Вертолет S-76 является
первым вертолетом фирмы Sikorsky, разработанным для гражданского
применения. Разработка вертолета была начата в 1976 году в соответствии
с требованиями к легкому транспортному вертолету, который мог
использоваться для обслуживания морских нефтяных промыслов, а также в
качестве административного и многоцелевого вертолета. Требованиями
предусматривалась перевозка 12 пассажиров с экипажем из двух летчиков на
расстояние 740км со скоростью 230км/ч. При разработке вертолета S-76 был
использован опыт создания вертолета S-70 "Black Hawk".
Первый из четырех опытных
образцов поднялся в воздух 13 марта 1977 г., а первый серийный вертолет,
полностью сертифицированный согласно правилам полетов по приборам, был
поставлен 27 февраля 1979г. Двухлетняя программа сертификации стала
результатом использования усовершенствованного сочетания динамических
систем и силовой установки, разработанных исходя из военных требований,
но дальнейшее усовершенствование продолжалось с того времени, как
началось серийное производство, которое с 1 марта 1982г. переключилось
на улучшенный вариант S-76 Mk II. Он отличается усовершенствованной
системой кондиционирования, улучшениями динамической системы, более
простыми, с точки зрения технического обслуживания, панелями и
улучшенным вариантом турбовального двигателя Аллисон (Allison) 250,
который позволяет увеличить гарантированную выходную мощность.
В 1983г. фирма Сикорского
подняла в воздух первый вертолет S-76B. Оснащенный двумя двигателями
Пратт-Уитни (Pratt & Whitney) PT6B-36A мощностью 771 кВт (1033 л.с.), он
имеет аэродинамические усовершенствования, разработанные для вертолета
UH-60, и полностью отвечает требованиям правил полетов по приборам
категории А. Двенадцатиместный вариант S-76C был представлен в июне
1989г. и поднялся в воздух в мае 1990г. с двигателями Турбомека Ариэль (Turbomeca
Arriel) 1S1. К этому времени он уже получил военные заказы из Гонконга и
Испании.
В 2011 году начал проходить
сертификацию новый вариант вертолета - S-76D
оборудованный ГТД Pratt & Whitney Canada PW210S мощностью 1,050
э.л.с.
Конструкция.
Вертолет одновинтовой схемы, с
рулевым винтом, двумя ТВД и трехопорным шасси.
Фюзеляж монококовой конструкции, выполнен со значительным использованием
композиционных материалов. В конструкции носовой части применены стекловолокно и кевлар; для грузовой кабины использованы легкие сплавы и сотовый заполнитель;
хвостовая балка полумонококовой конструкции, выполнена из легких сплавов. Кабина
экипажа оборудована для первого и второго летчиков. Применение сдвоенного
цифрового автопилота позволяет осуществлять пилотирование одним летчиком.
Передние стекла кабины снабжены двойными стеклоочистителями; система обогрева
стекол устанавливается по желанию заказчика.
Пассажирская кабина площадью 4.18м2, размерами 2.46 х 1.02 х 1.37м и объемом
5.78м3 снабжена системой отопления и вентиляции. Система кондиционирования по
желанию заказчика. В административном варианте с четырехместной, шестиместной
или восьмиместной компоновками предусматриваются улучшенная звукоизоляция,
радиотелефонная аппаратура, улучшенный интерьер и более высокий уровень
комфорта. Сиденья в кабине установлены в три ряда - по четыре сиденья в ряд с
шагом 0.79м. В задней части кабины расположен багажный отсек объемом 1.08м3,
снабженный люками с каждой стороны фюзеляжа. В транспортном многоцелевом
варианте возможна установка грузового троса с крюком для внешней подвески груза,
рассчитанного на усилие 1815кг, и спасательной лебедки грузоподъемностью 270кг.
Доступ в кабины обеспечивается через четыре откидывающиеся на шарнирах двери, по
две с каждой стороны. Сдвижные двери в грузовую кабину устанавливаются по
желанию заказчика. В конструкции обтекателей и дверей применен кевлар.
Оперение состоит из стабилизатора и киля, служащего пилоном рулевого винта.
Стабилизатор прямой, трапециевидной формы в плане, с симметричным профилем и
увеличенной хордой. Размах 3.15м. Киль двухлонжеронной конструкции, имеет
симметричный профиль.
Шасси трехопорное, с носовой опорой, убирающееся, с пневматиками низкого
давления. Носовая стойка убирается назад, основные стойки отклоняются к осевой
линии в задней части фюзеляжа. Выпуск и уборка шасси производится с помощью
гидравлической системы. Шасси снабжено гидравлическими тормозами. Колея 2.44м,
база 5м. Вертолет может быть дополнительно оснащен аварийными надувным
поплавковым шасси.
Несущий винт четырехлопастный, разработан на базе конструкции несущего винта
вертолета UH-60А, имеет шарнирное крепление лопастей. Центробежные нагрузки,
нагрузки в плоскости взмаха и плоскости вращения воспринимаются эластомерными
подшипниками. Имеются ограничители взмаха. Лопасти прямоугольной формы в плане,
со стреловидными законцовками из кевлара (30° по передней, 10° по задней
кромке), профилем Sikorsky SC-1095 и нелинейной круткой. Хорда лопасти 0.39м.
Полый лонжерон овального сечения выполнен из титанового сплава. По носку лопасти
проходят противоабразивные накладки из никелевого и титанового сплавов,
заполнитель слоистой конструкции выполнен из номекса, обшивка лопасти - из
стеклопластика. Имеются гидравлические демпферы колебаний в плоскости вращения и
маятниковые гасители колебаний на втулке несущего винта. Втулка монолитной
конструкции из алюминиевого сплава. Тормоз несущего винта устанавливается по
желанию заказчика.
Срок службы лопастей 4900ч. Лопасти требуют одноразовой замены в течение всего
срока эксплуатации вертолета. Разработана конструкция лопасти из композиционных
материалов со встроенными противообледенительными элементами. Угол наклона вала
несущего винта 5°.
Рулевой винт диаметром 2.44м, четырехлопастный, перекрестно-торсионной
конструкции из композиционных материалов, установлен с левой стороны киля.
Лопасти прямоугольной формы в плане, имеют несимметричный профиль, хорда лопасти
0.16м. Лонжерон выполнен из углеволокна с однонаправленным расположением
волокон, обшивка из стеклопластика. Масса винта уменьшена на 40% по сравнению с
массой винта обычной конструкции. Лопасти требуют двухразовой замены в течение
всего срока эксплуатации вертолета. Предусматривается установка съемных противообледенительных протекторов на лопастях.
Двигатели, помещенные в отсеки, установлены в верхней части фюзеляжа, за пилоном
рулевого винта. Имеют передний вывод выходного вала, независимые системы подачи
топлива и смазки и противопожарной защиты. Двигатели снабжены фильтрами очистки
воздуха и противообледенительными устройствами. Топливо содержится в двух
самоуплотняющихся баках. Стандартный запас топлива 1064л. Масса расходуемого
топлива 914кг. Дополнительный бак объемом 250л может быть установлен в багажном
отсеке. Заправка баков самотеком индивидуальная, через отдельные горловины с
каждой стороны фюзеляжа. Предусмотрена система обнаружения и борьбы с пожаром в
силовой установке. Изменена конфигурация выхлопных сопл двигателей. Имеется
электронная цифровая система управления работой двигателя фирмы "Гамильтон
Стандарт". Для аварийных случаев предусмотрено ручное управление. Ресурс
двигателя до капитального ремонта 3000ч.
Трансмиссия включает главный редуктор и вал привода рулевого винта,
промежуточный редуктор, редукторы двигателей. Главный редуктор фирмы "Фиат"
рассчитан на передачу мощности 1110кВт. Ресурс главного редуктора 1500ч.
Система управления несущим и рулевым винтами гидравлическая, бустерная,
дублированная.
Гидравлическая система обеспечивает работу системы управления, лебедки, тормозов
шасси. Давление в гидросистеме (20.5МПа) обеспечивается двумя насосами с
приводом от главного редуктора. Максимальный расход рабочей жидкости 15.9л/мин.
Электросистема в варианте для полетов по приборам включает генератор переменного
тока мощностью 7.5 кВА с приводом от главного редуктора и статический
преобразователь переменного тока (115В, 600ВА, 400 Гц). Аккумуляторная батарея
емкостью 34 А*ч устанавливается по желанию заказчика. В варианте для визуального
полета электросистема содержит два стартер-генератора постоянного тока (200А) и
никель-кадмиевую батарею (24В, 17 А*ч).
Электронное оборудование размещается в носовой части фюзеляжа. Предусмотрены
система полета по приборам и различные виды радионавигационного и
радиолокационного оборудования по требованию заказчика, в том числе
приемопередатчик VHF-20, автоматический радиокомпас, радиовысотомер,
метеорологическая РЛС, радиодальномерная аппаратура, низкочастотная
навигационная система, аварийный радиомаяк. Предусмотрено использование
сдвоенного цифрового автопилота, который может быть использован либо в режиме
автопилота, либо в режиме системы повышения устойчивости и управляемости.