MH-60G Pave Hawk - многоцелевой вертолет для сил специальных операций
(ССО), созданный
американской фирмой Sikorsky Aircraft (теперь часть United
Technologies Corporation) на базе многоцелевого вертолета UH-60
Black Hawk . Вертолеты MH-60G "Пэйв Хок" в силах специальных операций в шутку называют "командой спасения 911". Вертолет располагает БРЭО, имеющим примерно те же возможности, что и аппаратура
МН-53, но "Пэйв Хок" меньше по размерам. Один С-5 может перевозить до пяти вертолетов MH-60G, причем вертолеты готовы к выполнению задания уже через 30 минут после их выгрузки из чрева "Гэлэкси",
в то время как на приведение после воздушной перевозки в нормальное состояние МН-53 требуется от 6 до 12 часов.
История появления вертолета "Пэйв Хок" в силах специальных операций ВВС сходна с историей MH-53J. Первоначально ВВС заказали фирме Сикорский поисково-спасательный вариант вертолета S-70,
предназначенный для замены НН-3. Разработанный HH-60D показался заказчику чересчур сложным и дорогим, более простой НН-60Е -тоже. Их разработку прекратили в 1984 г. На вооружение был принят более
простой НН-60А. Опытный НН-60А совершил первый полет в феврале 1984 г. Девятнадцать машин было переоборудовано из транспортных UH-60A путем установки систем дозаправки в воздухе, систем
стабилизации на режиме висения и дополнительных топливных баков в грузовой кабине. Приборное оборудование кабин совместили с очками ночного видения. Вертолеты НН-60 поступили на вооружение 55-й
поисково-спасательной эскадрильи в 1982-83 г.г.
После передачи эскадрильи командованию сил специального назначения ВВС было принято решение еще раз модернизировать вертолеты в вариант MH-60G. В конечном итоге в MH-60G доработали десять
вертолетов, а девять - в более дешевый HH-60G. На обоих вариантах установлены РЛС с цветным индикатором изображения Бендикс-Кинг 1400С, допплеровская РЛС AN/ ASN-137, приемник спутниковой
навигационной системы (может работать в режиме картографирования земной поверхности, радиомаяка и как метеоРЛС), инерциальная навигационная система Кэроусел IVE, радионавигационная система ТА CAN,
индикатор движущейся карты местности Телдикс KG-10-20 и различная радиосвязная аппаратура, включающая радиостанции с кодированными каналами связи, в том числе и через спутник. Наиболее важные
блоки БРЭО оснащены самоликвидаторами. На вертолетах MH-60G установлены еще ИК система обзора передней полусферы Хьюз AN/ AAQ-16, в состав оборудования введены нашлемные дисплеи, а весь комплекс
завязан в единое целое интерфейсом MilStd 1553B. Вертолет вооружен двумя пулеметами М134 калибра 7,62 мм, установленных на шкворневых турелях в боковых проемах сдвижных дверей, предусмотрена
возможность замены пулеметов винтовочного калибра крупнокалиберными. На четырех узлах подвески можно разместить два блока НАР с 19-ю ракетами каждый, два контейнера с 20-мм
пушками или два контейнера с пулеметами калибра 12,7 мм. Первый MH-60G передан 55-й эскадрильи в начале 1987 г.
Обычно MH-60G используется для перевозки небольших разведывательно-диверсионных групп численностью три-четыре человека, но при необходимости может транспортировать до 10 полностью экипированных
солдат.
На вооружении 55-й эскадрильи специального назначения находятся все десять вертолетов MH-60G "Пэйв Хоук", четыре вертолета поддерживаются в полной готовности к немедленной переброски в любую точку
земного шара на военно-транспортном самолете С-5 "Гэлэкси". Возможности "эскадрильи быстрого реагирования" были продемонстрированы в 1989 г., когда четыре "Пэйв Хоука" оказались в Эфиопии спустя
14 часов после получения приказа. MH-60G принимали участие в боевых действиях в Персидском заливе 1990-91 г. и на территории бывшей Югославии.
Семь вертолетов HH-60G (иногда их обозначают и MH-60G, однако эти вертолеты не имеют И К системы обзора передней полусферы) находятся на вооружении 512 учебно-тренировочной эскадрильи специального
назначения.
МН-60К является армейским аналогом "Пэйв Хока". Опытный вертолет совершил первый полет в августе 1990 г., поставки начались в июне 1992
г. На вооружении 160-го полка состоит 23 вертолета МН-60К. Всего заказано 98 вертолетов МН-60К. Вертолеты МН-
60К заменяют машины аналогичного назначения МН-60А
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
MH-60G |
Диаметр главного винта, м |
14.10 |
Диаметр хвостового винта, м |
3.35 |
Длина с учетом винта, м |
17.10 |
Высота ,м |
4.40 |
Масса, кг |
|
пустого |
5100 |
максимальная взлетная |
9900 |
Тип двигателя |
2 ГТД General Electric T700-GE-01C |
Мощность, л.с. |
2 х 1630 |
Максимальная скорость, км/ч |
294 |
Практическая дальность, км |
825 |
Скороподъемность, м/мин |
250 |
Практический потолок, м |
5790 |
Статический потолок, м |
2895 |
Экипаж, чел |
4 |
Полезная нагрузка: |
10 солдат или 6 носилок или или 3600 кг груза на подвеске |
Вооружение: |
два 7.62-мм пулемета |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2004
|