В мае 1960 года для замены поршневого вертолёта Ми-4 началась разработка вертолёта В-8 (Ми-8) с газотурбинными двигателями. Вертолёт разрабатывался одновременно в двух вариантах: пассажирском Ми-8П и транспортном Ми-8Т. В конструкции вертолёта был применён ряд оригинальных технических решений: крупногабаритные дюралюминиевые штамповки, клеесварные соединения,
автоматическая система регулирования работы двигателей. По сравнению с Ми-4 новый вертолёт
обладал более высокими лётными характеристиками и вдвое большей грузоподъёмностью. Первый опытный В-8 с
одним двигателем АИ-24В и четырёхлопастным винтом от Ми-4 впервые поднялся в воздух в 24 июня 1961 года (лётчик-испытатель Б.В.Земсков). 2 августа 1962 года лётчик-испытатель Н.В.Лёшин оторвал от
земли прототип В-8А с двумя ТВ2-117 и пятилопастным винтом, а 17 сентября состоялся его первый свободный полёт.
В мае 1964 г. была завершена сборка нового пассажирского В-8АП в варианте правительственного салона. Он почти ничем не отличался от В-8АТ и послужил базой для испытания модернизированного
автопилота АП-34Б и синхронизатора оборотов несущего винта. В-8АП был показан руководителям партии и правительства. В сентябре того же года с полетов на В-8АП начался второй этап («Б») программы
совместных государственных испытаний. Успешно завершивший программу государственных испытаний В-8АП был переоборудован весной 1965 г. на опытном производстве завода № 329 в комфортабельный
вариант для перевозки 28 пассажиров. К этому времени опытный вертолет В-8АП был практически доведен до совершенства, ресурс большинства его агрегатов достигал 500 ч. В июне он был представлен на
авиационном салоне в Париже, где получил высокую оценку у зарубежных специалистов за прекрасные летно-технические характеристики и комфортабельность и был признан одним из самых удачных вертолетов
среднего класса. Столь же успешно вертолет демонстрировался через несколько месяцев на промышленной выставке в Копенгагене. В дальнейшем вертолеты Ми-8 почти ежегодно принимали участие во всех
крупных международных авиасалонах и выставках, достойно представляя отечественную авиационную промышленность в разных частях земного шара.
Серийное производство Ми-8 началось в марте 1965 года на авиазаводе №387 в Казани. Уже в конце года из сборочного цеха вышли первые серийные образцы. К 1969 году Ми-8 полностью заменил на
сборочной линии Ми-4. В 1970 году к его производству приступил и Улан-Удинский завод.
Вертолёт Ми-8 одновинтовой схемы с пятилопастным трёхшарнирным несущим и трёхлопастным рулевым винтами. Шасси трёхопорное, неубирающееся, с самоориентирующейся фиксируемой в полёте передней
стойкой. Для защиты рулевого винта имеется хвостовая опора. От транспортного Ми-8Т вертолёт Ми-8П отличается прямоугольными иллюминаторами и отсутствием на хвостовой балке антенны доплеровского
измерителя путевой скорости и угла сноса ДИВ-1. В салоне основного варианта Ми-8П установлены 28 мягких пассажирских кресел. Двадцативосьмиместная компоновка пассажирского салона стала основной на
серийных Ми-8П. Только в 1968 г. она подверглась небольшой доработке. Был изменен задний отсек фюзеляжа - в нем расположили багажное отделение. Пассажирская кабина удлинилась более чем на метр.
Задние створки сделали меньшего размера, и в них установили заднюю входную дверь с трапом. Ми-8П мог также использоваться в качестве санитарного или транспортного вертолета для перевозки
малогабаритных грузов внутри кабины и крупногабаритных - на внешней подвеске. Несколько лет спустя на базе Ми-8П и более поздних его модификаций были созданы варианты с пассажирской кабиной на 20,
24 и 26 мест. Ми-8П может применяться в качестве санитарного и транспортного (малогабаритные грузы внутри кабины, крупногабаритные - на внешней подвеске).
В 1968 году конструкция фюзеляжа в задней части подверглась доработке. Там был расположен багажный отсек. Пассажирский салон
удлинился более чем на метр. Задние створки стали меньше, в них
установили заднюю входную дверь с трапом.
В 1962-1991 годах на двух заводах изготовлено около 5200 вертолётов (3700 - в Улан-Удэ) Ми-8. Из них около 2800 поставлено на экспорт в 40 стран мира. Половина выпущенных вертолётов и сейчас
находится в эксплуатации. В 1964-1967 годах на Ми-8 установлено 7 международных рекордов (большинство женскими экипажами).
Модификации
: |
|
|
В-8А |
второй
прототип. Отличался двумя двигателями и пятилопастным винтом.
|
В-8АП |
четвёртый
прототип. Изготовлен в 1964 году в варианте правительственного
салона. В 1965 году переоборудован в пассажирский вариант.
|
Ми-8АПС, Ми-8АП-2, Ми-8АП-4 |
варианты
повышенной комфортности ("салоны"). Отличаются двигателем.
ТВ2-117АГ. Выпускаются в Улан-Удэ.
|
Ми-8М |
модернизированный
на 40 пассажирских мест (проект). Отличался удлинённым фюзеляжем и
двигателями ТВ3-117. Разрабатывался в 1964-1971 годах.
|
Ми-8П |
пассажирский вертолёт на 28 мест. Имеет иллюминаторы прямоугольной формы.
|
Ми-8ПА |
с
форсированными двигателями ТВ2-117Ф (1700 л.с.). Сертифицирован в
Японии в 1980 году.
|
Ми-8ПС |
пассажирский вертолёт с салоном повышенного комфорта. "Cалон" на 7,
9 или 11 пассажиров (соответственно Ми-8ПС-7, Ми-8ПС-9, Ми-8ПС-11). Имел два больших кожаных кресла возле стола, диван, на
столе - телефонный аппарат; предусмотрены небольшой буфет, гардеробный отсек и туалет, увеличенные иллюминаторы прямоугольной формы, а также
дверь-трап. |
Ми-8ПС |
штабной вертолёт с квадратными иллюминаторами. |
Ми-8С |
(второй с таким обозначением) - "салон" на базе Ми-8Т. Разработан в 1969 году. |
Ми-8ТП |
пассажирский вертолёт, построенный по заказу Министерства обороны специально для перевозки
международных инспекторских групп по контролю за мероприятиями по ограничению вооружений. Имеет салон несколько более скромный, чем Ми-8ПС. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ми-8П |
Диаметр главного винта, м |
21.29 |
Диаметр хвостового винта, м |
3.91 |
Длина,м |
18.17 |
Высота ,м |
5.65 |
Масса, кг |
|
пустого |
6800 |
нормальная взлетная |
11100 |
максимальная взлетная |
12000 |
Тип двигателя |
2 ГТД Климов ТВ2-117А |
Мощность, кВт |
2 х 1257 |
Максимальная скорость, км/ч |
250 |
Крейсерская скорость, км/ч |
225 |
Практическая дальность, км |
480 |
Практический потолок, м |
4500 |
Статический потолок, м |
1900 |
Экипаж, чел |
2-3 |
Полезная нагрузка: |
до 28 пассажиров или 12 носилок с сопровождающими или 4000 кг груза в кабине или 3000 кг на подвеске |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2020
|