Средний транспорто-пассажирский вeртолет Ми-38 разрабатывается по
заказу гражданской авиации для замены парка транспортно-пассажирских
Ми-8 и Ми-17. По сравнению с Ми-17 вертолет Ми-38 имеет более
вместительную грузопассажирскую кабину и более эргономичную кабину
пилотов, рассчитанную на экипаж из двух человек. Разработка вертолета
Ми-38 ведется в рамках совместного предприятия "Eвро-Миль". На первом
этапе создается вариант вертолета с двигателем Pratt&Whitney Canada PW-127T/S. Ми-38 -
вертолет нового поколения, способен обеспечить новый уровень стандартов
комфорта и безопасности при выполнении пассажирских перевозок и
специальных работ по категории А (FAR-29).
Назначение. Ми-38 - предназначен для перевозки пассажиров (включая VIP перевозки),
перевозки грузов внутри кабины и на внешней подвеске, поисково-спасательных операций,
а также для эвакуации больных. Ми-38 имеет вместительную кабину, дверь-трап
по левому борту и грузовую сдвигаемую дверь по правому борту. В двери по
правому борту может устанавливаться бортовая лебедка грузоподъемностью до
300 кг. В центре пола имеется люк, в котором устанавливается система внешней
подвески, рассчитанная на грузы весом до 7000 кг. Комфортабельный пассажирский
салон на 30 меcт с шагом кресел 0,765 м и минимальной шириной прохода - 0,38 м.
В пассажирской кабине предусматривается буфет, отделение с полками для
размещения багажа, туалет. Для создания комфортных условий в кабине экипажа
и грузопассажирской кабине вертолет оборудуется системой кондиционирования
и вентиляции. Пассажирская кабина оборудуется специальными выходами и люками
для быстрого покидания в аварийной ситуации, для пассажиров и экипажа
предусматриваются спасательные жилеты, вертолет оборудуется спасательным
плотом и аварийно-спасательной УКВ-радиостанцией, в санитарном варианте
в грузопассажирской кабине могут быть размещены 16 носилок. Предусмотрено
оборудование вертолета системой аварийного приводнения. Ми-38 оснащается
новейшим пилотажно-навигационным комплексом, позволяющим осуществлять
стабилизацию угловых положений вертолета в полете по крену, курсу и высоте,
контроль работы двигателя, трансмиссии, контроль работы приборного
оборудования. Ми-38 оснащен спутниковой навигационной системой. Для
отображения информации кабина экипажа оборудована цветными
многофункциональными дисплеями. Получение радиолокационной и радиотехнической
информации обеспечивается с помощью навигационного метеолокатора.
На Ми-38 планируется реализация технологии обслуживания по состоянию.
Удельная трудоемкость технического обслуживания снижена по сравнению с
вертолетом Ми-8 примерно в 2 раза за счет встроенной системы автоматизированного
контроля исправности бортового оборудования и двигателей, сокращения количества
узлов смазки.
Конструкция. Вертолет одновинтовой схемы имеет удлиненный фюзеляж, в
"инструкции которого применяются трехслойные панели и детали из композитных
материалов. Шестилопастная втулка несущего винта оборудована эластомерными подшипниками
для крепления несущего винта. Размещение двигателей за главным редуктором снижает
уровень шума в кабине и повышает безопасность при аварийной посадке.
Лопасти несущего и рулевого винтов изготавливаются из стеклоуглепластика
но технологии непрерывной намотки. Для защиты от обледенения лопасти несущего и
рулевого винтов, а также передние стоила кабины экипажа, приемник воздушного давления
и передняя часть пылезащитного устройства оборудуются электротепловой противооблединительной
системой. Система электроснабжения дублированная. Гидравлическая система вертолета
состоит из трех автономных гидросистем. Под грузовым полом размещаются 6 мягких топливных
баков общей емкостью 3796 л. Для перегоночных полетов дальностью до 1300 км в
грузовой кабине вертолета может устанавливаться дополнительный топливный бак.
Хронология создания. Начало проектирования - 1981 г. Презентация модели в
Ле Бурже - 1989 г. Макет - август 1991 г. Презентация натурного макета - Мосаэрошоу - 1992 г.
Начало изготовления двух опытных экземпляров - 1993 г. Презентация доработанного
макета - МАКС-95.
Состояние. В 1994-1999 гг. проведено рабочее проектирование, завершена постройка опытных
образцов для статических и динамических испытаний. В 2001 г. проведены летные испытания
комплекта лопастей на летающей лаборатории, созданной на базе вертолета Ми-17. В середине
2003 г. на Казанском вертолетном заводе завершена постройка прототипа №1 для начала летных
испытаний. После проведения заводских испытаний участниками объединения будет приниматься
решение о строительстве других прототипов, сроках сертификации и начале серийного
производства.
22 декабря 2003 г. на аэродроме Казанского вертолетного завода состоялся первый полет многоцелевого вертолета нового поколения Ми-38. Его выполнили летчики-испытатели МВЗ им. МЛ.Миля
В.Н.Ковтанин и А.М.КЛИМОВ. Полет продолжался 6 минут. На следующий день вертолет демонстрировали в воздухе официальным лицам РФ: вице-премьеру Б.САлешину, Генеральному директору «Росавиакосмоса»
Ю.Н.Коптеву и др.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ми-38 |
Диаметр несущего винта, м |
21.10 |
Диаметр рулевого винта, м |
3.84 |
Длина,м |
25.22 |
Высота ,м |
5.56 |
Ширина, м |
4.50 |
Масса, кг |
|
пустого |
8300 |
нормальная взлетная |
14200 |
максимальная взлетная |
15600 |
Тип двигателя |
2 ГТД
PW-127T/S |
Мощность, л.с. |
2 х 2500 |
Максимальная скорость, км/ч |
285 |
Крейсерская скорость, км/ч |
275 |
Перегоночная дальность, км |
1350 |
Практическая дальность, км |
820 |
Радиус действия, км |
325 |
Практический потолок, м |
5200 |
Статический потолок, м |
2500 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка: |
32 пассажира или 5000 кг груза в кабине или до 6000 кг груза на подвеске |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2004
|