Уголок неба ¦ Sikorsky S-58C

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
главная многоцелевые
   S-58C
       
Разработчик: Sikorsky
Страна: США
Первый полет: 1956
Тип: Многоцелевой вертолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Многоцелевой S-58 нашел широкое применение во всем мире не только как средство вооруженной борьбы, но и как уникальное гражданское транспортное и технологическое средство. В августе 1956-го его официально сертифицировали американским авиарегистром. Первоначально гражданский вертолет носил официальное название как экспортный вариант армейского Н-34А: S-58B. Однако оно не прижилось на гражданских машинах, получивших впоследствии обозначение S-58C (Civil).

Гражданская модификация отличалась от базового Н-34, в первую очередь, внутренним убранством пассажирской кабины. Она защищалась звукоизолирующим покрытием и разделялась на два салона, подобных железнодорожному купе. Каждое отделение имело одностворчатую дверь по правому борту, шесть мягких кресел, по три квадратных окна с каждой стороны и сопутствующие элементы комфорта.

В другом варианте пассажирской кабины кресла располагались по периметру. Сзади пассажирской кабины находилось багажное отделение. Для снижения веса пол кабины не имел усиления, лопасти и концевая балка не складывались. Спасательной лебедки не было, но внешняя подвеска предусматривалась для каждого вертолета. Под входными дверями монтировались подножки, облегчавшие доступ в пассажирскую кабину. В качестве силовой установки применялась гражданская модификация двигателя "Райт".

Многие авиакомпании заинтересовались гражданским S-58 еще задолго до сертификации и заблаговременно сделали заказы. Среди компаний - старые поклонники Сикорского "Нью-Йорк Эйруэйз" и "Сабена". Они получили первые машины уже в августе 1956-го. Затем последовали заказы от "Лос-Анджелес Эйруэйз", "Чикаго Хеликоптер Эйруэйз". Компании значительно пополнили парк вертолетов в 1970-е и 1980-е годы, когда вооруженные силы США и других стран выставили на рынок списанные Н-34. Все они переоборудовались в гражданские по аналогии с S-58C. Особенно много демобилизованных S-58 эксплуатировалось в районах нефте - и газоразработок.

В 1970-е только на севере Канады действовало свыше дюжины авиакомпаний, основу которых составляли винтокрылые машины Сикорского. Общая численность эксплуатировавшихся S-58 составляла около пятисот машин. Заложенные в конструкцию уникальная надежность и долговечность позволили эффективно использовать их до 30-40 лет, цифра для вертолета невероятная. Винтокрылые машины Сикорского многократно окупили свою стоимость. S-58 вошел в историю как один из самых экономичных и эффективных вертолетов в мире.

Рассказ о гражданских сферах применения лучшего вертолета Сикорского был бы не полон, если не упомянуть еще об одной трагикомической странице в истории авиации. Главный конкурент И.Сикорского в тяжелом вертолетостроении Ф.Пясецкий был вынужден из-за несогласий с советом директоров покинуть в 1955-м созданную им фирму. Он учредил небольшую новую компанию, которая занималась разработкой ряда оригинальных проектов, в том числе и "Хели-Стата". Проекты гибридных летательных аппаратов, объединяющих аэростат и вертолет, время от времени предлагались изобретателями ряда стран, но нигде не вышли из стадии моделей. Пясецкий решил претворить в жизнь эту концепцию.

В 1985-м он присоединил к дирижаблю ZPG четыре полученных с флотских складов вертолета S-58. С них демонтировали шасси и хвостовые части фюзеляжа. Увлекшийся конструктор пренебрег особенностями динамики многовинтовых схем. При первом же взлете на гибриде начался воздушный резонанс. "Хели-Стат" развалился и сгорел, похоронив под собой одного из летчиков, а с ним и надежды энтузиастов подобного рода фантастических проектов.

Широкому применению S-58 способствовал и тот факт, что компания Сикорского поощряла своих постоянных заказчиков. Например, тому, кто эксплуатировал S-58 от трех до пяти лет, бесплатно выдавались запчасти на 25% общей стоимости вертолета. Специальный пожарный вариант S-58 перевозил 1,5т пеногасящего раствора, который разбрызгивался с воздуха. Мощный индуктивный поток под несущим винтом весьма способствовал этому процессу.

Широкому применению S-58 способствовал и тот факт, что компания Сикорского поощряла своих постоянных заказчиков. Например, тому, кто эксплуатировал S-58 от трех до пяти лет, бесплатно выдавались запчасти на 25% общей стоимости вертолета. Специальный пожарный вариант S-58 перевозил 1,5т пеногасящего раствора, который разбрызгивался с воздуха. Мощный индуктивный поток под несущим винтом весьма способствовал этому процессу.

 



 ЛТХ:
Модификация   S-58C
Диаметр главного винта, м   17.07
Диаметр хвостового винта, м   2 .90
Длина,м   14.25
Высота ,м   4.36
Масса, кг  
  пустого   3461
  максимальная взлетная   5895
Тип двигателя   1 ПД Wright R-1820-84
Мощность, кВт   1 х 1400
Максимальная скорость, км/ч   198
Крейсерская скорость, км/ч   158
Практическая дальность, км   450
Скороподъемность, м/мин   335
Практический потолок, м   2800
Статический потолок, м   750
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   10-16 пассажиров


 Доп. информация :


  Фотографии:

 S-58C (c) Bert Visser
 S-58C
 S-58C (c) Roger Syratt
 S-58C (c) Flodur
 S-58C (c) Tony Zeljeznjak

 



 

Список источников:

Крылья Родины 2000-04. Вадим Михеев. Гениальное творение конструктора Сикорского
Aeroliners.net : Sikorsky S-58
K.Munson. Helicopters And Other Rotorcraft Since 1907
G.Apostolo. The Illustrated Encyclopedia of Helicopters


Уголок неба. 2020 



 

  Реклама: