Вертолет Ми-8МСБ является одной из последних модификаций вертолета Ми-8МТ.
Отличительной особенностью данного вертолета является его полная ремоторизация.
На новой модификации был установлен двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии (с
электрической системой запуска). Этот двигатель
специально разрабатывался на запорожском моторостроительном заводе "Мотор Сич"
под данный вертолет. Дело в том, что эту машину будут
собирать в Украине, но перед этим там приняли решение ее немного доработать.
Замена двигателя позволила уменьшить потребление топлива - в зависимости от
условий эксплуатации, от 10% до 20% (и соответственно, увеличить дальность
полёта), повысить на 30% эксплуатационный ресурс силовой установки и увеличить
эффективность эксплуатации вертолёта (особенно в условиях горной местности и
высоких температур - до 52 градусов по Цельсию). Статический потолок увеличился
до 2400 м, а динамический - до 7300 м.
В ходе испытаний было установлено, что в случае выхода из строя одного из
двигателей, вертолёт способен взлететь на одном двигателе в режиме перегрузки.
Согласно данным производителя, модернизация позволяет продлить лётный ресурс
вертолёта на 2 тыс. лётных часов или 8 лет эксплуатации с возможностью
дальнейшего продления ресурса вертолёта до 16 лет.
Разработка ремоторизованного вертолёта Ми-8 была начата АО "Мотор Сич" в конце
1990-х годов в инициативном порядке и с использованием собственных средств.
В 2010 году было предложено устанавливать на военный вариант модернизированного
вертолёта Ми-8 станцию оптико-электронного подавления "АДРОС" КТ-01АВЭ и
комбинированное устройство выброса тепловых ложных целей "АДРОС" КУВ 26-50.
Первые вертолёты были изготовлены на территории Украины (в ходе модернизации
вертолёты проходили капитальный ремонт на Конотопском авиаремонтном заводе "Авиакон",
а затем ремоторизацию в Запорожье).
В 2011 году руководство АО "Мотор Сич" приняло решение о переносе производства
Ми-8МСБ на Оршанский авиаремонтный завод (контрольный пакет акций которого был
выкуплен АО "Мотор Сич"), но потребовался почти год на техническое переоснащение
этого предприятия.
17-19 мая 2012 года пассажирский вертолёт Ми-8МСБ с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В
4Е серии был впервые представлен общественности на 5-й международной выставке
вертолетной индустрии "HeliRussia-2012". В дальнейшем, между АО "Мотор Сич" и
ДОСААФ был подписан протокол о намерениях, в соответствии с которым
предполагалась возможность проведения ремоторизации российских вертолётов Ми-8 с
использованием двигателей Т3-117ВМА-СБМ1В на АО "Московском авиационно-ремонтном
заводе ДОСААФ" (МАРЗ), но дальнейшего развития данная инициатива не получила.
К началу октября 2012 года общие расходы АО "Мотор Сич" по разработке Ми-8МСБ
составили 6,5 млн. долларов США. 20 октября 2012 года пресс-служба министерства
обороны Украины объявила о завершении испытаний вертолёта[7].
6 ноября 2012 года заместитель генерального директора АО "Мотор Сич" Владимир
Семенов сообщил в интервью, что компания выполнила модернизацию четырёх
вертолётов Ми-8 до уровня Ми-8МСБ и стоимость модернизации одного вертолёта
составляет 5-6 млн. долларов США[8] (при этом стоимость работ по выполнению ремоторизации составляла 2-3 млн. долларов - около половины общей стоимости
модернизации).
В 2012 году было разработано эжекторное экранно-выхлопное устройство "АДРОС"
АШ-01В (которое представляет собой ЭВУ с тремя контурами эжекции,
разворачивающее поток горячих выхлопных газов на 60° вверх с разделением на 13
потоков), в 2013 году было предложено устанавливать их на военный вариант
модернизированного вертолёта Ми-8.
В начале августа 2013 года министерство обороны Украины сообщило о намерении
принять на вооружение вертолёт Ми-8МСБ. 15 августа 2013 года на аэродроме "Кировское"
государственного научно-исследовательского центра вооружённых сил Украины
вертолёт Ми-8МСБ (бортовой номер UR-MSB) с экипажем из двух человек установил
новый мировой рекорд подъема на высоту в подклассе E-1g класса E-1 (для
двухдвигательных вертолётов массой от 6 000 до 10 000 кг). Рекордная высота 9150
метров была достигнута за 29 минут 30 секунд и зафиксирована бароспидографом.
27 августа-1 сентября 2013 года на 11-м Международном авиационно-космическом
салоне МАКС-2013 в Жуковском был представлен второй вертолёт Ми-8МСБ (бортовой
номер UR-MSF) - транспортно-пассажирский вариант, изготовленный из транспортного
вертолёта Ми-8Т.
В дальнейшем, АО "Мотор Сич" начало изготовление двух вертолётов Ми-8МСБ для
авиакомпании "Orsha Air" на ОАО "Оршанский авиаремонтный завод" (при этом,
двигатели для вертолётов поставляли из Украины, а остальные детали и агрегаты
для вертолётов белорусского заказа изготавливали в Белоруссии). В сентябре 2013
года на аэродроме Боровая был представлен первый Ми-8МСБ (бортовой номер
EW-999AP) для "Orsha Air".
По состоянию на начало апреля 2014 года, в коммерческой эксплуатации украинской
частной авиакомпании АО "Мотор Сич" находились два гражданских Ми-8МСБ (бортовые
номера UR-MSF и UR-MSJ).
В апреле 2014 года и.о. министра обороны Украины М. В. Коваль утвердил приказ "Про прийняття на озброєння Збройних Сил України десантно-транспортного вертольота
Мі-8МСБ-В", в соответствии с которым десантно-транспортный вариант вертолёта
Ми-8МСБ-В был официально принят на вооружение вооружённых сил Украины.
Военный вертолёт Ми-8МСБ-В в ходе модернизации получает дополнительное
оборудование: новые системы сбора, регистрации и обработки полётной информации,
аварийный радиомаяк, лазерная система формирования прицельной марки ФПМ-01КВ,
станция оптико-электронного подавления "АДРОС", комбинированное устройство
выброса тепловых ложных целей "АДРОС" КУВ 26-50, экранно-выхлопные устройства "АДРОС"
АШ-01В для снижения температуры и рассеивания потоков выхлопных газов. Кроме
того, на вертолёт могут быть установлены дополнительные топливные баки и
вооружение: управляемые (в том числе РК-2В "Барьер-В") и
неуправляемые ракеты, стрелково-пушечное вооружение, до шести авиабомб или
система воздушного минирования ВСМ-1.
Преимущественные показатели вертолета Ми-8МСб относительно вертолета Ми-17
-
Возможность эксплуатации вертолета на высотах до 7300 метров.
-
Обеспечение базирования на высотах до 4600 метров с возможностью полного
выключения двигателей.
-
Сокращение часового расхода топлива на 20 %, что позволяет увеличить
дальность
полета, либо повысить величину коммерческой загрузки.
-
Снижение затрат на эксплуатацию и обслуживание.
-
Время подготовки к запуску вертолета (Ми-8МСБ – 5 минут, Ми-17 –10 минут).
-
На высоте до 500 метров ЛтХ вертолета Ми-8МСБ практически не отличаются от
аналогичных характеристик вертолета Ми-17.