Российские вертолеты семейства Ми-8 (Ми-17) по праву считаются одними из
самых распространенных и популярных во всем мире. Несмотря на то, что в
следующем году будет отмечаться уже 50-летие с момента выпуска первого серийного
Ми-8, такие машины, в их современных модификациях Ми-17В-1, Ми-17-В5, Ми-171 (Е,
А1, Ш) и Ми-172, продолжают пользоваться большим спросом на мировом рынке, а в
вариантах Ми-8МТВ и Ми-8АМТ (АМТШ) активно закупаются и отечественными
заказчиками. Достаточно сказать, что в одном только 2013 г. двумя предприятиями
холдинга "Вертолеты России" - Казанским вертолетным заводом и Улан-Удэнским
авиационным заводом - было изготовлено и поставлено заказчикам около двух сотен
новых вертолетов этого семейства. Всего же на сегодня заводами в Казани и
Улан-Удэ выпущено более 12 тыс. вертолетов Ми-8 (Ми-17) всех модификаций, что
является своеобразным мировым рекордом для двухдвигательных вертолетов. Такие
машины сегодня несут службу более чем в сотне стран на всех континентах, а их
суммарный налет превысил уже 100 млн часов.
Имеющийся у "Вертолетов России" портфель заказов на новые Ми-8 (Ми-17) и
маркетинговые исследования специалистов холдинга показывают, что эти вертолеты
будут оставаться востребованными рынком еще немало лет, но для повышения их
конкурентоспособности на фоне разработки западными конкурентами более
современных моделей и сохранения доли рынка несколько лет назад было принято
решение о реализации программы глубокой модернизации вертолета, благодаря
которой не только улучшатся летно-технические характеристики, но и существенно
повысятся его эксплуатационные параметры. Модернизированный вертолет получил
название Ми-171А2.
Программа глубокой модернизации вертолета Ми-8 (Ми-171), получившая
первоначально обозначение Ми-171М, была утверждена руководством холдинга
"Вертолеты России" в марте 2011 г. Разработка новой машины велась на базе
выпускаемого Улан-Удэнским авиационным заводом среднего многоцелевого
транспортно-пассажирского вертолета Ми-171А1, сертифицированного Авиарегистром
Межгосударственного авиационного комитета и авиационными властями Бразилии,
поэтому модернизированный вертолет получил название Ми-171А2. Основными целями
программы модернизации стали значительное улучшение технико-эксплуатационных
характеристик вертолета, снижение стоимости его обслуживания и летного часа.
Предполагается, что в перспективе Ми-171А2 станет основной серийной коммерческой
моделью популярнейшего семейства вертолетов.
Модернизация велась сразу по нескольким направлениям. В первую очередь, это
применение новой силовой установки, несущей системы и трансмиссии. На Ми-171А2
найдут применение новые турбовальные двигатели ВК-2500ПС-03 разработки и
производства компании "Климов" (предприятие Объединенной двигателестроительной
корпорации - как и "Вертолеты России", дочернего предприятия ОАО "ОПК "Оборонпром"
корпорации "Ростех"). Особенностью двигателей является введение чрезвычайных
режимов работы с мощностью 2400 л.с. в течение 30 мин и 2700 л.с. в течение 2,5
мин при одновременном улучшении ресурсных показателей.
Новая несущая система Ми-171А2 состоит из модернизированного несущего винта с
лопастями из композиционных материалов, модернизированными втулкой и автоматом
перекоса. На вертолете применяется усиленная трансмиссия и Х-образный рулевой
винт. Все эти нововведения позволяют поднять крейсерскую и максимальную скорость
полета вертолета, улучшить его эксплуатационную технологичность и сроки службы
агрегатов. Кроме того, на Ми-171А2 предусмотрено применение современной
вспомогательной силовой установки типа Safir 5K/G.
Другое важнейшее направление модернизации - радикальное обновление бортового
оборудования вертолета. Ми-171А2 будет комплектоваться современным комплексом
бортового оборудования КБО-17, разработанным Ульяновским КБ приборостроения в
кооперации с другими предприятиями Концерн "Радиоэлектронные технологии" (входит
в госкорпорацию "Ростех"). Это позволит расширить сферу применения вертолета при
выполнении регулярных пассажирских перевозок по воздушным трассам и местным
воздушным линиям с обеспечением стандартных процедур прилета-вылета из
аэропортов, а также выполнения современных и перспективных требований
вертикального и бокового эшелонирования, обеспечит выполнение авиационных работ,
в т.ч. в режимах висения и полета по специальным траекториям, а за счет
оптимального навигационного расчета и выдерживания плана полета позволит достичь
снижения расхода топлива. Применение КБО-17 обеспечит также снижение стоимости
летного часа за счет сокращения экипажа вертолета с трех до двух человек,
снижения массы бортового оборудования, упрощения предполетных и послеполетных
проверок оборудования и повышения эффективности выявления неисправностей
оборудования, благодаря включению в состав КБО-17 системы управления
общевертолетным оборудованием СУОВО-В1 и комплексной системы электронной
индикации и сигнализации КСЭИС-В1.
Наконец, большие изменения произойдут в системе эксплуатации машины. Планируется
существенно увеличить назначенный и межремонтный ресурсы вертолета и его
основных систем, а в перспективе перейти на эксплуатацию по техническому
состоянию.
Максимальные взлетная и посадочная массы Ми-171А2 составляют 13 000 кг, а с
грузом на внешней подвеске - 13 500 кг. Масса груза, перевозимого внутри кабины
- 4000 кг, на внешней подвеске - 5000 кг. В пассажирском варианте Ми-171А2 может
оснащаться 26 стандартными или 18 энергопоглощающими креслами.
Максимальная скорость полета Ми-171А2 возрастет с 250 до 280 км/ч, крейсерская -
с 230 до 260 км/ч, а дальность полета с основными баками - с 715 до 850 км.
Значительно улучшится устойчивость путевого управления, увеличится допустимая
скорость бокового ветра, при котором возможно висение вертолета. Вертолет сможет
эксплуатироваться в диапазоне температур от -50 до +50°С во всех климатических
зонах.
Опытные работы в рамках программы модернизации Ми-171А2 проводятся на трех
машинах - летающей лаборатории на базе Ми-171 и двух прототипах Ми-171А2 - ОП-1
и ОП-2. Летные испытания летающей лаборатории, оснащенной новой несущей системой
с модернизированным несущим винтом с лопастями из композиционных материалов,
модернизированной втулкой, усиленной трансмиссией и Х-образным рулевым винтом,
начались на летно-испытательной базе Национального центра вертолетостроения в
подмосковном Томилино осенью 2012 г. В ходе испытаний были продемонстрированы
снижение вибраций несущего винта и увеличение его тяги на 700 кгс с
одновременным повышением стабильности вертолета в путевом канале управления за
счет использования нового Х-образного рулевого винта. На испытаниях летающей
лаборатории была достигнута максимальная скорость полета 300 км/ч (у серийного
Ми-171 она составляет 250 км/ч).
В начале 2012 г. в опытном производстве Национального центра вертолетостроения
на базе полученного с Улан-Удэнского авиационного завода фюзеляжа приступили к
постройке первого опытного образца Ми-171А2 (ОП-1). Его публичный дебют
состоялся в конце августе 2013 г. на авиасалоне МАКС-2013 в Жуковском. Сейчас
эта машина используется для разнообразных наземных испытаний комплекса бортового
оборудования КБО-17 (Ульяновским КБ приборостроения к середине прошлого года
были изготовлены четыре опытных образца комплекса КБО-17-1 - для проведения
предварительных испытаний, комплексного полунатурного стенда и комплектации двух
опытных вертолетов Ми-171А2).
На базе еще одного полученного с УУАЗ фюзеляжа в Томилино в настоящее время
завершается сборка второго опытного экземпляра Ми-171А2 - ОП-2.
Летные испытания вертолета Ми-171А2, в которых были задействованы четыре опытных
образца, начались в 2014 году. Еще два опытных
образца были задействованы в статических испытаниях. Первый
полет ОП-1 состоялся 25 ноября 2014 года. С начала 2017 года на вертолете
Ми-171А2 выполнено более 200 полетов.
17 августа 2017 года АО "Вертолеты России" (входит в госкорпорацию Ростех)
сообщило, что получило от Федерального агентства воздушного транспорта РФ (Росавиация)
сертификат типа на средний многоцелевой вертолет Ми-171А2 в конвертируемом
варианте. Получение документа открывает возможность начала поставок машины
коммерческим заказчикам.
Сертификат типа воздушного судна удостоверяет, что Ми-171А2, разработанный на
Московском вертолетном заводе им. Миля, может безопасно перевозить пассажиров и
грузы днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях, в том числе над водными
акваториями, по правилам как визуальных, так и приборных полетов. Кроме того,
документ подтверждает возможность эксплуатации вертолета на международных
воздушных трассах. Сертификация открывает путь к серийному производству Ми-171А2
и поставкам этих вертолетов коммерческим заказчикам.
Ми-171А2 сертифицирован по категории "А", предусматривающей выполнение самых
жестких требований безопасности полетов, предъявляемых к гражданским вертолетам.
В частности, одним из требований является возможность продолжать взлет с
максимальной взлетной массой при отказе одного двигателя.
В 2017 году холдинг "Вертолеты России" объявил о начале
производства многоцелевого вертолета Ми-171А2. Вертолет Ми-171А2 отличает
широкий спектр выполняемых задач: он может выпускаться в транспортной,
пассажирской, противопожарной, поисково-спасательной, медико-эвакуационной и
VIP-конфигурациях. По мнению специалистов, машина обладает огромным потенциалом,
как на российском рынке, так и за рубежом.
Первым эксплуатантом Ми-171А2 на отечественном рынке стал один
из крупнейших операторов вертолетной техники в России – "ЮТэйр". В рамках
авиасалона МАКС-2017 холдинг "Вертолеты России" и авиакомпания подписали
соглашение о передаче двух вертолетов Ми-171А2 в опытную эксплуатацию.
Кроме того, ожидается, что новая модель найдет применение и на
зарубежных рынках, в первую очередь на традиционных для холдинга – в странах
СНГ, государствах Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и Латинской Америки.
На международном авиасалоне Dubai Airshow 2017 холдинг
"Вертолеты России" заключил первый экспортный контракт на Ми-171А2. Зарубежным
эксплуатантом новой машины станет индийская Vectra Group. Согласно условиям
контракта, Ми-171А2 будет передан индийским заказчикам в 2018 году.