Идея использования вертолета в качестве
"летающего штаба" появилась в
Советском Союзе вместе с первыми такими аппаратами, еще экспериментальными,
сразу после окончания Великой Отечественной войны, но была реализована только в
1961 г., когда на базе серийного транспортного вертолета Ми-4 сделали
специальную модификацию Ми-4ВКП – "воздушный командный пункт".
Однако этот вертолет с одним поршневым двигателем АШ-82В взлетной мощностью 1700
л.с. быстро перестал удовлетворять требованиям времени. В 1957 г. совершил свой
первый полет гораздо более мощный винтокрылый гигант Ми-6 – в то время он
действительно был самым большим, тяжелым и мощным вертолетом в мире. Его
серийный выпуск начался в 1959 г. в Ростове-на-Дону, а затем и в Москве, но там
он продолжался недолго, поскольку авиазавод № 23 передали ракетчикам.
Два турбовальных двигателя Д-25В мощностью по 5500 л.с. позволяли ему взлетать с
весом до 42,5 тонны, поднимать 10 тонн груза и развивать скорость до 300 км/ч –
Ми-6 тогда был, наверное, еще и самым быстрым вертолетом в мире, по крайней
мере, среди серийных.
Объем его грузовой кабины был целых 80 кубометров, что позволяло разместить в
ней не только груз, но и что-то другое. На базе этой классической машины,
служившей более полувека в авиации нашей страны и за ее пределами, было сделано
множество специальных модификаций, в том числе и воздушные командные пункты.
Хотя скорость в таком варианте несколько снизилась из-за добавочного
аэродинамического сопротивления, создаваемого новыми антеннами, а взлет и
посадку в обычных условиях рекомендовалось выполнять по-самолетному с разбегом и
пробегом, воздушный командный пункт армейского уровня Ми-6А ВКП (Ми-6ВКП)
оказался машиной
чрезвычайно полезной и востребованной, способной в сложной обстановке гораздо на
большее, чем предполагали разработчики и было записано в руководстве по его
летной эксплуатации.
Первым воздушным командным пунктом на базе вертолета Ми-6 был Ми-6А ВКП (изд.
50А ВКП) строевой, воздушный командный пункт армейского уровня. Создан по
инициативе Министерства обороны СССР в связи с необходимостью повышения
устойчивости боевого управления большими массами войск в условиях маневренной
войны. Проект и доработка серийного вертолета выполнены АРЗ-535 МО СССР (г.
Конотоп, Украинская ССР). Проектные работы велись в Отделе руководства
оборудованием (ОРО) завода под руководством майора Д.М. Мельникова, ведущими
специалистами по группам были В.М. Морозов, В.Ф. Косенков и капитан Е.И. Марфенков.
Вертолет предназначался для решения следующих задач:
- обеспечения выхода из-под удара КП армии, его мобильности и способности
передвигаться вслед за частями с целью непрерывного управления ее частями и
соединениями;
- оперативного создания дополнительных (ранее не выявленных противником) каналов
связи, работающих из другой географической точки и на других частотах;
- оперативного создания дополнительных каналов связи (в том числе со Ставкой
верховного главнокомандования) перед нанесением удара с применением тактического
ядерного оружия, когда интенсивность радиообмена резко возрастает на короткое
время (это связано как с получением подтверждения на применение ТЯО от
вышестоящего штаба, так и с необходимостью своевременного информирования
большого числа своих подразделений, что делается заблаговременно для принятия
ими мер защиты от поражающих факторов ТЯО, но так, чтобы противник не успел
приготовиться к этому).
Кроме того, вертолет ВКП рассматривался как "запасной штаб" на случай, если
основной наземный командный пункт армии будет выявлен и уничтожен противником.
Потому существовали термины ВКП, ВПУ и ВзПУ. Воздушный командный пункт
предназначался для работы только с земли – он прибывал на место назначения,
развертывал при необходимости дополнительные антенны или подключался к
существующим, включал аппаратуру и приступал к передаче и приему сообщений.
Основные отличия:
- демонтировано все оборудование для погрузки, перевозки, разгрузки и
десантирования личного состава, техники, грузов, раненых;
- грузовая рампа заблокирована в закрытом положении;
- грузовая кабина была разделена на два отсека перегородкой (в переднем находилась спецаппаратура связи и ее операторы, в заднем – офицеры группы управления штаба
армии) и получила декоративную отделку для создания комфортных условий работы в
ней;
- в салоне установлены дополнительные средства связи, включающие радиостанции,
аппаратуру уплотнения каналов и засекречивания связи – ЗАС (см. таблицу Ми-6А ВКП, Ми-22 и Ми-27 РЭО, а также справку № 2 по системам ниже);
- изменена электросистема вертолета для питания спецаппаратуры;
- обеспечено подключение спецаппаратуры вертолета к наземным источникам питания
для работы на земле;
- на фюзеляже и хвостовой балке установлены дополнительные антенны;
- в комплект оборудования включены дополнительные выносные антенны, которые
развертываются на земле;
- обеспечено питание спецаппаратуры от штатной вспомогательной силовой установки
АИ-8 вертолета на земле;
- в экипаж включены операторы спецаппаратуры (два офицера и три прапорщика), также
имеются места для офицеров группы боевого управления;
- вместо правого внешнего топливного бака установлен керосиновый обогреватель
КО-50 для поддержания нормальной температуры в салонах и в зонах установки
спецаппаратуры в зимних условиях.
Головной вертолет был переоборудован силами АРЗ-535. Он прошел заводские и
Государственные испытания при участии специалистов ОКБ Миля, институтов МАП и МО
СССР с положительной оценкой. На производстве АРЗ-535 МО СССР во второй половине
70-х гг. в этот вариант переоборудовано 36 готовых (новых, не бывших в
эксплуатации) вертолетов Ми-6А выпуска Ростовского вертолетного завода. В
эксплуатации была освоена и работа средств связи в воздухе – несмотря на то, что
бортовые (встроенные) антенны имели существенно меньшие размеры и не было
возможно подключить внешние источники питания, дальность связи на высоте часто
оказывалась больше, т.к. не было помех от рельефа.
Вертолеты Ми-6А ВКП эксплуатировались в отдельных вертолетных полках боевого
обеспечения и управления и связи ВВС СССР (ОВП БИУ) до конца 90-х гг.
Некоторые образцы специальной аппаратуры, установленные на вертолетах Ми-6ВКП:
- Р-111, КВ-радиостанция из комплекта оборудования вертолета Ми-6А ВКП
(установлено 3 комплекта) и Ми-22 (на последнем – 3 полукомплекта). На вертолете
Ми-9 работает на выдвижную штыревую или наземную антенны. Обеспечивает связь с
сухопутными войсками в диапазоне 20-52 МГц.
- Р-130, радиорелейная КВ-радиостанция из комплекта оборудования вертолета Ми-6А
ВКП. Дублирует станцию Р-140 при работе в воздухе.
- Р-140, КВ радиостанция из комплекта оборудования вертолета Ми-6А ВКП. Работает
только на земле на выносную антенну. Излучаемая мощность 1000 Вт. Питание – от
АБ-8Т-230. Имеет приемник Р-155.
- Р-409, радиорелейная УКВ радиостанция из комплекта оборудования вертолета Ми-6А
ВКП и Ми-22 (на последнем – 3 полукомплекта). На земле работает на выносную
антенну, в воздухе – на встроенную. Имеет аппаратуру уплотнения каналов П-303 и
П-317.
- Р-802ВЯ, радиостанция из комплекта оборудования вертолета Ми-6А ВКП (установлено
2 комплекта) и Ми-22 (на последнем – 1 комплект?). Обеспечивает связь в воздухе
в метровом и ДМВ диапазонах.
- Р-831М1, радиостанция из комплекта оборудования вертолета Ми-6А ВКП (установлено
2 комплекта) и Ми-22 (на последнем – 1 комплект?). Обеспечивает связь в воздухе
в метровом и ДМВ диапазонах.
- Р-847, КВ радиостанция из комплекта оборудования самолетов Ту-22, Ту-22М2,
Су-24. Устанавливается также на вертолете Ми-6А ВКП. Имеет приемник Р-876.
- П-303, аппаратура уплотнения каналов связи для Р-409 (уплотняет один канал до
шести). Устанавливается на вертолетах Ми-6А ВКП и Ми-6АЯ (Ми-22).
- П-317, аппаратура уплотнения каналов связи для Р-409 (уплотняет один канал связи
в телефонном режиме телеграфным каналом при сохранении основного канала ТЛФ).
Устанавливается на вертолетах Ми-6А ВКП и Ми-6АЯ (Ми-22).
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ми-6ВКП |
Диаметр несущего винта, м |
35.00 |
Диаметр рулевого винта, м |
6.30 |
Длина,м |
33.17 |
Высота ,м |
9.86 |
Ширина, м |
15.30 |
Масса, кг |
|
пустого |
34580 |
максимальная взлетная |
44500 |
Топливо, кг |
6315 +
1750 (1 ПТБ) |
Тип двигателя |
2 ГТД ПНПП Авиадвигатель (Соловьев) Д-25В (ТВ-2БМ) |
Мощность, кВт |
2 х 4100 |
Максимальная скорость, км/ч |
280 |
Крейсерская скорость, км/ч |
250 |
Перегоночная дальность, км |
1270 |
Практическая дальность, км |
600 |
Скороподъемность, м/мин |
310 |
Практический потолок, м |
4000 |
Статический потолок, м |
2500 |
Экипаж, чел |
6 + 5 операторов связи |
Полезная нагрузка: |
до 40 пассажиров |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2020
|