотрена возможность
замены его пятилопастным несущим винтом. Лопасть, изготовленная из
композиционных полимерных материалов, с двухконтурным лонжероном имеет
прямоугольную форму в плане со стреловидной законцовкой. Она оборудована
электротепловой противообледенитель-ной системой.
Рулевой винт-вентилятор - многолопастный, расположен в кольцевом канале
вертикального хвостового оперения. Винт диаметром 1,4 м состоит из втулки, 11
лопастей и ползушки для изменения углов их установки. Лопасть имеет
прямоугольную форму в плане и изготавливается из полимерных композиционных
материалов.
Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей РД-600 взлетной
мощностью 1300 л.с, вспомогательного двигателя АИ-9 для запуска основных
двигателей, главного редуктора, трансмиссионных валов и хвостового редуктора.
Мощности РД-600 достаточно для того, чтобы при одном работающем двигателе не
только продолжать горизонтальный полет, но и выполнять и взлет, и набор высоты.
Трансмиссия с двуступенчатым главным редуктором рассчитана на передачу взлетной
мощности 191 ОкВт/2600 л.с, хвостовой редуктор одноступенчатый.
Топливная система включает четыре мягких бака вместимостью 1120 л.,
установленных под полом кабины. Предусмотрена возможность использования двух
подвесных топливных баков вместимостью по 390 л.
Шасси вертолета трехопорное, убирающееся в полете. Основные стойки убираются в
фюзеляж, задняя - в хвостовую балку. Колеса основных опор - тормозные. Колея
шасси 2,5 м.
Хвостовая опора телескопического типа. База шасси 4,76 м. Энергоемкость
амортизационных стоек шасси, прочность его узлов и конструкции планера в целом
рассчитаны на поглощение энергии удара при грубом приземлении вертолета с
вертикальной скоростью 6 м/с. На опорах могут быть установлены надувные
баллонеты для аварийной посадки на воду.
Система управления вертолетом включает рычаги управления, жесткую проводку из
металлических труб, объединенные в общем блоке на корпусе редуктора
гидроусилители рулевых приводов, сопряженные с системой автоматического
управления.
Гидравлическая система традиционного типа состоит из двух автономных систем,
осуществляющих взаимное резервирование при обслуживании рулевых приводов.
Гидравлическая система используется также для уборки и выпуска шасси, торможения
колес и управления механизмом фиксации хвостовой опоры.
Система электроснабжения состоит из первичной двухканальной системы
генерирования переменного трехфазного тока, вторичной двухканальной системы
генерирования постоянного тока и аварийной системы.
Бортовой радиоэлектронный комплекс предназначен для пилотирования вертолета днем
и ночью в простых и сложных погодных условиях, решения задач вертолетовождения с
необходимой точностью, предоставления пилоту информации от бортовых систем,
предупреждения экипажа о критических параметрах полета, обозначения собственной
государственной принадлежности, предупреждения экипажа об облучении
радиолокационными и лазерными средствами, противодействия ракетам с
инфракрасными головками самонаведения и т.д. Штатный комплект оборудования
включает аппаратуру автономной навигации и бортовую РЛС.
Радиосвязное оборудование обеспечивает надежную связь с вертолетами или
самолетами, наземными и воздушными КП.
Системы наддува и кондиционирования - создают комфортные условия в кабине
экипажа.