Во время выпуска OH-6A для Армии США гражданским
заказчикам вертолет предлагался компанией "Hughes" под обозначением Hughes 500.
Базовая модель, Model 500, представляла собой не просто гражданский вариант
OH-6, это был вертолет "двойного назначения", и его с удовольствием брали в
эксплуатацию различные силовые ведомства. 500-я модель отличалась в основном
наличием более сильного ТВаД Allison 250-C18A мощностью 317 л. с., увеличенным
запасом топлива и обновленным интерьером салона. Для экспорта была создана
модель Model 500C.
Первым экспортным военным вариантом стал Model 500M Defender - первой в 1968
году его получила Колумбия. Данная модификация также строилась по лицензии
японской "Kawasaki" под обозначением OH-6J для Сухопутных сил самообороны
Японии, а также итальянской компанией "Nardi" - под обозначениями NH500M и
NH500MC (оптимизирована для больших высот и тропического климата). Испания
приобрела вертолеты модификации Model 500M/ASW с магнитометром и возможностью
применения противолодочных торпед.
Компания "Hughes" продолжала работы над машиной, вскоре был выпущен вариант,
прозванный "The Quiet One" и представлявший собой базовый OH-6A, оснащенный
пятилопастным несущим винтом, четырехлопастным рулевым винтом и двигателем с ЭВУ.
Скорость возросла на 37 км/ч, масса полезной нагрузки - на 272 кг, а результаты
испытаний показали, что уровень шумности машины был существенно ниже, чем у
предшественника (скорость вращения несущего винта была снижена и составила 67%
от показателя обычного несущего винта, использовавшегося ранее). Новую машину
показали в апреле 1971 года, а второй образец в 1982 году оснастили системой
снижения вибраций с автоматическим управлением. Позже второй ранний OH-6A был
переоборудован в вариант OH-6C с двигателем Allison 250-C20 повышенной до 400 л.
с. мощности, с модифицированным Т-образным хвостовым оперением и пятилопастным
несущим винтом. Вертолет развивал скорость 322 км/ч, но ни один из этих двух
вариантов в серию так и не пошел, хотя примененные в них системы и технологии
позже нашли воплощение в модификациях Model 500, 520 и 530.
Следующим базовым вариантом стал гражданский вертолет 500D, оснащенный
пятилопастным несущим винтом с меньшей скоростью вращения и Т-образным хвостовым
оперением. Японская "Kawasaki" выпускала данную модель по лицензии для
Сухопутных сил самообороны Японии под обозначением OH-6D. Вертолет также
строился по лицензии в Аргентине, Италии и Корее. На базе 500D были созданы
различные военизированные варианты вертолета, основным из которых стал 500MD
Defender с бронированием и ЭВУ. Военный вариант поставлялся в нескольких
модификациях, каждая имела собственное обозначение: 500D Scout Defender имел
возможность подвески пушечных контейнеров или блоков НАР; 500MD/ASW Defender
оснащался смонтированной в носовой части поисковой РЛС (смещена на левый борт),
буксируемым магнитометром и модифицированным шасси, позволявшим подвешивать
противолодочную торпеду; 500MD/TOW Defender - противотанковый вариант с ПТУР TOW
и смонтированным в носовой части прицелом; 500MD/MMS-TOW Defender - с тем же
комплексом ПТУР, но прицел смонтирован на втулке несущего винта; 500MD Quiet
Advanced Scout Defender - с тем же вооружением, но четырехлопастным малошумным
рулевым винтом.
В августе 1985 года обозначение вертолета с Model 500 было изменено на MD 500 -
в результате покупки вертолетного бизнеса компании "Hughes" корпорацией
"McDonnell Douglas". Спецназовские вертолеты состояли на вооружении 160-го
авиаполка специального назначения в Форт-Кэмпбелле - считается, что это были
машины, созданные на базе MD 500D и MD 500MD и оснащенные двигателями 250-C30,
как на модели MD 530F. Данные вертолеты имели обозначения EH-6E, MH-6E и AH-6F,
в дополнение к ним, как считается, поступили восемь MD 500E - их передали Армии
США в 1985 году. Вертолеты EH-6E (четыре новых, один позже переоборудован в
MH-6E) являлись машинами управления, радио- и радиотехнической разведки.
Вертолеты MH-6E (15 новых и еще один переоборудован из EH-6E) и AH-6F (девять
построены заново, один передан на испытания в ВВС США) создавались,
соответственно, на базе 500D и 500MD. AH-6F имел надвтулочный прицел и
возможность установки одноствольной 30-мм пушки M230 Chain Gun. Можно было
подвешивать и несколько управляемых ракет Stinger класса "воздух-воздух".
Вертолет Model 500MD Defender II представлял собой усовершенствованный вариант -
он был доступен во всех трех вышеуказанных специальных модификациях, но
отличался более малошумным четырехлопастным рулевым винтом с меньшей скоростью
вращения. Следующее поколение возглавил вариант Model 500E (позже MD 500E,
выпускался компанией "MD Helicopters"), отличавшийся измененной носовой частью
фюзеляжа, модифицированными концевыми шайбами хвостового оперения, более
вместительной кабиной и установкой двигателя Allison 250-C20B.
Специализированные военизированные модификации, созданные на базе данной модели,
получили обозначение 500MG (затем MD 500MG) Defender.
Конструкция.
Вертолет выполнен по одновинтовой схеме, с рулевым винтом одним ГТД и лыжным
шасси.
Фюзеляж типа полумонокок, каплеобразной формы, изготовлен из алюминиевых
сплавов. В передней части кабины расположены сиденья летчика и стрелка, или
наблюдателя, в задней части 2-4 сиденья для пассажиров. Возможна перевозка до 7
человек при установке 4 сидений в задней кабине или двух носилок по бокам
фюзеляжа (в санитарном варианте), а также перевозка грузов до 900кг. В задней
части кабины имеются 14 узлов крепления грузов, под задними сиденьями - багажный
отсек объемом 0.31м3. Кабина имеет по две двери с каждой стороны. Под полом
кабины в передней части расположен отсек радиоэлектронного оборудования, в
задней части - топливные баки. Хвостовое оперение вертолета Т-образное, с
вертикальными шайбами на концах стабилизатора, площадь киля 0.56м2; площадь
стабилизатора 0.61м2.
Несущий винт пятилопастный, с бесшарнирным креплением лопастей, на первых
вариантах четырехлопастный. Лопасти прямоугольной формы в плане,
цельнометаллические, клееные, с С-образным прессованным лонжероном из
алюминиевого сплава, крепятся к втулке с помощью пакета стальных лент. Профиль
лопасти NACA-0015, хорда лопасти 0.17м.
Рулевой винт диаметром 1.65м, двухлопастный, с общим косым горизонтальным
шарниром и общим торсионом, к которому крепятся лопасти. Лопасти прямоугольной
формы в плане, имеют стальной лонжерон и обшивку из стеклопластика. Для
уменьшения уровня шума может устанавливаться четырехлопастный рулевой винт с
меньшей скоростью вращения, лопасти которого расположены по Х-образной схеме.
Силовая установка состоит из одного двигателя Allison 250, размещенного под
углом 45° в хвостовой части фюзеляжа. Воздухозаборник расположен в передней
части обтекателя несущего винта. Вентилятор воздушной системы охлаждения
главного редуктора и двигателя крепится непосредственно к выходному валу
двигателя. Сухая масса двигателя 72кг, емкость маслобака 5.7л.
Трансмиссия состоит их двухступенчатого главного редуктора с косозубыми
коническими шестернями и редуктора рулевого винта. Составной вал привода
рулевого винта выполнен из алюминиевого сплава и работает на сверхкритических
оборотах. Предполагаемый межремонтный ресурс наиболее важных агрегатов 5000ч.
Передаточное отношение двигателя к несущему винту 12.6:1, к рулевому винту
1.36:1.
Шасси лыжное, из алюминиевого сплава, с обтекателями стоек и
масляно-пневматическими амортизаторами. Колея шасси 1.96м. Возможна установка
поплавков.
Топливная система включает два протектированных бака общей емкостью 240л,
расположенных под полом задней кабины. Возможна установка дополнительного
топливного бака емкостью 80л.
Электронное оборудование включает два связных приемопередатчика Бендикс/Кинг KY
195, навигационный связной приемопередатчик КХ 175, автоматический радиокомпас КХ 85 и приемоответчик КТ 76, две связные радиостанции Коллинз VNF-251 метрового
диапазона, навигационный связной приемопередатчик VNF-251/351 метрового
диапазона, навигационный индикатор IND-350, автоматический радиокомпас ADF-650 и
приемоответчик TDR-950; СПУ, шлемофоны, микрофоны и систему радиовещания.
В стандартное оборудование входят датчик внешней температуры, часы с
восьмидневным заводом, измеритель наработки двигателя в часах, пять комплектов
привязных наплечных ремней с инерционным замком, узлы крепления груза,
огнетушитель, аптечка, подножки для пассажиров, колеса для передвижения по
земле, розетка внешнего источника питания, посадочный огонь, АНО, проблесковые
огни.
По желанию заказчика устанавливается безосколочное стекло, система обогрева и
предотвращения запотевания стекол, радиоприемники и СПУ, гигроскопический
авиагоризонт и гирокомпас, указатель скороподъемности, двойное управление,
грузовой крюк, грузовые стеллажи, ПВД с системой обогрева, выдвигаемые колеса,
комплект носилок, аварийные наполняемые поплавки и прожектор.
Вооружение противотанкового варианта состоит из четырех ПТУР Хьюз "Toy" 2 в
контейнерах, которые подвешиваются на концах пилонов по бокам фюзеляжа. На этих
же пилонах могут подвешиваться четыре контейнера по 7 НАР калибром 70мм или два
- по 12 НАР, два контейнера с шестиствольными пулеметами М-134 калибром 7.62мм с
боезапасом 2000 патронов или пулеметами калибром 12.7мм.
Изучалась возможность установки на вертолете "Defender" системы HGS-30,
состоящей из пушки ХМ230 калибром 30мм с боезапасом 600 снарядов и коллиматорного прицела, разработанного для вертолета АН-64. Разрабатывается
прицел, устанавливаемый над втулкой несущего винта.
Велась разработка подфюзеляжной турели с пушкой калибром 25мм или пулеметом
калибром 7.62мм, обеспечивающей круговой обстрел по азимуту и углам возвышения
от +5° до -60° (система HGS-22).
У противолодочного варианта вертолета "Defender" (взлетной массой 1520кг)
вооружение состоит из двух противолодочных торпед Мк.46. На вертолете
установлена поисковая РЛС и буксируемый магнитометр ASQ-81.