В 1966 г. одна серийная "десятка" была переоборудована в опытный вертолет радиоразведки (пеленгатор) Ми-10ГР
"Гребешок". Он предназначался для определения местоположения передающих
радиостанций, для чего оснащался специальным подвесным контейнером с опускаемыми
антеннами.
В 1970 г. завершилось создание вертолета-постановщика помех Ми-10ПП.
Он предназначался для обеспечения боевых действий фронтовой авиации путем
создания помех наземным РЛС противника. Машина оснащалась подвешенным на
гидрозахватах контейнером СТ-9000 "Степь" массой 7125 кг. Внутри него находились
три помеховые станции "Букет", которые воздействовали на РЛС обнаружения и
наведения ракет, вызывая засветку индикаторов, и восемь ответно-передающих
станций "Фасоль" для создания имитационных помех (при их работе в режиме "увода"
на экране у оператора РЛС появлялось сразу несколько ложных меток). В грузовой
кабине вертолета были созданы рабочие места операторов РЭБ, а также установлена
система энергоснабжения аппаратуры, размещавшейся в контейнере. В 1970-80 гг. на
Ростовском и Конотопском авиаремонтных заводах в постановщики помех
переоборудовали большинство военных "десяток". Стоил модернизированный вертолет
7 млн. рублей - почти в 6 раз дороже исходного варианта.
В 1970-е гг. для вертолета нашлось достойное занятие - он освоил очень важную
специальность постановщика радиопомех. Начинка контейнера "Степь" включала
типовые советские авиационные станции РЭБ, которые хоть и отличались капризным
нравом, но при высоком уровне подготовки наземного и летного персонала позволяли
эффективно решать поставленные задачи.
Постепенно транспортные машины стали отправлять в
Ростов и Конотоп, откуда они возвращались в войска уже в новом качестве и с
новым обозначением Ми-10ПП. При этом вертолеты часто меняли прописку. Так,
единственная "десятка" 51-го ОГВП после переоборудования в Конотопе оказалась не
в Александрии, а в далеком Нерчинском 112-м полку. По свидетельству бывшего
командира этой части п-ка В. К. Авдиенко, в состав одной эскадрильи входил отряд
Ми-10ПП. Боевой подготовкой по профилю руководил зам. комполка по РЭБ. Вертолеты
возили контейнеры, подвешиваемые непосредственно на гидрозахватах. Комплект
платформ сохранялся, и при необходимости постановщики помех использовались для
транспортных перевозок. Весной 1983 г. в 112-й ОВП из Конотопа должен был
прибыть очередной Ми-10ПП (No.8680603К), но 16 мая при перелете он потерпел
аварию. Машиной управлял экипаж ст. л-та А. А. Ильчука. Во время прохождения
участка маршрута Орел-Кустанай загорелась лампочка системы сигнализации о пожаре одного двигателя и сработала система пожаротушения. Действуя согласно
инструкции, командир принял решение совершить вынужденную посадку на местности.
Во время пробега вертолет опрокинулся, произошел срез вала редуктора, а все еще
работающий двигатель выключила СЗТВ. Экипаж не пострадал, но
вертолет был разбит. Позднее 112-й ОВП получил сверх штата не менее двух
Ми-10ПП.
Помимо Нерчинска, Ми-10ПП эксплуатировались в
Брандисе, Кобрине, а также в 825-м ОВП, который был переброшен из Средне-Белой
на расположенный недалеко от Хабаровска аэродром Гаров-ка-2. По воспоминаниям
служившего на той же авиабазе. А. В. Рыбалка, к середине 1980-х гг. в состав
825-го полка входила эскадрилья постановщиков помех, в которой сосредоточили
вертолеты, ранее состоявшие на вооружении частей, расположенных в западных
округах и группах войск. Очевидно, к тому времени на китайской границе собрали
все боеспособные Ми-10ПП.
По имеющимся сведениям, эксплуатировались
"десятки" в ВВС до 1989 г., после чего стали списываться и поступать на
разделку. При этом их отдельные агрегаты и системы находили применение в
качестве запчастей для другой техники. Так, спецконтейнеры 112-го ОВП были
переданы в 36-й ОСАП ("придворный" полк читинской 23-й ВА), где их начинка
использовалась для поддержания в исправности аппаратуры РЭБ самолетов Ан-12ПП.
Два "длинноногих" Ми-10 попали в экспозиции музеев в Монино и Торжке, а один был
установлен на постамент в Гаровке.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ми-10ПП |
Диаметр главного винта, м |
35.00 |
Диаметр хвостового винта, м |
6.30 |
Длина,м |
32.86 |
Высота ,м |
7.80 |
Масса, кг |
|
пустого |
22400 |
максимальная взлетная |
39800 |
Тип двигателя |
2 ГТД Авиадвигатель (Соловьев) Д-25В |
Мощность, кВт |
2 х 4045 |
Максимальная скорость, км/ч |
205 |
Практическая дальность, км |
600 |
Практический потолок, м |
3000 |
Статический потолок, м |
2200 |
Экипаж, чел |
4 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2020
|