Вертолет Ми-4 является первым военно-транспортным вертолетом в отечественных вооруженных силах. Создание вертолета было
ускорено возросшей ролью вертолетов в вооруженных силах, подтвержденной на
практике в военных действиях в Корее, особенно при высадке вертолетами в
1951 г. морского десанта в Инчоне.
Разработка, летные испытания и внедрение вертолета Ми-4 в серийное
производство были осуществлены в рекордно короткий срок - в течение одного
года: 5 октября 1951 г. было подписано постановление правительства о
создании вертолета и началась его конструктивная разработка, а уже в июне
1952 г. первый опытный вертолет БД-12 (вертолет десантный на 12 мест)
совершил первый полет (летчик-испытатель В.В. Виницкий) и в этом же году
начал производиться серийно. В 1953 г. первые серийные вертолеты Ми-4А
успешно прошли войсковые испытания и стали поступать в вооруженные силы.
По своим летно-техническим характеристикам и грузоподъемности вертолет Ми-4
значительно превосходил все зарубежные вертолеты. Имея такую же компоновку
силовой установки с поршневым двигателем, установленным в наклонном
положении в носовой части фюзеляжа, как у вертолета Сикорский 5-55,
созданного в 1949 г., вертолет Ми-4 превосходил его по грузоподъемности
более чем в два раза, перевозя нагрузку 1200 кг в нормальном варианте и 1600
кг в перегрузочном. Просторная грузовая кабина вмещала 12 десантников с
личным вооружением и боеприпасами и 16 десантников в перегрузочном варианте
или грузы массой до 1600 кг, в том числе пушку калибром 57 мм с расчетом,
два мотоцикла М-72 с колясками и пять десантников или автомобиль-вездеход
ГАЗ-67В, а позже ГАЗ-69, и была снабжена грузовым люком в задней части с
откидными створками и опускающимся трапом - решение, которое стало
традиционным в дальнейшем для военно-транспортных вертолетов. Под фюзеляжем в
носовой части была предусмотрена гондола для стрелка с пулеметом калибром
12,7 мм на турельной установке. На всех вертолетах Ми-4 использовалась одна
и та же силовая установка - специально разработанный для него вариант
поршневого двигателя воздушного охлаждения АШ-82В взлетной мощностью 1250
кВт,1700 л. с., разработанный ОКБ им. В.Д. Швецова.
При разработке и доводке вертолета Ми-4 был решен ряд сложных
научно-технических проблем, среди которых устранение флаттера лопастей
несущего винта, повышение динамической прочности несущего и рулевого винтов
и увеличение ресурса основных агрегатов. Вертолеты Ми-4 серийно
производились в 1953 - 1966 гг. на вертолетном заводе в Казани, где было
построено примерно 3200 вертолетов различных модификаций, из которых более
700 были поставлены в 1956-1966 гг. за рубеж в 24 страны; кроме того,
вертолеты Ми-4 под обозначением 2-5 производились в 1958 - 1979 гг. по
лицензии в КНР в г. Харбине, где было построено 545 вертолетов. В 1955 ,г.
на двух вертолетах Ми-4 был совершен перелет из Москвы до полярной станции
"Северный полюс-5" протяженностью более 5000 км. На вертолетах Ми-4 в 1956 -
1965 гг. были установлены 8 международных рекордов, в их числе подъем груза
массой 2000 кг на высоту 6017 м и массой 1000 кг на высоту 7575 м, а в 1958
г. на Всемирной выставке в Брюсселе вертолет был удостоен диплома и золотой
медали.
Вертолеты Ми-4 широко использовались в вооруженных силах СССР, где в ВВС
были сформированы вертолетные полки, в каждом из которых имелось 60
вертолетов. Уже в 1950 г. на воздушном празднике в Тушино демонстрировались
24 вертолета Ми-4, а в 1954 г. с 36 вертолетов Ми-4 был высажен десант с
автомобилями и легкой артиллерией.
В 1956 г. вертолеты Ми-4 использовались в военных действиях в Венгрии, в
1961-1962 гг. в Индии, в 1965 г. в Пакистане, в 1960-1975 гг. в Ираке, в
Эфиопии в 1971-1980 гг. и других странах, а в 1978 г. в Афганистане, где они
вскоре были вытеснены вертолетами Ми-8 и. Ми-24. По данным на середину 1995
г., в вооруженных силах различных стран используются 555 вертолетов Ми-4:
Албания - 18, Алжир - 30, Афганистан - 12, Болгария - 14, Венгрия - 40,
Вьетнам - 30, Ирак - 40, Йемен - 4, КНР - 350, Куба - 5, Судан -10 и др.
Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом, одним ПД и четырехопорным
шасси. Фюзеляж полумонококовой конструкции, с поршневым двигателем,
установленным в наклонном положении в носовой части, и двухместной кабиной
экипажа над ним. Центральную часть фюзеляжа занимает грузовая кабина
размерами 4,15х1,70х1,6 м и объемом 16 м3 с задним грузовым люком размерами
1,86х1,6 м с опускающимся грузовым трапом и открывающимися в стороны
створками. С левого борта кабины расположена дверь размерами 0,9х1,45 м, в
дверном проеме устанавливается стрела с электролебедкой БА-47 для подвеса
груза, по бокам кабины имеются три круглых окна, одно из них в двери. В
кабине размещаются откидные сиденья для 12 десантников; в перегрузочном
варианте - для 16 десантников, включая стрелка; в санитарном варианте в
кабине устанавливается 8 носилок для раненых, столик и сиденье для санитара.
Кабина летчика имеет поточно-вытяжную вентиляцию и большие сдвижные двери. С
1957 г. вертолеты Ми-4 оборудуются системой внешней подвески грузов массой
1200 кг, в перегрузочном варианте - до 1600 кг. В носовой части фюзеляжа под
грузовой кабиной снизу размещается гондола для стрелка с остеклением впереди
и креплением ограниченно-подвижной установки НУВ-1 с пулеметом ТКБ 181
калибром 12,7 мм и коллиматорным прицелом К-10Т. Хвостовая балка коническая,
круглого сечения полумонококовой конструкции, с отклоненной вверх концевой
балкой.
Шасси четырехопорное, неубирающееся, главные опоры ферменной конструкции, с
масляно-воздушными амортизаторами и тормозными колесами размером 700х850 мм,
передние опоры с самоориентирующимися колесами размером 100х150 мм, на конце
хвостовой балки снизу размещена предохранительная хвостовая опора с
воздушным амортизатором.
Несущий винт четырехлопастный, с шарнирным креплением лопастей и
фрикционными демпферами. Лопасти с 1960 г. прямоугольной формы в плане,
цельнометаллические, с прессованным лонжероном из алюминиевого сплава и
приклеенными секциями с сотовым заполнителем, хорда лопасти 0,62 м, профиль
лопасти NАСА 23012, ресурс лопасти 2500 ч. До 1960 г. несущие винты имели
лопасти смешанной конструкции со стальным трубчатым лонжероном и обшивкой из
фанеры и полотна, ресурс которых не превышал 500 ч. Лопасти имели
трапециевидную форму в плане с хордой в корневых сечениях 0,8 м и на конце
0,325 м, профиль лопасти МАСА 230.
Рулевой винт диаметром 3,6 м, трехлопастный, толкающий, с деревянными
лопастями трапециевидной формы в плане.
Силовая установка состоит из одного двухрядного звездообразного
14-цилиндрового поршневого двигателя АШ-82В с принудительным воздушным
охлаждением, установленного в наклонном положении в носовой части фюзеляжа и
снабженного открывающимися в стороны створками для облегчения обслуживания;
по бокам фюзеляжа размещены боковые воздухозаборники системы воздушного
охлаждения с осевым вентилятором.
Топливная система состоит из одного мягкого протестированного бензобака
емкостью 1000 л в специальном контейнере в центральной части фюзеляжа. Для
перегоночных полетов в грузовой кабине устанавливается дополнительный бак
емкостью 275 л. Маслосистема состоит из одного маслобака емкостью 65 л и
маслорадиатора, охлаждаемого воздухом от вентилятора двигателя.
Трансмиссия состоит из главного редуктора с муфтой свободного хода и
собственной маслосистемой, промежуточного редуктора, редуктора рулевого
винта, соединительных валов и тормоза несущего винта, скорость вращения вала
несущего винта на взлетном режиме 198 об/мин, на номинальном режиме 178
об/мин. Система управления впервые в практике отечественного
вертолетостроения выполнена бустерной, с гидроусилителями по всем четырем
каналам, работа которых- обеспечивается от основной и дублирующей
гидросистем с рабочим давлением 3,9 - 5,9 мПа, 40 - 60 кг/см2.
Управление вертолетом двойное, с пружинными загрузочными механизмами.
Оборудование обеспечивает пилотирование вертолета днем и ночью и в сложных
метеорологических условиях, стандартное радиооборудование, состоящее из
радиостанции РСИХ-ЗМ, радиокомпаса АРК-5, радиовысотомера РВ-2,
радиолокационной станции СРО и переговорного устройства СПУ-2 для различных
модификаций, дополняется специальным оборудованием. Вертолет оснащен
кислородным оборудованием, обеспечивающим работу экипажа при высотных
полетах с кислородным баллоном емкостью 2 л и противообледенительной
спиртовой системой; в санитарном варианте дополнительно устанавливается 8
кислородных баллонов емкостью по 1,8 л для раненых.
Модификации
: |
|
|
Ми-4А |
базовая
модификация, основной транспортно-десантный вертолет вооруженных сил
стран Варшавского Договора в 1950-1970 гг.
|
Ми-4АВ |
вооруженный вариант Ми-4А.
|
Ми-4ГФ |
заводское название "разоруженного" Ми-4, был предназначен для использования в ГВФ. |
Ми-4ГР |
вариант, оснащенный в 1963 г. широкодиапазонной панорамной радиолокационной станцией обнаружения и ретрансляции "Гребешок-3". |
Ми-4КК, Ми-4КУ |
подвижной пункт непрерывного управления частями, выделенными для поддержки сухопутных войск. Создан в 1961 г. для оперативных
групп воздушных армий. Представляет собой комплекс из двух вертолетов: командного пункта Ми-4КК (Ми-4ВКП) и пункта управления авиационными
соединениями Ми-4КУ (Ми-4ВПУ). Вертолеты могли действовать как вместе, так и самостоятельно. |
Ми-4Л |
лесопожарный вертолет для борьбы с лесными пожарами.
|
Ми-4М |
противолодочный
вертолет, в 1959 г. предъявлен на государственные испытания, в 1963
г. принят на вооружение авиации ВМФ.
|
Ми-4М |
медицинский вариант, созданный в 1956 г. по заказу Министерства здравоохранения СССР. Некоторые Ми-4 переоборудовались в "летающие
операционные". |
Ми-4МК (Ми-4ПП) |
постановщик помех, оснащенный в 1964 г. станцией радиопомех "Маяк-3" и дополнительными антеннами. |
Ми-4МТ |
ударный противолодочный торпедоносец, созданный на базе Ми-4М в 1963 г.; мог брать на борт торпеду ПЛАТ-1 или ракету "Кондор"
либо глубинные бомбы общей массой до 520кг; из-за отсутствия поисковой РЛС применялся только вместе с Ми-4М. В 1963 г. на базе Ми-4М ОКБ М.Л. Миля
разработало поисково-ударный комплекс, включающий ударный Ми-4МУ, поисковый Ми-4МО с гидроакустической станцией "Ока" и поисковый Ми-4МС с
теплопеленгатором первоначального обнаружения "Сура". |
Ми-4МЭ |
экспортный вариант Ми-4М,
разработан в 1963 г.
|
Ми-4Н "Филин" |
опытный разведывательный вариант для ведения боевых действий в ночных условиях, построенный в 1958 г. |
Ми-4П |
пассажирский,
для перевозки 10 пассажиров и 200 кг груза.
|
Ми-4ПГ |
первый опытный вариант, оснащенный системой для перевозки грузов на внешней подвеске, был создан в 1956 г. |
Ми-4ПС
|
поисково-спасательный
вертолет; разработка была начата в 1958 г. |
Ми-4С |
спасательный вертолет для ВВС и
ВМФ.
|
Ми-4СВ |
"утепленный" вариант Ми-4, созданный в 1956 г. для работы на Севере. |
Ми-4СХ |
сельскохозяйственный,
с опрыскивателем для жидких химикатов.
|
Ми-4Т |
вертолет-торпедоносец,
развитие Ми-4М, без магнитометра и РЛС.
|
Ми-4ТАРК |
разработанный в 1963-1964 гг. телевизионный артиллерийский разведчик-корректировщик. |
Ми-4У |
вертолет-целеуказатель, оборудованный аппаратурой "Успех" для обнаружения наземных и надводных целей и выдачи данных
целеуказания системам ракетного оружия ВМФ. Построен в 1961 г. |
Ми-4УМ |
радиоуправляемая мишень — вариант Ми-4, созданный в 1979 г. |
Ми-4ФВ (Ми-4КВ) |
"фотограф-водитель" с аппаратурой "Кварц-49" для управления катером-мишенью ВМФ, был испытан в 1955 г. |
Ми-4Щ |
полярный вариант, созданный в 1955 г. для работы на советских арктических и антарктических станциях. |
Ми-4 с радиоаппаратурой "Приставка" |
Создан в 1957 г. для управления автоматическими аэростатами. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ми-4А |
Диаметр главного винта, м |
21.00 |
Длина,м |
26.80 |
Высота ,м |
4.40 |
Ширина, м |
2.00 |
Масса, кг |
|
пустого |
5100 |
нормальная взлетная |
7150 |
максимальная взлетная |
7550 |
Топливо, л |
|
внутренние |
600 (800) |
с дополнительным баком |
914 (1200) |
Тип двигателя |
1 ПД Швецов АШ-82В |
Мощность, кВт |
1 х 1250 |
Максимальная скорость, км/ч |
185 |
Крейсерская скорость, км/ч |
140 |
Дальность действия, км |
|
при номинальном топливе |
410 |
с максимальным запасом топлива |
500 |
с 1 ПТБ |
660 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
336 |
Практический потолок, м |
5500 |
Статический потолок, м |
2000 |
Экипаж, чел |
1-2 |
Полезная нагрузка: |
12-16 солдат или 8 больных на носилках (санитарный вариант) + 1 сопровождающий или 1200 кг груза (максимально - 1600 кг) |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2020
|