Вертолет Ми-34 начал
разрабатываться в качестве легкого учебно-спортивного вертолета для замены
использовавшихся для этих целей вертолетов Ми-1 и Ми-2. В качестве силовой
установки на вертолете первоначально было решено использовать имеющийся
поршневой двигатель М-14В-26 конструкции И.М. Веденеева взлетной мощностью
242кВт, применяющийся на вертолетах Ка-26, учитывая также то, что двигатели М-14
широко применяются на использующихся в ДОСААФ спортивных самолетах.
Использование при разработке Ми-34 последних технических достижений, новых
материалов в конструкции фюзеляжа, несущего винта и трансмиссии, а также более
простых конструктивных решений, например лыжного шасси, позволило получить
простой по конструкции и удобный в эксплуатации вертолет с высокими летными
характеристиками. При проектировании вертолета были заложены высокие, расчетные
перегрузки - от 2.5g до -0.5g, что обеспечивало выполнение сложных фигур высшего
пилотажа и позволяло использовать вертолет для выполнения спортивных упражнений
по программам международных соревнований, включая полеты на точность
пилотирования и навигации и вертолетный слалом.
Первый опытный вертолет Ми-34 совершил первый полет в ноябре
1986 года (летчик-испытатель Б.В. Савинов, позже погиб при испытаниях вертолета
Ми-34), во время испытаний на вертолете Ми-34 было продемонстрировано выполнение
таких фигур высшего пилотажа, как "бочка" и "петля Нестерова", впервые для наших
вертолетов. В 1987 году была завершена постройка второго опытного вертолета; в
1987 году вертолет Ми-34 впервые был показан на Парижском авиационно-космическом
салоне, а затем на многих других международных выставках, демонстрируя высокие
летные характеристики.
В процессе разработки вертолета Ми-34 были расширены
возможности его использования как многоцелевого вертолета для пассажирских и
грузовых перевозок, а также в качестве связного и патрульного вертолета.
Начато производство вертолетов малой серией на Арсеньевском
авиационном заводе с последующей их доводкой на МВЗ. В начале 2010-х годов начата разработка современных модификация вертолета Ми-34С1 и Ми-34C2.
Прототипом винтокрылой машины стал легкий 4-местный вертолет Ми-34С, разработанный и запущенный в производство в 1993 году вертолет. Однако в то время
недостаточное финансирование программы не дало возможности дальнейшего развития и массового производства крылатой машины. На сегодняшний день ситуация в корне
изменилась, и в России готовы вкладывать в развитие своего парка вертолетов бизнес-класса.
Передняя часть фюзеляжа винтокрылой машины выполнена с использованием композитных материалов. Для создания
интерьера вертолета приглашена российская компания "Аэротакси-Сервис", которая обладает богатым опытом и возможностями для удовлетворения различных
требований заказчиков.
Модернизированный вертолет Ми-34С1 оснащен поршневым двигателем М9ФВ повышенной мощности Воронежского
механического завода. Мощность силового агрегата составляет 365 л.с. и позволяет развивать максимальную скорость 215 км/ч. В крейсерском режиме работы
двигателя вертолет совершает полет со скоростью 195 км/ч. Дальность полета вертолета равна 610 км. В процессе своей эксплуатации двигатель может
эксплуатировать как авиабензин и масло, так и автомобильные бензины и масла.
Однако альтернативным вариантом поршневому российскому двигателю может служить французский газотурбинный
агрегат, который заметно может увеличить энерговооруженность винтокрылой машины. Данная модификация будет иметь наименование Ми-34C2 "Сапсан" с
двигателем Arrius 2F компании Turbomeca мощностью 504 л. с. Он обеспечит максимальную скорость полета вертолета равной 265 км/ч и нормальную дальность
полета 850 км. При этом крейсерская скорость будет достигать показателя 220 км/ч.
Компания-разработчик не исключает возможность установки на вертолете в качестве маршевого двигателя
турбовального мотора украинского производства АИ-450 , который по данным изготовителя ГП «Ивченко-Прогресс» обладает мощностью на взлетном режиме от 456
до 550 л.с.
Первый экземпляр Ми-34С1 дебютировал Международном авиа-шоу МАКС-2011, а серийное производство вертолета
планируется запустить в 2012 году Арсеньевской авиационной компанией Прогресс. Ожидаемая стоимость версии Ми-34C1 будет около $1 млн.
Конструкция.
Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом, с
одним ПД (или двумя РПД) и лыжным шасси.
Фюзеляж каркасной конструкции из алюминиевых сплавов с
широким применением КМ плавно переходит в коническую хвостовую балку с кожухом
сверху для вала рулевого винта, с левой стороны на конце хвостовой балки
установлено стреловидное вертикальное оперение с Т-образно расположенным
горизонтальным оперением прямоугольной формы в плане.
В кабине с большой площадью остекления спереди размещаются
сиденья для летчиков с двойным управлением, за ними общее сиденье для двух
пассажиров, при одном летчике в кабине размещаются три пассажира. По бокам
кабины имеются по две двери.
Шасси неубирающееся, лыжное, на нижнем конце вертикального
оперения имеется предохранительная опора. Колея лыж шасси 2.06м.
Несущий винт четырехлопастный, с упругим креплением лопастей.
Втулка имеет горизонтальные и осевые шарниры и упругие элементы, обеспечивающие
перемещение лопастей в плоскости вращения. Лопасти прямоугольной формы в плане,
изготовлены из стеклопластика, усиленного волокнами углерода; хорда лопасти
0.22м, профиль NACA 230.
Рулевой винт диаметром 1.98м, двухлопастный, толкающий, с
общим горизонтальным шарниром. Лопасти прямоугольной формы в плане, с хордой
0.1м, изготовлены из стеклопластика.
Силовая установка вертолета Ми-34 состоит из одного
звездообразного девятицилиндрового поршневого двигателя воздушного охлаждения
М-14Б-26, установленного в центральной части фюзеляжа, снабженного вентилятором
и редуктором. Двигатель обладает хорошей приемистостью и невосприимчивостью к
попаданию выхлопных газов в воздухозаборник, что очень важно при выполнении
фигур высшего пилотажа.
Топливная система включает один легкий бак емкостью 160л в
центральной части фюзеляжа под двигателем и рассчитана на работу при полете в
перевернутом положении.
Система управления вертолетом механическая, управление в
кабине двойное, органы управления для левого летчика могут быть удалены.
Оборудование состоит из УКВ-радиостанции, автоматического
радиокомпаса, радиовысотомера, авиагоризонта.