Полномасштабная разработка морского и тактического транспортного вертолета NH-90 (NATO Helicopter-90 - вертолет НАТО 90-х годов)
фирмами Великобритании, Франции, Италии, Германии и Нидерландов началась в декабре 1986 г. В апреле 1987 г. Великобритания отказалась от участия в программе, предпочтя
британо-итальянский проект ЕН-101. Для координации разработки вертолета и подготовки его серийного производства в 1992 г. образовали консорциум "NH
Индастриз", в который вошли фирмы "Агуста" (26,9%), "Еврокоптер Дойчланд" (24,0 %), "Еврокоптер Франс" (42,4%) и "Фоккер" (6,7%).
Согласно договоренностям, за производство передних частей фюзеляжей, редукторов рулевого винта и втулок несущих винтов отвечает "Еврокоптер Франс" (Мариньян); центральных частей
фюзеляжей - "Еврокоптер Дойчланд" (Оттобрюне); задних частей фюзеляжей, валов несущих винтов и главных редукторов - "Агуста" (Кассина-Коста); хвостовых балок- производители из
Голландии (Йепенбург); лопастей - производитель из Франции (Ла-Курневю); промежуточных редукторов и шасси - также голландцы.
Вертолет проектировали в двух вариантах- корабельного базирования и транспортный для сухопутных войск и ВВС. Вариант NFH (NATO Fregat Helicopter
- вертолет для базирования на фрегатах ВМС стран НАТО) автономно решает задачи поиска и уничтожения подлодок и надводных целей, осуществляет загоризонтное наведение
УР класса "поверхность-поверхность", выполняет поисково-спасательные операции, перевозит грузы в кабине и на внешней подвеске. Применять с фрегата его возможно в ПМУ и СМУ
благодаря системе посадки на палубу "Гарпун", спасательной лебедке и автоматической системе складывания лопастей несущего винта и хвостовой балки.
Программа NH-90 предусматривала постройку одного вертолета для наземных испытаний и пяти прототипов для летных. Испытания
единственного GTV (Ground Test Vehicle - вертолет для наземных испытаний), изготовленного "Агустой", начались 28 сентября 1995 г
Первый летный прототип РТ1 (бортовой № F-ZWTH) покинул завод фирмы "Еврокоптер Франс" 29 сентября 1995 г. Его первый полет состоялся 18
декабря 1995 г. Впервые машину продемонстрировали в Берлине на авиакосмической выставке в мае 1996 г.
Второй летный прототип РТ2 (бортовой № F-ZWTI) изготовили к ноябрю 1996 г Его первый полет состоялся 19 марта 1997 г. После налета в
пять часов на вертолете установили ЭДСУ полетом взамен механической. Первый полет с ней машина совершила 2 июля 1997 г. Третий РЕ3 для испытаний БРЭО выполнил первый полет в конце
1998 г., четвертый РТ4 построен в варианте ТТН, пятый РТ5 - в варианте NFH на заводе фирмы "Агуста". Это первый полноценный прототип
морского вертолета. Впервые он поднялся в воздух 22 декабря 1999 г.
Чем больше стран создают "единый" образец военной техники, тем дольше его разрабатывают. NH-90 - не исключение. Сначала
планировалось закупить 726 вертолетов NH-90 в вариантах ТТН и NTH (220 - для вооруженных
сил Франции, 272 - Германии, 214 -Италии и 20 - для Нидерландов). В июле 1996 г. их число сократилось до 647. Программу неоднократно пересматривали, приостанавливали и даже
собирались аннулировать из-за различного видения в странах-участниках корабельного вертолета, сокращения военных бюджетов, сложностей организационного плана.
Контракт на поставку первой партии вертолетов подписали лишь летом 1999 г. Бочку меда традиционно "украсила" ложка дегтя -голландцы из-за проблем с финансированием отложили на
четыре года (до 2007 г.) закупку 20 вертолетов NH-90 в варианте NFH. В то же время
Италия и Германия договорились разработать еще вариант NH-90 для поисково-спасательных операций в интересах ВС. Пока заказано 152
вертолета NH-90 первой партии: 27 NFH для Франции (поставка в 2004-05 гг.); четыре NFH (поставка в 2007 г.) и 61 машина в тактическом транспортном варианте ТТН (поставки с 2003 г.) для Германии; 15 NFH и 25 ТТН для Италии(поставки с 2004 г.); 20 NFH для Нидерландов. Окончательную сборку
вертолетов наладят в Германии, Италии и Франции. Для Нидерландов их будут собирать в Италии.
NH-90 обладает неплохими перспективами на мировом рынке корабельных машин. По массе и габаритам он занимает нишу между Sea Hawk
и Merlin, с вместительной кабиной сочетая возможность базирования на кораблях класса ниже, чем фрегат. На
NH-90 установлена ЭДСУ полетом. Пока с такой системой летает только американский боевой RAH-66 Comanche.
С ним NH-90 роднит и форма планера, уменьшающая РЛ-заметность. Правда, форма эта досталась морскому варианту "в
наследство" от транспортного. Требования к снижению заметности в радиодиапазоне более актуальны для сухопутной машины, однако варианту NFH
уменьшение ЭПР также не повредит.
"Первой ласточкой" в продвижении NH-90 на мировой рынок стал контракт с Норвегией на поставку 14 вертолетов, подписанный 30 ноября
2001 г. Шесть машин закупят в противолодочном варианте, восемь - в поисково-спасательном. Их поставка - в 20052008 гг. Зарезервирован заказ на поставку еще десяти
поисково-спасательных NH-90.
Вертолет рассчитан на эксплуатацию при температурах от -40 до +50°С. Спецификация предусматривает не более 250 отказов оборудования и систем на каждую 1000 ч налета при
технической надежности вертолета 97,5%. Экипаж - три человека: два летчика и оператор поискового оборудования. Вертолет могут эксплуатировать и два человека (летчик и оператор) в ПМУ и СМУ.
Фюзеляж выпуклой формы полностью выполнен из КМ. Как на российском штурмовике Су-25 и ударном Ка-50, боевую живучесть NH-90
обеспечивает защита наиболее важных узлов и агрегатов менее важными. Несущий винт - четырехлопастный, с эластомерными упругими элементами, втулка - из титана. Лопасти с хордой 0,65
м полностью выполнены из КМ. Они спроектированы по безбумажной технологии в среде программирования Catia CAD/CAM, обладают
усовершенствованным профилем и аэродинамической круткой законцовок. Рулевой винт - четырехлопастный бесшарнирный. Лопасти с хордой 0,32 м изготовлены из КМ и конструктивно подобны
лопастям несущего винта.
Шасси фирмы "DAF Спешиал Прадактс" -трехопорное, с носовой опорой, убираемое. Передняя стойка - двухколесная, основные
-одноколесные. Предусмотрена установка баллонетов для посадки вертолета на воду.
Силовая установка - два турбовальных двигателя Турбомека/Роллс-Ройс/MTU RTM-322-01/9. Система управления ими -цифровая FADEC. Сухая масса двигателя составляет 240 кг, длина - 1,17 м, диаметр - 0,6 м. Вертолеты NH-90
для ВС Италии оснащают ГТД Альфа Ромео/Дженерал Электрик Т700-Т6Е. NH-90 способен летать без потери высоты в условиях МСА на высоте 1000 м на одном двигателе. Запускают основные двигатели от ВСУ или от электростартера. ВСУ также питает системы кондиционирования при выключенных основных двигателях.
Трансмиссия рассчитана на передачу мощности до 3413 л.с. (2545 кВт) при работе двух ГТД или 2749 л.с. в течение 30 с при работе одного. Она может работать без смазки в течение
30 мин. Топливная система включает протектированные топливные баки (в нижней части фюзеляжа), самозатягивающиеся при попадании пуль калибра 12,7 мм. Суммарная масса топлива во
внутренних баках - 1902 кг/
ЭДСУ полетом "Еврокоптер Франс" - четырехканальная, исключающая перекрестные связи между каналами управления. Она оптимизирована для полетов на малых и предельно малых высотах с
огибанием рельефа местности. Управляют вертолетом с помощью боковых рукояток. Центральный процессор системы управления полетом - разработки "SFIM"
и "Аления". Имеется радиотехническая система захода на посадку "Томсон-CSF" и "Маркони". Работу гидравлической системы
обеспечивают две механические помпы и одна электрическая. Для питания электрооборудования предусмотрены четыре электрогенератора и две аккумуляторные батареи. На
NH-90 установлена автоматическая система пожаротушения.
Авионика построена по принципу открытой архитектуры с использованием шин данных MIL-STD-1553B с двойным резервированием. Их в
единый комплекс связывают несколько БЦВМ, диагностирующих и контролирующих бортовое оборудование, навигационную систему, автопилот.
Радиосвязное оборудование включает интегрированный радиокоммуникационно-идентификационный комплекс "Томсон-CSF TSC-2000 IFF" и
внутреннее переговорное устройство "Род энд Шварц". Осветительное оборудование кабины летчиков совместимо с очками ночного видения. Основные приборы отображения информации в кабине
летчиков - пять многофункциональных ЖКИ размером по 20х20 см. Предусмотрена установка нашлемных прицелов-индикаторов.
В состав целевого оборудования NFH входят опускаемая АС, сбрасываемые активные и пассивные РГБ, детектор магнитных аномалий, канал
передачи данных "корабль-вертолет" Link 11. Машину оснащают и поисковой БРЛС кругового обзора. На обоих вариантах вертолета
предусмотрена ИК-система обзора передней полусферы.
Бортовой комплекс обороны включает устройства отстрела ИК-ловушек и ДОС. Вертолет NFH может быть вооружен самонаводящимися
противолодочными торпедами, глубинными бомбами, УР "воздух-воздух" общей массой до 700 кг.