Еще одним направлением в конверсии Ми-14 стало создание его противопожарных вариантов. Первый такой
вертолет, получивший обозначение Ми-14 ПЖ «Элиминатор», разработала в 1993 г. германо-российская фирма «Аэротек» при участии МВЗ. При
переоборудовании использовали тральщик, на котором вместо военного оборудования установили бак емкостью 4000 л и систему забора воды, позволявшую
производить заправку на висении из источника глубиной не менее 0,3 м и заполнять бак за 1,5-2 мин. Сброс воды предусмотрен в двух вариантах: в ударном
(залповом) он происходит не более чем за 3 с, в управляемом - за 15 с. Вертолет может применяться днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, с
неподготовленных площадок, в т.ч. высокогорных (до высоты 2000 м над уровнем моря). В 1994-96 гг. из Ми-14БТ и ПЛ было переделано 9 вертолетов. Ми-14ПЖ
применяли для борьбы с пожарами в Испании и Португалии.
Свой вариант Ми-14ПЖ разработала украинская компания «Пассат» (главный конструктор - С.К.Ткачиборода).
Характеристики машины и ее пожарного оборудования схожи с вышеописанным аналогом, например, используется бак для воды такой же емкости, однако вместо
мотопомп для забора воды применены вакуумные электронасосы. В качестве базы использовался Ми-14БТ, который переделали на Севастопольском авиаремонтном
заводе Минобороны Украины. С вертолета сняли военные системы, при этом зашили место установки обтекателя антенны РЛС в носовой части лодки. На борту
разместили метеорадар «Контур», а также радиосвязное оборудование для полетов по международным трассам.
В декабре 1999 г. на базе Государственного авиационного научно-испытательного центра ВС Украины
(преобразовано из 3-го управления ГК НИИ ВВС) прошли Госиспытания вертолета. Их проводила бригада испытателей, среди которых были ведущий инженер
В.А.Дмитриев; летчики Ю.М.Тишков, С.М.Тишков, Ю.А.Гладкий, А.В.Лихота; штурман И.В.Плахотнйк и бортинженер Н.А.Второв. Машина получила положительное
заключение и рекомендацию для выпуска установочной серии. Летом 2000 г. вертолет впервые применили для тушения лесного пожара в районе Ялты. Пилотировал
его С.М.Тишков. В декабре того же года Департамент авиатранспорта Украины выдал Ми-14ПЖ свой сертификат. Фирма «Пассат» и Севастопольский АРЗ
переоборудовали второй такой вертолет, который прошел испытания в 2003 г.
Начиная с 2001 г., первый разработанный «Пассатом» Ми-14ПЖ эксплуатируется украинской авиакомпанией
«Велес». Летние сезоны 2001 и 2002 гг. вертолет провел в Турции, а 2003 г. - в Греции, где принял участие в тушении лесных пожаров. На нем работали
несколько экипажей во главе с А.И.Цибульняком, В.Ю.Захаровым, В.А.Богомоловым, В.М.Крыловым. Летать пришлось в жару, когда столбик термометра показывал
в тени +40°С, что не позволяло поднимать более 3 т воды. Ее забор часто производили из соленых водоемов, при этом висевший в трех метрах от поверхности
вертолет находился в плотном облаке водяной пыли. Однако, несмотря на сложные условия эксплуатации, машина, в целом, зарекомендовала себя очень хорошо и
продемонстрировала высокую эффективность тушения.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ми-14ПЖ |
Диаметр несущего винта, м |
21.29 |
Диаметр рулевого винта, м |
3.91 |
Длина,м |
18.38 |
Высота ,м |
6.93 |
Масса, кг |
|
пустого |
8900 |
максимальная взлетная |
13600 |
максимальная взлетная |
14000 |
Внутренние топливо, л |
3795 |
Тип двигателя |
2 ГТД Климов ТВ3-117М |
Мощность, л.с. |
2 х 1950 |
Максимальная скорость, км/ч |
230 |
Крейсерская скорость, км/ч |
210 |
Практическая дальность, км |
1200 |
Практический потолок, м |
4000 |
Статический потолок, м |
1600 |
Экипаж, чел |
4 |
Полезная нагрузка: |
до 24 пассажиров или 3000 кг груза |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2004
|