MD 520N - многоцелевой вертолет, разработанный американской фирмой
McDonnell Douglas Helicopter. В 1975г. фирма Hughes, позднее вошедшая в
фирму McDonnell-Douglas, начала исследования системы NOTAR
(No Таil Rotor), предназначенной для использования
вместо рулевого винта, считая, что такая система
позволит устранить недостатки, присущие рулевым
винтам: расход мощности на привод рулевого винта,
дополнительный вес конструкции, высокий уровень
вибраций и шума, усложнение технического
обслуживания и опасность задевания рулевого
винта за препятствия, а также опасность для
обслуживающего персонала. Фирма предложила
осуществлять уравновешивание реактивного
крутящего момента и путевое управление,
обеспечиваемые обычно рулевыми винтами у
одновинтовых вертолетов, с помощью струйного
руля на конце хвостовой балки, к которому
подается воздух от вентилятора, приводимого
двигателем, и дополнительно с помощью
аэродинамической боковой силы, создаваемой с
помощью управления циркуляцией при обдувке
потоком от несущего винта хвостовой балки,
имеющей продольную щель, через которую
выдувается воздух, направляемый к струйному рулю
(использование эффекта Коанда).
В 1980г. фирма Hughes
получила контракт от министерства обороны на
разработку экспериментального вертолета с
системой NOTAR на базе серийного вертолета ОН-6А.
Первый полет экспериментального вертолета
состоялся 17 декабря 1981г. После продолжительных
летных испытаний вертолет в 1986г. был
модифицирован установкой более мощного ГТД и
изменением конструкции системы NOTAR и испытания
были продолжены до 1990г. Результаты этих
исследований и летных испытаний были
использованы для разработки семейства
вертолетов с системой NOTAR, являющихся развитием
вертолета MD 500.
Конструкция.
Вертолет одновинтовой схемы, с системой NOTAR вместо рулевого винта, одним ГТД и
лыжным шасси. Фюзеляж такой же конструкции, как у вертолета MD 500E, с общей кабиной, в
которой может (вместе с летчиком) разместиться до 7 человек или грузы массой до
900кг. Доступ в кабину осуществляется через 4 двери, по две с каждой стороны.
Возможна перевозка грузов массой 1027кг на внешней подвеске под фюзеляжем.
Вертолеты MD 630N и MD 600N отличаются увеличенными размерами кабины за счет
дополнительной секции с двумя дверями с каждой стороны, что позволило увеличить
длину пола кабины до 1.8м, а длину дверного проема до 1.6м, обеспечивая
транспортировку крупногабаритных грузов массой до 1250кг в кабине. Максимальная
масса груза, перевозимого на внешней подвеске, возросла до 1360кг. Хвостовая балка цилиндрическая, выполнена из КМ на основе графита; на конце
хвостовой балки размещается поворачивающий струйный руль с соплом, а сверху
установлен цельнометаллический стабилизатор размахом 2м с двумя концевыми
шайбами. Шасси лыжное, с увеличенной длиной стоек, на которых установлены подножки; колея
шасси 1.9м. Возможна установка надувных баллонов. Несущий винт с бесшарнирным креплением лопастей, пятилопастный у вертолетов MD
520N и шестилопастный у MD 600N. Лопасти прямоугольной формы в плане, имеют
такую же конструкцию, как на вертолетах MD 500, и ресурс до капитального ремонта
3000ч. Скорость вращения несущего винта 477 об/мин, окружная скорость лопастей —
около 208м/с, обеспечивает уменьшенный уровень шума. Система NOTAR состоит из поворачивающегося струйного руля с решетчатым соплом,
установленного на конце хвостовой балки. К струйному рулю по каналу внутри
хвостовой балки подается воздух, нагнетаемый одноступенчатым вентилятором,
приводимым от главного редуктора. Скорость вращения вентилятора 5388 об/мин.
Струйный руль может поворачиваться, обеспечивая уровновешивание реактивного
шутящего момента несущего винта и путевое управление, а также продольное
управление. Кроме того, в хвостовой балке имеются продольные щели, через которые
выдувается часть воздуха, нагнетаемого вентилятором. Отбрасываемый несущим
винтом поток воздуха обдувает хвостовую балку, и взаимодействует с вытекающим
через щели воздухом благодаря известному эффекту Коанда, создавая боковую
аэродинамическую силу на поверхности хвостовой балки, также способствующую
уровновешиванию реактивного крутящего момента и уменьшающую общий расход
мощности на уравновешивание реактивного крутящего момента. Система NOTAR прошла
длительные испытания на экспериментальных и опытных вертолетах,
продемонстрировав высокую надежность и низкий уровень шума. Силовая установка состоит из одного ГТД Allison 250 C20R взлетной мощностью
336кВт на вертолете MD 520N и одного ГТД Allison 250 С47 взлетной мощностью
589кВт на MD 630N и MD 600N, установленного в фюзеляже. Воздухозаборник
двигателя размещен в обтекателе за валом несущего винта и закрыт сеткой, а сопло
— в хвостовой части фюзеляжа под хвостовой балкой. Трансмиссия ограничивает передаваемую от ГТД мощность до 317кВт на MD 520N и
447кВт на MD 630N и MD 600N. Топливная система такая же, как на вертолете MD 500N; запас топлива 454л; с
топливным баком под полом кабины. Система управления механическая без бустеров, ручка циклического шага
обеспечивает продольное и поперечное управление несущим винтом, педали — путевое
управление, осуществляемое с помощью управляемых лопаток струйного руля, кроме
того, с педалями связано отклонение левой концевой шайбы на стабилизаторы для
повышения эффективности путевого управления на режимах самовращения несущего
винта и при скоростях полета выше 37км/ч. Правая концевая шайба управляется
независимо от демпфера рыскания.
Модификации
: |
|
|
MD 520N |
легкий
многоцелевой пятиместный вертолет. Первый опытный вертолет совершил
первый полет 1 мая 1990г, первый серийный 28 июня 1991г,
предназначен для гражданского применения. Построено более 70
вертолетов, гражданских и военных, эксплуатирующихся в 24 странах.
|
MD 530N Defender |
военный
вариант вертолета, может нести различное вооружение из ПТУР и НАР;
оснащается прицельным оборудованием.
|
MD 530F |
экспериментальный
вертолет для демонстрации новых технических решений, предложенных
для усовершенствованных вертолетов MD 630N, MD 600N.
|
MD 630N, MD 600N |
усовершенствованные
вертолеты с увеличенной кабиной и шестилопастным несущим винтом.
|
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
MD 520N |
Диаметр главного винта, м |
8.33 |
Длина,м |
7.77 |
Высота ,м |
3.01 |
Ширина, м |
1.92 |
Масса, кг |
|
пустого |
719 |
максимальная взлетная |
1746 |
Внутренние топливо, кг |
183 |
Тип двигателя |
1 ГТД Rolls-Royce (Allison) C250-C20R-2 |
Мощность, кВт |
|
взлетная |
1
х 317 |
маршрутная |
1
х 280 |
Максимальная скорость, км/ч |
280 |
Крейсерская скорость, км/ч |
249 |
Дальность действия, км |
489 |
Продолжительность полета, ч.мин |
2.24 |
Скороподъемность, м/мин |
564 |
Практический потолок, м |
4320 |
Статический потолок, м |
2835 |
Экипаж, чел |
1 |
Полезная нагрузка: |
4 пассажиров или 800 кг груза в кабине или 1004 кг на подвеске |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2013
|