В 1945 году Глидден С. Доман (Glidden Doman) основал компанию Doman Helicopters для исследования различных концепций постройки вертолетов. Среди них была новая конструкция
втулки несущего винта, похожая на механизм, использовавшийся в пропеллерах изменяемого шага. Она включала в себя карданную подвеску, необходимую для обеспечения
возможности наклона диска винта. Доман начал эксперименты с этой системой, установив ее на вертолете Сикорского R-6. Вертолет получил наименование LZ-1A, его
испытания начались в начале 1950-х годов и шли с очень хорошими результатами. Позже был построен вертолет больших размеров - LZ-2A "Pelican".
Затем появился еще больший вертолет LZ-4A, построенный уже в расчете на коммерческое использование. Он имел вместительный фюзеляж с тремя рядами двухместных
кресел в пассажирской кабине и двухместной кабиной пилотов. Большие раздвижные двери позволяли загружать в грузовую кабину объемистые грузы. Хвостовая балка
была обычной формы с выгнутой вверх задней частью, на которой устанавливался рулевой винт. Двигатель Lycoming SO-590-B мощносью 300кВт устанавливался внизу
носовой части, вращая четырехлопастный ротор постредством гибкой трансмиссии. Вслед за первым полетом в ноябре 1950 года и последовавшими испытаниями, Доман
перешел к постройке усовершенствованного вертолета LZ-5, передав LZ-4A компании Curtiss-Wright.
LZ-5 был в целом похож на LZ-4, но был оснащен двигателем с турбонаддувом Lycoming 580-D мощностью 300кВт. Первый опытный образец поднялся в воздух 27 апреля
1953 года. Доман получил контракт на поставку двух вертолетов для Армии США, обозначенных YH-31. В конце 1953 года они начали проходить армейские испытания, в
ходе которых оказалось, что при обслуживании в полевых условиях такой сложной несущей системы могут возникнуть проблемы. В результате оба вертолета
использовались лишь в качестве штабного транспорта и в 1958 году были списаны.
Также Доманом был сконструирован для армии двухместный вертолет D-10 меньших размеров, который должен был оснащаться ГТД Allison 250, однако он так и не был
построен.
Кроме двух YH-31 Доман также построил еще два опытных образца, один из которых, D-10B, оснащенный двигателем с турбонаддувом Lycoming HIO-720-A1A,
предполагалось собирать в Канаде вместе с тамошней фирмой Fleet.
Доман также предпринял ряд усилий к тому, чтобы запустить в серийное производство модель LZ-5. Лицензия на военный вариант вертолета была передана компании Hiller. Кроме того, Доман предлагал итальянской фирме Ambrosini заключить соглашение о продаже вертолетов D-10B в Италии, а также о производстве фюзеляжей 20
машин на заводе Sicula в Палермо с последующей их окончательной сборкой в США. Рассматривалась также возможность совместно с заводом Sicula оснастить D-10B турбовальными двигателями Turbomeca "Astazou". Однако ни одно соглашение с итальянцами так и не было достигнуто и в новой попытке открыть производство в 1966
году в Пуэрто-Рико Доман основал новую фирму Caribe Doman.
Однако к тому времени LZ-5 уже морально устарел и не мог конкурировать с новыми газотурбинными
вертолетами, заполнившими рынок. Последней попыткой заявить о себе стал мертворожденный проект BD-19 фирмы Berlin-Doman. На этом история вертолетов Doman
закончилась.
Модификации
: |
|
|
LZ-5 |
базовая версия вертолета. |
YH-31 |
вариант LZ-5 для Армейской авиации США. |
D-10B |
вариант
оснащенный двигателем с турбонаддувом Lycoming HIO-720-A1A для Канады. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
LZ-5 |
Диаметр несущего винта, м |
14.60 |
Диаметр рулевого винта, м |
11.60 |
Длина,м |
11.20 |
Высота ,м |
3.12 |
Ширина, м |
|
Масса, кг |
|
пустого |
1475 |
максимальная взлетная |
2359 |
Тип двигателя |
1 ПД Lycoming SO-580-A1 |
Мощность, л.с. |
1 х 400 |
Максимальная скорость, км/ч |
169 |
Крейсерская скорость, км/ч |
159 |
Практическая дальность, км |
392 |
Скороподъемность, м/мин |
396 |
Практический потолок, м |
3500 |
Статический потолок, м |
1200 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка: |
6 пассажиров или 4 носилов или до 1000 кг груза |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2020
|