Десантно-транспортный Ми-8МТВ-5/Ми-17В-5 – современная модификация вертолета
Ми-8МТ, разработанная с учетом опыта боевого применения. Создан в результате
дальнейшего совершенствования вертолетов семейства Ми-8, разработанных
конструкторским бюро Московского вертолетного завода на средства и при
непосредственном участии Казанского вертолетного завода.
Первый полет опытного образца – 1995 г. Начало серийного производства – 1996 г.
Начиная с 1995 г. вертолет Ми-8МТВ-5 многократно участвовал в авиационных
выставках и демонстрационных показах во Франции, Германии, Греции, Китае,
Бразилии, Чили.
Серийное производство развернуто на КВЗ. Всего построено около 100 вертолетов
для поставок на экспорт. Регионы эксплуатации – Индия, Китай.
Вертолет предназначен для перевозки грузов и десантников внутри кабины и
крупногабаритных грузов на внешней подвеске. Компоновка вертолета позволяет
минимизировать время покидания вертолета, что особенно важно при десантировании
в условиях боя (36 человек за 15 секунд). В десантном варианте на вертолете
устанавливаются 36 сидений, 6 из них – легкосъемные. Ми-17В-5 оснащен системой
беспарашютного десантирования, которая позволяет осуществлять одновременный
спуск четырех человек. Вертолет оборудуется лебедкой СЛГ-300 с бортовой стрелой
грузоподъемностью 300 кг. Для осуществления поиска пострадавших в ночное время
используется прожектор типа SX-16. Для эвакуации пострадавших в грузовой кабине
может быть установлено 12 носилок. Транспортировка крупногабаритных грузов
осуществляется с помощью внешней подвески, оснащенной весоизмерителем и системой
аварийного сброса. Предусмотрена возможность перевозки длинномерных грузов
внутри фюзеляжа с открытой аппарелью. Для увеличения дальности полета Ми-17В-5
оснащается дополнительными топливными баками (до 4-х баков внутри грузовой
кабины или два бака снаружи на специальных фермах).
Вооруженный вариант Ми-17В-5 предназначен для огневой поддержки сухопутных
войск, десанта при высадке или эвакуации, для осуществления прицельного
бомбометания. Для защиты от РЛС ЗРК противника устанавливается бортовой комплекс
обороны (БКО), включающий экранно-выхлопное устройство (ЭВУ), УВ-26 или АСО-2В,
Л166-В1А и другое оборудование. Для применения в ночных условиях кабина
адаптирована к использованию очков ночного видения. Ми-17В-5 может быть
укомплектован обзорными системами (FLIR) российского или западного производства.
Вертолет, оборудованный такими системами, может эффективно использоваться при
проверке функционирования линий электропередачи, газовых и нефтяных
трубопроводов, проведении экологического мониторинга. Навигационное оборудование
"АБРИС" обеспечивает отображение положения вертолета на подвижной электронной
карте и адаптировано к применению очков ночного видения.
Проводится программа поэтапной модернизации. Для улучшения высотных
характеристик вместо двигателя ТВ3-117ВМ будут установлены ВК-2500, а вместо
вспомогательной силовой установки (ВСУ) АИ-9 ‑ ВСУ Safir. Ми-17 в такой
комплектации прошел испытания в высокогорных районах Тибета. В результате были
достигнуты: практический потолок до 6500 м, статический потолок до 4500 м,
проверена возможность запуска двигателей в диапазоне температур от -40°С до
+40°С на высоте свыше 6000 м.
Модернизированная модификация с двигателем ВК-2500 и новой ВСУ получит новое
бортовое оборудование и новые агрегаты несущей системы, разработанные МВЗ им.
М.Л. Миля для современных вертолетов Ми-28 и Ми-38. Эта модернизация будет
выпускаться под обозначением Ми-17В-7.
Конструкция.
Одной из отличительных особенностей Ми-17В-5 (Ми-8МТВ-5) является изменение
конфигурации дверей и люков. Изменена форма носовой части ("дельфиний нос"). На
Ми-17В-5 (Ми-8МТВ-5) установлены расширенная на 0,4 м левая дверь,
дополнительная правая дверь стандартного размера. Вместо откидывающихся вручную
грузовых створок установлена аппарель, открывающаяся с помощью гидравлического
привода, что обеспечивает сокращение времени подготовки вертолета к погрузке и
выгрузке, позволяет избежать ручных операций. Конструкция фюзеляжа обеспечивает
возможность модернизации вертолета и оснащения его дополнительным оборудованием
по требованию покупателя. В случае эксплуатации на аэродромах с пылевым
покрытием может быть оборудован пылезащитным устройством. Носовая часть фюзеляжа
имеет поднимающийся вверх носовой обтекатель, который позволяет получить доступ
для обслуживания размещенного в носовой части оборудования. Топливные баки могут
поставляться в протектированном исполнении и с пенополиуретановым заполнителем.